Майские указы президента

Содержание
  1. «Майские указы» Владимира Путина пять лет спустя. Они исполнены? — Meduza
  2. Не просто указы
  3. Критика на парадном совещании 
  4. «Это чиновничьи игры» 
  5. Указы в долг 
  6. Майский указ 2.0: какой ценой регионы и страна выполнят поручения Путина
  7. Россия — в числе крупнейших экономик
  8. Увеличение жизни, естественный прирост населения
  9. Преодоление бедности
  10. Рост реальных доходов и пенсий
  11. Майский указ президента о повышении зарплаты бюджетникам вступит в силу 1 октября 2019 года
  12. Майский указ президента о повышении зарплаты бюджетникам увеличит оклад на 4,3 %
  13. Майский указ президента о повышении зарплаты бюджетникам коснется определенных категорий сотрудников
  14. Майский указ президента о повышении зарплаты бюджетникам прописан в законодательстве
  15. «Майские указы» Владимира Путина пять лет спустя. Они исполнены?
  16. Не просто указы
  17. Критика на парадном совещании
  18. «Это чиновничьи игры»
  19. Указы в долг 

«Майские указы» Владимира Путина пять лет спустя. Они исполнены? — Meduza

Майские указы президента

Пять лет назад президент Владимир Путин подписал «майские указы» — поручения, следующие за его предвыборными обещаниями. 11 документов должны были резко увеличить конкурентоспособность России на международных рынках, повысить уровень жизни граждан, увеличить темпы роста строительства жилья и других отраслей производства.

Экономический кризис и западные санкции, введенные после присоединения Крыма, сделали «майские указы» трудновыполнимыми; ответственность за них в итоге легла на регионы, сразу же ушедшие в долги.

По просьбе «Медузы» журналист «Коммерсанта» Андрей Перцев рассказывает, как планировалось реализовать «майские указы» — и что с ними на самом деле произошло.

Не просто указы

Третий срок Владимира Путина начался не только с жесткого разгона митинга на Болотной площади 6 мая 2012 года, но и с подписания так называемых майских указов на следующий день.

11 документов были выпущены пакетом и стали единственными указами президента, которым Кремль дал особое название. «Майские» затрагивали все сферы: оборонную промышленность и медицину, внешнюю политику и науку, «межнациональное согласие» и жилье.

И конечно, повышение зарплат. Не касались они разве что только внутренней политики. 

Первые годы действия указов казалось, что правительство и региональные чиновники существуют только для того, чтобы их исполнять: министров и губернаторов периодически вызывали на ковер, а Общероссийский народный фронт, следивший за исполнением документов, постоянно критиковал исполнителей. 

«Майские указы» во многом повторяли тезисы предвыборных статей Путина и выглядели своеобразным исполнением обещаний президента, на которое, быть может, избиратели особенно и не рассчитывали.

Горизонт, открывавшийся в случае воплощения статей в жизнь, впечатлял: Владимир Путин сулил повышение зарплат бюджетникам до средней по региону, а врачи и университетские преподаватели и вовсе должны были получать по две средние зарплаты.

В стране должно было появиться 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. «Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями.

Такое участие практикуется — например, в Германии в форме так называемых производственных советов», — рассуждал Путин в одной из своих предвыборный статей в феврале 2012 года о социальной справедливости. Последнее казалось легкоисполнимым, однако ни в указах, ни в жизни производственные советы не появились. 

Критика на парадном совещании 

С момента подписания указов прошло пять лет. Круглую дату в Кремле решили отметить обсуждением «майских указов» на заседании Госсовета 4 мая 2017 года.

От былого замаха осталось не так много: в качестве витрины исполнения президентских обещаний выбрали многофункциональные центры по оформлению документов и расселение ветхого жилья.

Судя по всему, за результаты этой работы Кремлю и правительству не стыдно. С остальными показателями все не так просто, хотя формально они исполнены.

«За прошедшие годы удалось придать некоторую новую динамику позитивным изменениям в наиболее чувствительных, значимых для жизни граждан сферах, таких как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство. Разумеется, проблем еще очень много и нерешенных вопросов больше, чем того, что удалось сделать», — констатировал на заседании Госсовета Путин.

На парадном мероприятии звучала и критика. «Народный фронт держит на контроле 179 ваших поручений в рамках мониторинга исполнения „майских указов“. Из них мы считаем, что 35 поручений исполнены, 44 не исполнены и 100 поручений исполнены частично и требуют доработки», — заявил глава исполкома ОНФ Алексей Анисимов.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов и вовсе заявил, что большинство указов не исполнено. «В целом реальные располагаемые доходы населения снижаются четвертый год подряд. Указы о повышении зарплаты бюджетникам исполняются только в том случае, если врачи и учителя работают на 2–2,5 ставки.

Указ о реорганизации неэффективных образовательных учреждений также на деле был воспринят многими чиновниками как сигнал к бездумной оптимизации отрасли. То же, к сожалению, происходит и в здравоохранении.

Значительное количество аварийного жилищного фонда было сокращено, к сожалению, на бумаге за счет отмены ранее принятых решений о признании многоквартирных домов аварийными», — перечислял Миронов, чья партия уже пять лет как безоговорочно поддерживает все президентские инициативы.

Даже по заседанию Госсовета можно было понять, что с «майскими указами» что-то не заладилось.

«Это чиновничьи игры» 

Главное, с чем ассоциировались «майские указы», — повышение доходов для бюджетников.

Уже в 2012 году среднюю по региону зарплату должны были получать учителя, в 2013-м — работники детских садов, к 2018 году к ним должны были подтянуться преподаватели училищ, а врачи и преподаватели университетов к тому же году, согласно указам, получали бы по две средние зарплаты.

Реальные доходы бюджетников к 2018 году по «майским» поднялись бы в 1,4–1,5 раза. Учителя и врачи с опаской, но поверили грядущему счастью: президент же обещал. Прошло пять лет — а в жизни бюджетников если что-то изменилось, то не в лучшую сторону.

«В настоящее время средняя зарплата в Санкт-Петербурге, по данным Росстата, составляет 57 603 рубля. Формально к ней с 2014 года должна быть приравнена и учительская зарплата. При этом за ставку вам пообещают около 30 тысяч рублей. Получается, что надо либо брать две ставки, либо получать равные основной зарплате премии.

Что нереально, потому что стимулирующий фонд, из которого черпаются эти премии, давно уже не составляет даже 30 процентов от фонда оплаты труда, как это было запланировано в начале реформы», — рассказал «Медузе» учитель истории из Санкт-Петербурга Андрей Демидов.

По его мнению, интерес к «майским указам» и их исполнению «закончился после того, как статистика стала радикально расходиться с ощущениями от собственной зарплаты».

До 2014 года прибавки ощущались, потом увеличение стало сходить на нет, а экономический кризис и рост цен обесценили полученное. «Пассивное равнодушие учителей грозит смениться массовым недовольством и протестами, которые когда-то и привели к появлению „майских указов“», — ожидает Андрей Демидов.

По словам учительницы из Удмуртии Анны Инютиной, в провинции «кроме чиновников, про майские указы никто и не говорит»: «Большинство толком-то о них и не слышало, а те, кто слышал, понимают, что это чиновничьи игры».

Педагог из Москвы Ирина Канторович и вовсе считает, что «майские указы» стали для администраций школ и больниц «хорошей ширмой для того, чтобы под этим флагом увольнять сотрудников в целях „экономии“».

«На деле зарплаты бюджетников в большинстве регионов далеки от средней, а во многих случаях даже уменьшились в сравнении с 2012 годом.

Например, в моей московской школе ГБОУ ЦО „Технологии обучения“ с момента принятия новой системы оплаты труда в 2013 году гарантированная зарплата учителей — без стимулирующих и других выплат — за тот же объем работы сократилась примерно на пятнадцать процентов, и это без учета инфляции!» — поясняет она.

При этом формально считается, что зарплаты бюджетников выросли. Например, в 2015 году Росстат отчитывался, что учителя получают 106 процентов от средней зарплаты по стране, а врачи — 156 процентов. 

Задумка властей по повышению зарплат бюджетникам была понятной: на фоне протестов 2011–2012 годов Кремль должен был сохранить свой базовый электорат, показать, что государство остается патерналистским. К недовольным политикой не должны были присоединиться недовольные социальной сферой или экономикой.

Другие цели «майских указов» уже мало кто может вспомнить, и для власти, это, наверное, хорошо. Например, в одном из документов анонсировалось создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Уже очевидно, что из-за экономических провалов этих показателей достичь не получится — даже притом, что сам термин «высокопроизводительное рабочее место» был изменен.

В феврале 2012 года методика определения «высокопроизводительных рабочих мест» базировалась на среднем уровне ВВП в расчете на «рабочее место по шести крупнейшим экономикам мира».

В 2013 году методика изменилась — «высокопроизводительность» места стали определять по средней зарплате его работников: если она превышала средний по региону уровень, место становилось «высокопроизводительным».

Впрочем, существует отрасль, где исполнение «майских указов» приближается к запланированным показателям, — это оборонная промышленность. «Организациями ОПК достигнуты устойчивые темпы развития, превышающие аналогичные показатели российской экономики в целом.

Так, объем промышленной продукции, произведенной организациями ОПК в 2016 году, вырос на 10,7%, в том числе в радиоэлектронной промышленности», — отчитывалось правительство в этом году.

Там же кабинет министров приводил другие цифры, не столь оптимистичные: «по сравнению с 2015 годом численность врачей увеличилась на 854 человека (0,2%), обеспеченность врачами выросла на 0,1% (с 37,1 до 37,2 на 10 тысяч населения)».

Указы в долг 

Насколько исполнимы были «майские указы»? Сейчас считается, что их полному исполнению помешал экономический кризис и санкции, — об этом, например, говорил премьер Дмитрий Медведев. Однако еще в 2013 году зам.

министра экономики Андрей Клепач объяснял, что для выполнения всех указов российская экономика должна была расти на 7 процентов в год, а для обещанного роста зарплат бюджетников — хотя бы на 4 процента. Эти цифры были недостижимы еще до кризиса и санкций.

Владимир Путин в 2013 году признался, что намеренно «завысил планку» в указах, но это не должно служить отказом от их исполнения.

Указы с завышенной планкой исполнялись за счет региональных бюджетов.

Их состояние с 2012 года стало резко ухудшаться — территории брали все новые и новые долги для того, чтобы хотя бы тянуть социальные выплаты.

По данным Минфина, в 2013 году суммарный долг российских субъектов вырос на 28,6 процента, в 2014 году — на 20 процентов, в 2015 году — на 11 процентов, и только в 2016-м рост составил 1,5 процента.

Регионы стали больше занимать в долг как раз после вступления в силу «майских». Интересно, что резкий рост долгов стал сокращаться параллельно с тем, как государство стало помогать субъектам с уходом от коммерческих кредитов (их стали заменять более дешевые бюджетные).

Сами администрации на местах тоже научились экономить — на дорогах, ремонтах, развитии. «За 3,5 года увеличили госдолг области в два раза, чтобы выполнять дорожную карту [„майских указов“].

После этого случился кризис, экономика встала, остановился рост средней заработной платы, соответственно, уже второй год зарплаты бюджетников мы не увеличиваем, а даже сокращаем», — сетует депутат заксобрания одного из регионов в центральной части России.

Он добавляет, что повышение тех же зарплат бюджетникам не помогло сделать их работу привлекательной для молодых: «Если учителей стало больше, то вакансии врачей как были незакрытыми, так и остались. Проедаем бюджет», — разводит руками депутат. 

За пять лет «майские указы» превратились для Кремля из красивого пиар-хода (все дают обещания перед выборами и не исполняют, а мы даем их после и исполняем) в не самую большую, но досадную проблему.

Массового недовольства реализацией указов нет, хотя, по данным исследования Высшей школы экономики, наиболее важные для себя обещания (типа повышения зарплат или расселения ветхого жилья) люди сочли неисполненными.

«Майские указы» давно уже не главная повестка дня в государственных СМИ: перестань говорить о «майских указах» — и о них вообще перестанут вспоминать.

Однако, судя по всему, для Владимира Путина указы и их исполнение стали своего рода вопросом престижа: для президента нельзя просто так взять и отказаться от них. Это чемодан без ручки, который уже никак не пригодится, но бросить его жалко: идея же была красивая.

Обещать что-то в 2018 году президенту теперь будет сложнее: многие бюджетники поверили «майским указам» и теперь чувствуют себя разочарованными.

Андрей Перцев, «Коммерсант»

Источник: https://meduza.io/feature/2017/05/16/mayskie-ukazy-vladimira-putina-pyat-let-spustya-oni-ispolneny

Майский указ 2.0: какой ценой регионы и страна выполнят поручения Путина

Майские указы президента

Станет ли Россия одной из крупнейших экономик, удастся ли победить бедность и улучшить жизнь пенсионеров

7 мая Владимир Путин вступил в должность президента РФ и подписал новый «майский указ» — документ, который определяет ключевые задачи на период 2018—2024 годов.

За это время Россия должна войти в число крупнейших экономик мира и избавиться от проблем с демографией. Кроме того, необходимо вдвое снизить уровень бедности, обеспечить ускоренный рост пенсий и стабильное увеличение реальных доходов граждан.

«Реальное время» рассказывает, как обстоят дела сейчас и каковы шансы на достижение поставленных целей.

Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Владимир Путин подписал сразу после инаугурации, прошедшей в Большом Кремлевском дворце.

Это второй на его счету «майский указ» — так называют программные документы, где прописаны показатели, достичь которых нужно в течение шестилетних полномочий президента и правительства.

Первый такой пакет документов был подписан 6 лет назад, 7 мая 2012-го, и содержал более 10 указов (о долгосрочной экономической политике, демографической и социальной политике, совершенствовании госуправления, военной службы и т. д.).

Реализация указов проходила неровно, и некоторые поручения остались невыполненными. Так, согласно указу о долгосрочной экономической политике, к 2018 году Россия должна была занять 20-е место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business).

Сейчас Россия на 35-й строчке рейтинга.

Демографический указ предполагал, что к 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в стране достигнет 74 лет — в 2017 году она составляла 72,7 года; суммарный коэффициент рождаемости должен был увеличиться до 1,753 ребенка на одну женщину, но составил 1,621.

Неоднозначным оказался и эффект от указов. К примеру, необходимость повышать зарплаты бюджетникам серьезно повысила нагрузку на бюджеты регионов и в ряде случаев привела к критическому росту их государственного долга.

Поздним вечером 6 мая на встрече с членами уходящего правительства Путин признал, что с исполнением указов «были сложности» и не всех показателей удалось достичь «с точностью до запятой». «Но повторю: ощутимые результаты, динамика, изменения есть. Стратегический вектор развития задан правильно», — сказал он.

Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Владимир Путин подписал сразу после инаугурации. Фото kremlin.ru

Новый «майский указ» подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

В указе — перечень поручений правительству и очередные целевые показатели, к которым необходимо прийти до конца новой шестилетки.

Некоторые из задач, вошедших в указы, Путин озвучил еще до инаугурации (например, во время мартовского послания парламенту) — и многие из них выглядят весьма амбициозно.

«Реальное время» попросило экспертов прокомментировать отдельные положения новых поручений президента.

Россия — в числе крупнейших экономик

  • Задача: вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира; обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении инфляции в пределах 4%.

Факт: по данным Всемирного банка, по размеру номинального ВВП Россия находится на 12-м месте в мире.

Пятую строчку, на которую претендует Путин, занимает (по состоянию на 2016 год) Великобритания. С ней Россию разделяет более чем двукратный разрыв — или $1,36 трлн в денежном выражении. По оценке Международного валютного фонда (МВФ), в прошлом году среди экономик мира Россия была на 11-м месте.

Однако от этого мало что меняется — чтобы попасть на пятую строчку, ВВП России должен практически удвоиться.

Другое дело, если сравнивать ВВП стран по паритету покупательной способности — в этом случае Россия располагается на шестом месте в мире, уступая пятое Германии. Чтобы прибавить одну позицию, ВВП России не доставало $162,9 млрд (по данным МВФ на 2017 год) или $394,5 млрд (по данным Всемирного банка на 2016 год).

В 2016 году мировая экономика, по Всемирному банку, выросла на 2,49%. Прогнозы на 2018—2019 годы разнятся.

Всемирный банк считает, что глобальная экономика вырастет более чем на 3%; по оценкам МВФ, рост в этом и в следующем году составит 3,9%; Fitch ждет рост в 3,2—3,3%. Российская экономика росла сопоставимыми темпами (и быстрее) до 2013 года.

После 2014-го последовало два года рецессии. В 2017 году период спада закончился, но темпы роста остаются крайне невысокими (1,5% в прошлом году).

Инфляция сейчас находится ниже цели Центробанка в 4%: в январе-апреле 2018-го она составила 2,3% в годовом выражении. ЦБ ожидает, что по итогам года инфляция придет к отметке 3—4%.

Комментирует главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах:

«ВВП удваивается только в исключительных случаях. Допустим, после большой войны: после того как произошла полная экономическая катастрофа, рост на 30% в год иногда возможен. У нас не тот случай.

[В нормальных условиях] даже самые рекордные истории экономического роста (без манипуляций со статистикой) — это где-то 10—12% в год — больше физически не бывает.

Это, к примеру, «золотой век» в Японии, эпоха «азиатских тигров».

Что для нас реалистично? Реалистично — если считать ВВП по паритету покупательной способности, поскольку тогда расти надо меньше. Выбраться с шестого места на пятое уже не так сложно. Это потребует роста, по моим прикидкам, в 4,5% в год. Это очень много, но с 2000-го по 2008-й Россия росла и больше.

Можно считать ВВП на душу населения. С учетом того, что у нас демография не очень хорошая, то [по этому показателю] можно расти на 4% в год, это среднемировые значения. Это требует усилий, но это не будет чудом. А дальше [все зависит от того] какие будут цены на сырье, удастся ли запустить высокотехнологичные отрасли и т. д.».

Увеличение жизни, естественный прирост населения

  • Задача: обеспечить устойчивый естественный рост численности населения; повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет — к 2030-му.

Факт: много лет подряд в России наблюдается естественная убыль населения (другими словами, число смертей превышает число рождений); естественный прирост был зафиксирован лишь в 2013—2015 годах. В общей сложности с 2000-го по 2017 год включительно убыль составила 7,5 млн человек.

Но за счет миграции общая численность населения осталась почти неизменной, на 1 января 2018 года она составляла 146,9 млн человек.

У Росстата есть три долгосрочных сценария развития демографии, и два из них предполагают, что даже с учетом миграции абсолютное население страны сократится. По негативному сценарию в 2018—2035 годах Россия потеряет 10,07 млн человек, по нейтральному — 982 тыс. человек. Согласно позитивному прогнозу, абсолютное население увеличится на 10,12 млн человек.

Что касается продолжительности жизни — она растет с каждым годом, и это общемировая тенденция. Так, с 2000 года ожидаемая продолжительность жизни в России увеличилась на 7 с лишним лет. В 2017 году она составляла 72,7 года.

Комментирует заведующий лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации ВШЭ Андрей Коротаев:

«[Увеличение продолжительности жизни до 78 лет] в принципе возможно — но это исключительно сложно. Это может произойти только при самом благоприятном сценарии — и если все резервы будут задействованы. По нашим расчетам, такую амбициозную задачу нельзя решить без увеличения доли расходов на здравоохранение [в ВВП] примерно в два раза, до уровня стран Западной Европы. По-моему, это главное.

Прирост населения представляется более-менее реальным. Но для этого тоже нужны сильные стимулирующие меры, чтобы поднять коэффициент рождаемости. Основные сливки снижения смертности уже сняты, резервы в этом плане почти исчерпаны. Меры по стимулированию рождаемости довольно дорогие. Главное, чего я пока не вижу — это готовности повысить расходы на здравоохранение».

Преодоление бедности

  • Задача: за 6 лет снизить уровень бедности в два раза.

Факт: на I квартал прошлого года уровень бедности в России достигал 15%, а число малоимущих — 22 млн. Доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, начала расти в 2014 году.

До этого она сокращалась на протяжении 11 лет (кроме незначительных скачков на 0,1—0,2% в 2005-м, 2011-м и 2013-м).

С 2001 по 2013 год включительно уровень бедности снизился с 27,5 до 10,8%, а число малоимущих — с 40 до 15,5 млн человек (подробнее о ситуации с бедностью «Реальное время» писало 8 мая).

Комментирует экономист, специалист по бедности и социальной поддержке Елена Гришина:

«[Результаты борьбы с бедностью] будут зависеть от роста заработных плат. Также, естественно, требуется совершенствование социальной поддержки — то, что будет делать помощь более адресной, направленной на тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума.

Размеры выплат малоимущим сейчас достаточно низкие, и если средства будут перенаправлены, их можно увеличить. Если размер пособия 300 рублей, то, конечно, это мало влияет на уровень бедности. Дальше — меры, которые касаются занятости, рынка труда.

Создание высокотехнологичных рабочих мест с высокой заработной платой [может способствовать снижению бедности]. По поводу пенсий.

Если их рост был бы более ускоренным, это тоже принесло бы вклад, поскольку сегодня почти половина домохозяйств содержат в своем составе пенсионера».

Рост реальных доходов и пенсий

  • Задача: обеспечить стабильный рост реальных доходов граждан, а также рост пенсий на уровне выше инфляции.

Факт: реальные располагаемые доходы россиян падали 4 года подряд. В 2014-м они сократились на 0,7%, в 2015-м — на 3,2%, в 2016-м — на 5,8% и в 2017-м — на 1,7%.

Пенсии, как правило, индексируются, иногда их рост опережает инфляцию. Так было в этом году — с 1 января страховые пенсии неработающих пенсионеров повысили на 3,7%. Но бывают исключения.

Например, в 2016-м правительство отказалось от второй индексации пенсий — вместо этого пенсионерам предоставили единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей.

Это позволило правительству сэкономить деньги, но вызвало недовольство среди пенсионеров.

Комментирует замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров:

«Нет, повышение пенсий с опережением инфляции [в текущих условиях] невозможно. Это требует гораздо более высоких темпов экономического роста, чем есть сейчас (скажем, более 3% в год).

Поэтому без повышения пенсионного возраста реализация этого указа маловероятна.

Повышения пенсионного возраста будет вполне достаточно, чтобы при сохранении нынешнего уровня [бюджетных] трансфертов [Пенсионному фонду] обеспечить повышение пенсий в реальном выражении».

Комментирует главный экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова:

«Мне не кажется, что [рост реальных доходов] — это большая проблема. У нас есть демографическое ограничение в экономике: экономика функционирует в условиях нехватки трудовых ресурсов.

Такой расклад предполагает, что при хоть каком-то экономическом росте компании будут конкурировать за работников [повышая зарплаты].

Поэтому я не думаю, что для повышения реальных доходов или зарплат требуются какие-то специальные усилия — сама демографическая ситуация этому способствует».

ЭкономикаОбществоВласть

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/98438-realny-li-novye-mayskie-ukazy-putina

Майский указ президента о повышении зарплаты бюджетникам вступит в силу 1 октября 2019 года

Майские указы президента

В майских указах президента Владимира Путина сказано, что зарплаты бюджетников будут повышаться с 1 октября 2019 года. Индексация составит 4,3 %. Глава правительства Дмитрий Медведев уже подписал соответствующее распоряжение. Также есть данные, что текущей осенью вырастут заработные платы тех работников бюджетной сферы, которые не вошли в майские указы 2012 года.

Размер зарплаты бюджетников влияет не только на социально-экономический показатель России, но и на уровень дохода коммерческих организаций. Многие фирмы повышают оклад своим сотрудникам по такому же показателю, как и государство бюджетникам.

Майский указ президента о повышении зарплаты бюджетникам увеличит оклад на 4,3 %

Индексация зарплат работников государственных организаций составит 4,3%. Соответствующее распоряжение подписал премьер России Дмитрий Медведев. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

«Федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, принять меры по увеличению с 1 октября 2019 года на 4,3 процента обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений», — говорится в распоряжении правительства.

«В 2019 году регионы из федерального бюджета получат на сохранение этого баланса дополнительно 100 миллиардов рублей.

Насколько будет расти средняя зарплата в регионе, настолько региональные власти должны будут увеличивать заработную плату этим категориям работников», — подчеркнул Максим Топилин.

Он также называл цифру 4,3% — предполагаемую на тот момент индексацию. В прошлом году индексация работников бюджетной сферы была проведена с 1 января на 4%.

Майский указ президента о повышении зарплаты бюджетникам коснется определенных категорий сотрудников

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники.

Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые.

Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство.

Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России.

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части.

Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения.

Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт. Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно.

Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов.

Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы. Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018).

Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000–15 000 рублей в месяц.В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Майский указ президента о повышении зарплаты бюджетникам прописан в законодательстве

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597.

Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2018-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

  • от 07.05.2012 № 597;

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/210465251

«Майские указы» Владимира Путина пять лет спустя. Они исполнены?

Майские указы президента
Meduza13:04, 16 мая 2017

Владимир Родионов / Sputnik / Scanpix / LETA

Пять лет назад президент Владимир Путин подписал «майские указы» — поручения, следующие за его предвыборными обещаниями. 11 документов должны были резко увеличить конкурентоспособность России на международных рынках, повысить уровень жизни граждан, увеличить темпы роста строительства жилья и других отраслей производства.

Экономический кризис и западные санкции, введенные после присоединения Крыма, сделали «майские указы» трудновыполнимыми; ответственность за них в итоге легла на регионы, сразу же ушедшие в долги.

По просьбе «Медузы» журналист «Коммерсанта» Андрей Перцев рассказывает, как планировалось реализовать «майские указы» — и что с ними на самом деле произошло.

Не просто указы

Третий срок Владимира Путина начался не только с жесткого разгона митинга на Болотной площади 6 мая 2012 года, но и с подписания так называемых майских указов на следующий день.

11 документов были выпущены пакетом и стали единственными указами президента, которым Кремль дал особое название. «Майские» затрагивали все сферы: оборонную промышленность и медицину, внешнюю политику и науку, «межнациональное согласие» и жилье.

И конечно, повышение зарплат. Не касались они разве что только внутренней политики. 

Первые годы действия указов казалось, что правительство и региональные чиновники существуют только для того, чтобы их исполнять: министров и губернаторов периодически вызывали на ковер, а Общероссийский народный фронт, следивший за исполнением документов, постоянно критиковал исполнителей. 

«Майские указы» во многом повторяли тезисы предвыборных статей Путина и выглядели своеобразным исполнением обещаний президента, на которое, быть может, избиратели особенно и не рассчитывали.

Горизонт, открывавшийся в случае воплощения статей в жизнь, впечатлял: Владимир Путин сулил повышение зарплат бюджетникам до средней по региону, а врачи и университетские преподаватели и вовсе должны были получать по две средние зарплаты.

В стране должно было появиться 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. «Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями.

Такое участие практикуется — например, в Германии в форме так называемых производственных советов», — рассуждал Путин в одной из своих предвыборный статей в феврале 2012 года о социальной справедливости. Последнее казалось легкоисполнимым, однако ни в указах, ни в жизни производственные советы не появились. 

Критика на парадном совещании

С момента подписания указов прошло пять лет. Круглую дату в Кремле решили отметить обсуждением «майских указов» на заседании Госсовета 4 мая 2017 года.

От былого замаха осталось не так много: в качестве витрины исполнения президентских обещаний выбрали многофункциональные центры по оформлению документов и расселение ветхого жилья.

Судя по всему, за результаты этой работы Кремлю и правительству не стыдно. С остальными показателями все не так просто, хотя формально они исполнены.

«За прошедшие годы удалось придать некоторую новую динамику позитивным изменениям в наиболее чувствительных, значимых для жизни граждан сферах, таких как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство. Разумеется, проблем еще очень много и нерешенных вопросов больше, чем того, что удалось сделать», — констатировал на заседании Госсовета Путин.

На парадном мероприятии звучала и критика. «Народный фронт держит на контроле 179 ваших поручений в рамках мониторинга исполнения „майских указов“. Из них мы считаем, что 35 поручений исполнены, 44 не исполнены и 100 поручений исполнены частично и требуют доработки», — заявил глава исполкома ОНФ Алексей Анисимов.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов и вовсе заявил, что большинство указов не исполнено. «В целом реальные располагаемые доходы населения снижаются четвертый год подряд. Указы о повышении зарплаты бюджетникам исполняются только в том случае, если врачи и учителя работают на 2–2,5 ставки.

Указ о реорганизации неэффективных образовательных учреждений также на деле был воспринят многими чиновниками как сигнал к бездумной оптимизации отрасли. То же, к сожалению, происходит и в здравоохранении.

Значительное количество аварийного жилищного фонда было сокращено, к сожалению, на бумаге за счет отмены ранее принятых решений о признании многоквартирных домов аварийными», — перечислял Миронов, чья партия уже пять лет как безоговорочно поддерживает все президентские инициативы.

Даже по заседанию Госсовета можно было понять, что с «майскими указами» что-то не заладилось.

Президент Владимир Путин на заседании Госсовета РФ, посвященном выполнению «майских указов», 4 мая 2017 года Валерий Шарифулин / ТАСС / Scanpix / LETA

«Это чиновничьи игры»

Главное, с чем ассоциировались «майские указы», — повышение доходов для бюджетников.

Уже в 2012 году среднюю по региону зарплату должны были получать учителя, в 2013-м — работники детских садов, к 2018 году к ним должны были подтянуться преподаватели училищ, а врачи и преподаватели университетов к тому же году, согласно указам, получали бы по две средние зарплаты.

Реальные доходы бюджетников к 2018 году по «майским» поднялись бы в 1,4–1,5 раза. Учителя и врачи с опаской, но поверили грядущему счастью: президент же обещал. Прошло пять лет — а в жизни бюджетников если что-то изменилось, то не в лучшую сторону.

«В настоящее время средняя зарплата в Санкт-Петербурге, по данным Росстата, составляет 57 603 рубля. Формально к ней с 2014 года должна быть приравнена и учительская зарплата. При этом за ставку вам пообещают около 30 тысяч рублей. Получается, что надо либо брать две ставки, либо получать равные основной зарплате премии.

Что нереально, потому что стимулирующий фонд, из которого черпаются эти премии, давно уже не составляет даже 30 процентов от фонда оплаты труда, как это было запланировано в начале реформы», — рассказал «Медузе» учитель истории из Санкт-Петербурга Андрей Демидов.

По его мнению, интерес к «майским указам» и их исполнению «закончился после того, как статистика стала радикально расходиться с ощущениями от собственной зарплаты».

До 2014 года прибавки ощущались, потом увеличение стало сходить на нет, а экономический кризис и рост цен обесценили полученное. «Пассивное равнодушие учителей грозит смениться массовым недовольством и протестами, которые когда-то и привели к появлению „майских указов“», — ожидает Андрей Демидов.

По словам учительницы из Удмуртии Анны Инютиной, в провинции «кроме чиновников, про майские указы никто и не говорит»: «Большинство толком-то о них и не слышало, а те, кто слышал, понимают, что это чиновничьи игры».

Педагог из Москвы Ирина Канторович и вовсе считает, что «майские указы» стали для администраций школ и больниц «хорошей ширмой для того, чтобы под этим флагом увольнять сотрудников в целях „экономии“».

«На деле зарплаты бюджетников в большинстве регионов далеки от средней, а во многих случаях даже уменьшились в сравнении с 2012 годом.

Например, в моей московской школе ГБОУ ЦО „Технологии обучения“ с момента принятия новой системы оплаты труда в 2013 году гарантированная зарплата учителей — без стимулирующих и других выплат — за тот же объем работы сократилась примерно на пятнадцать процентов, и это без учета инфляции!» — поясняет она.

При этом формально считается, что зарплаты бюджетников выросли. Например, в 2015 году Росстат отчитывался, что учителя получают 106 процентов от средней зарплаты по стране, а врачи — 156 процентов. 

Задумка властей по повышению зарплат бюджетникам была понятной: на фоне протестов 2011–2012 годов Кремль должен был сохранить свой базовый электорат, показать, что государство остается патерналистским. К недовольным политикой не должны были присоединиться недовольные социальной сферой или экономикой.

Другие цели «майских указов» уже мало кто может вспомнить, и для власти, это, наверное, хорошо. Например, в одном из документов анонсировалось создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Уже очевидно, что из-за экономических провалов этих показателей достичь не получится — даже притом, что сам термин «высокопроизводительное рабочее место» был изменен.

В феврале 2012 года методика определения «высокопроизводительных рабочих мест» базировалась на среднем уровне ВВП в расчете на «рабочее место по шести крупнейшим экономикам мира».

В 2013 году методика изменилась — «высокопроизводительность» места стали определять по средней зарплате его работников: если она превышала средний по региону уровень, место становилось «высокопроизводительным».

Впрочем, существует отрасль, где исполнение «майских указов» приближается к запланированным показателям, — это оборонная промышленность. «Организациями ОПК достигнуты устойчивые темпы развития, превышающие аналогичные показатели российской экономики в целом.

Так, объем промышленной продукции, произведенной организациями ОПК в 2016 году, вырос на 10,7%, в том числе в радиоэлектронной промышленности», — отчитывалосьправительство в этом году.

Там же кабинет министров приводил другие цифры, не столь оптимистичные: «по сравнению с 2015 годом численность врачей увеличилась на 854 человека (0,2%), обеспеченность врачами выросла на 0,1% (с 37,1 до 37,2 на 10 тысяч населения)».

Указы в долг 

Насколько исполнимы были «майские указы»? Сейчас считается, что их полному исполнению помешал экономический кризис и санкции, — об этом, например, говорил премьер Дмитрий Медведев. Однако еще в 2013 году зам.

министра экономики Андрей Клепач объяснял, что для выполнения всех указов российская экономика должна была расти на 7 процентов в год, а для обещанного роста зарплат бюджетников — хотя бы на 4 процента. Эти цифры были недостижимы еще до кризиса и санкций.

Владимир Путин в 2013 году признался, что намеренно «завысил планку» в указах, но это не должно служить отказом от их исполнения.

Указы с завышенной планкой исполнялись за счет региональных бюджетов.

Их состояние с 2012 года стало резко ухудшаться — территории брали все новые и новые долги для того, чтобы хотя бы тянуть социальные выплаты.

По данным Минфина, в 2013 году суммарный долг российских субъектов вырос на 28,6 процента, в 2014 году — на 20 процентов, в 2015 году — на 11 процентов, и только в 2016-м рост составил 1,5 процента.

Регионы стали больше занимать в долг как раз после вступления в силу «майских». Интересно, что резкий рост долгов стал сокращаться параллельно с тем, как государство стало помогать субъектам с уходом от коммерческих кредитов (их стали заменять более дешевые бюджетные).

Сами администрации на местах тоже научились экономить — на дорогах, ремонтах, развитии. «За 3,5 года увеличили госдолг области в два раза, чтобы выполнять дорожную карту [„майских указов“].

После этого случился кризис, экономика встала, остановился рост средней заработной платы, соответственно, уже второй год зарплаты бюджетников мы не увеличиваем, а даже сокращаем», — сетует депутат заксобрания одного из регионов в центральной части России.

Он добавляет, что повышение тех же зарплат бюджетникам не помогло сделать их работу привлекательной для молодых: «Если учителей стало больше, то вакансии врачей как были незакрытыми, так и остались. Проедаем бюджет», — разводит руками депутат. 

За пять лет «майские указы» превратились для Кремля из красивого пиар-хода (все дают обещания перед выборами и не исполняют, а мы даем их после и исполняем) в не самую большую, но досадную проблему.

Массового недовольства реализацией указов нет, хотя, по данным исследованияВысшей школы экономики, наиболее важные для себя обещания (типа повышения зарплат или расселения ветхого жилья) люди сочли неисполненными.

«Майские указы» давно уже не главная повестка дня в государственных СМИ: перестань говорить о «майских указах» — и о них вообще перестанут вспоминать.

Однако, судя по всему, для Владимира Путина указы и их исполнение стали своего рода вопросом престижа: для президента нельзя просто так взять и отказаться от них. Это чемодан без ручки, который уже никак не пригодится, но бросить его жалко: идея же была красивая.

Обещать что-то в 2018 году президенту теперь будет сложнее: многие бюджетники поверили «майским указам» и теперь чувствуют себя разочарованными.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a3932d4168a91cdf13df7b1/maiskie-ukazy-vladimira-putina-piat-let-spustia-oni-ispolneny-5a41602b79885e424136fa3f

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: