Крупные сделки в государственных и муниципальных организациях: понятие и порядок совершения

Содержание
  1. Крупная сделка по 44-ФЗ для бюджетных учреждений: согласование, образец и срок действия решения об одобрении
  2. Нормативная основа
  3. Какая сделка считается крупной
  4. Согласие на совершение крупной сделки
  5. Решение о крупной сделке и его срок действия
  6. Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения | Контур.Закупки
  7. Какая сделка является крупной
  8. Одобрение крупной сделки
  9. Позиция чиновников и судов
  10. Как быть заказчику и участнику?
  11. Крупная сделка для ООО – порядок одобрения участниками, расчет
  12. Основные понятия
  13. Крупная сделка для хозяйственных обществ
  14. Крупная сделка для унитарных предприятий
  15. Крупная сделка для некоммерческих организаций
  16. Критерии крупной сделки
  17. Качественный критерий
  18. Количественный критерий
  19. Принятие решения
  20. Порядок одобрения
  21. Совершение крупной сделки
  22. Крупная сделка: за и против
  23. Преимущества норм
  24. Недостатки норм
  25. Пример расчёта процента (величины) сделки
  26. Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить
  27. Что такое крупная сделка
  28. Закупки по 44-ФЗ
  29. Закупки по 223-ФЗ
  30. Крупная сделка: образец решения об ее одобрении и срок действия в соответствии с 44-ФЗ
  31. Правовое регулирование
  32. Понятие крупной сделки для закупочного законодательства
  33. Документы о разрешении проведения крупной сделки: роль согласия
  34. и срок действия согласия

Крупная сделка по 44-ФЗ для бюджетных учреждений: согласование, образец и срок действия решения об одобрении

Крупные сделки в государственных и муниципальных организациях: понятие и порядок совершения

Действующее законодательство в сфере закупок идет по пути постоянного сокращения возможных рисков для государственных и муниципальных заказчиков в случаях, если речь идет о совершении сделок крупного масштаба.

Одним из направлений, которое реализуется на территории всей Российской Федерации с целью защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков, следует считать введение обязательного требования о необходимости предоставления потенциальным исполнителем документов, подтверждающих возможности проведения крупных сделок. Такие документы относятся к группе документов, одобряющих крупную сделку.

Нормативная основа

С нормативной точки зрения, регулирование необходимости одобрения крупных сделок происходит с помощью нескольких крупных нормативных актов, а именно:

  • Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В рамках указанного закона нет конкретной статьи, которая бы регламентировала требование об обязательном предоставлении решения о крупной сделке и использование данного документа. Однако нормы о том, что данный документ должен быть подготовлен и использован, встречаются в большом количестве статей, связанных с участием в электронных торговых процедурах;
  • федеральное законодательство об унитарных предприятиях, акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Данные Федеральные законы говорят о необходимости проведения обсуждения в руководстве юридического лица возможности крупной сделки, а также о том, какая сделка может быть признана крупной (в том числе в процентном соотношении к размеру уставного капитала или балансовой стоимости организации);
  • постановления Правительства Российской Федерации, принятые во исполнение указанных нормативных актов, в том числе с целью формирования порядка определения тех сделок, которые организации могут рассматривать в качестве крупных;
  • приказы Минэкономразвития, принятые во исполнение Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», в том числе относительно формирования пакета документов, а именно самого решения о признании сделки крупной.

Какая сделка считается крупной

Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.

В качестве крупной сделки может рассматриваться такая сделка, которая по своей итоговой стоимости (по стоимости заключенного контракта) может быть выше двадцати пяти процентов балансовой стоимости юридического лица за предыдущий финансовый год (определяется на основании составленного бухгалтерского баланса для унитарных предприятий и бюджетных организаций, принимающих участие в закупочных мероприятиях) либо более тридцати процентов от стоимости уставного капитала (в случае, если речь идет об акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью).

В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.

Согласие на совершение крупной сделки

Согласие на совершение крупной сделки – это специальный документ, который оформляется по итогам рассмотрения возможности заключения такой сделки.

Как правило, такое согласие, высказанное учредителями или участниками юридического лица (в зависимости от организационной формы такого лица), или решение на осуществление крупной сделки (одобрение сделки) оформляется в виде специального документа, отражающим предельную стоимость контракта, который может быть заключен в конкретном случае.

В уставных документах, которые существуют в юридическом лице и регламентируют его деятельность, могут быть отражены требования к совершаемым крупным сделкам. В них также может быть отражена информация о том, какие именно сделки следует считать крупными в отношении конкретной организации. Возможно указание также и в части процентного соотношения суммы заключаемого контракта по отношению к стоимости уставного капитала или балансовых активов юридического лица.

Единого образца одобрения о сделке нет, но есть требования к тексту, которые следует учесть. В рамках текста самого документа должна быть отражена информация:

  • о тех взаимосвязанных сделках или одной сделке, которые возможно осуществить организации;
  • выгодоприобретатель по такой сделке (то есть юридическое лицо, с которым будет происходить заключение контракта). Однако информация о нем не указывается в том случае, если на момент составления согласия на проведение крупной сделки получить информацию о том, кто это будет, невозможно;
  • цена сделки или общая сумма всех сделок, которые должны подпасть под одобрение;
  • предмет одной сделки или нескольких сделок, которые подпадают под одобрение;
  • другие наиболее важные сведения, например, способ определения потенциального исполнителя.

Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания. Чтобы такой протокол имел юридическую силу, потребуется в нем отразить следующие сведения:

  • дата проведения собрания, а также место и время такового;
  • перечень лиц, которые участвовали в заседании;
  • результаты ания, которое проводилось по одному, нескольким или всем вопросам повестки;
  • сведения о лицах, которые считали голоса;
  • данные об участниках собрания, которые али против одобрения сделки или групп сделок с конкретным юридическим лицом или на конкретную сумму, а также выставили пожелание внести запись об основаниях своего отказа.

Решение о крупной сделке и его срок действия

Решение о крупной сделке обязательно обладает сроком действия.

В настоящее время таким сроком следует считать один год с момента его вынесения и фиксации такого факта в тексте специально составленного протокола собрания учредителей или участников юридического лица.

В некоторых случаях в тексте решения может быть обозначен иной срок, а не год. Это обусловлено тем, что одобрение крупной сделки возможно для того, чтобы совершить какой-то определенный этап функционирования юридического лица либо продлить срок действия такого решения в случае участия в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд на протяжении длительного периода.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/krupnaa-sdelka.html

Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения | Контур.Закупки

Крупные сделки в государственных и муниципальных организациях: понятие и порядок совершения

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки.

Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника.

При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка — это сделка стоимостью от 5 млн. рублей. Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО.

Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью — закон № 14-ФЗ.

Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной.

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку — крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ. Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно.

В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной.

И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии.

Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/krupnaya-sdelka-po-44-fz-i-otsutstvie-odobreniya/

Крупная сделка для ООО – порядок одобрения участниками, расчет

Крупные сделки в государственных и муниципальных организациях: понятие и порядок совершения

Хозяйственные образования — холдинги, корпорации, фирмы, объединения, предприятия, организации, учреждения совершают огромное количество сделок, удовлетворяющих потребностям граждан.

Законодатель уделяет внимание крупным контрактам, но не только потому, что они имеют высокую цену.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Суть таких операций лежит в плоскости координирования имущественных интересов, представляющих основу ведения любого бизнеса.

Основные понятия

Народнохозяйственный комплекс – это совокупность коммерческих и некоммерческих образований.

Имущество коммерческих образований состоит из частного и государственного капитала.

Коммерческий комплекс, осуществляя свои функции, формирует государственные и муниципальные финансовые ресурсы. Часть этих ресурсов уходит на формирование капиталов некоммерческих образований. Они получают эти средства от государства безвозмездно в оперативное управление.

Природа (происхождение) имущества хозяйственных образований лежит в основе регулирования крупных сделок.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Имущество обществ формируется путём объединения собственных средств учредителей. Каждый из участников имеет свою собственную долю (акцию).

Контракты, затрагивающие интересы собственников обществ регулируются такими нормативными актами:

  • статьёй 78 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
  • статьёй 46 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Так, крупная сделка согласно законам, — это одна сделка или несколько взаимосвязанных сделок, направленных на приобретение, отчуждение или возможное отчуждение обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов. Стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату. К крупным сделкам не относятся операции, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Очевидно, законодатель регулирует исключительно операции с имуществом.

Менеджмент в обществе возложен на исполнительную дирекцию. С целью защиты имущественных прав собственников законодатель установил граничный стоимостной предел договорных обязательств (25% от активов), при котором единый исполнительный орган не имеет права самостоятельно принимать решения.

Крупная сделка для унитарных предприятий

Бизнесом, кроме хозяйственных обществ, занимаются унитарные предприятия, капиталы которых формируются на основе государственной, муниципальной, реже частной собственности. Уставный фонд этих предприятий выступает как единое целое, без долей.

Для них законодатель ужесточил ценовой барьер по контрактам, затрагивающим имущественные интересы собственника, понизив его до 10% от уставного фонда (статья 23 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Крупная сделка для некоммерческих организаций

Средства для некоммерческих организаций поступают из государственного, или муниципального бюджета на основании утверждённой сметы путём помесячного финансирования.

Государство строго контролирует выделяемые финансовые ресурсы. Однако законодатель установил одинаковые с унитарными предприятиями (10% от уставного фонда) ценовые граничные нормы крупных контрактов (статья 9.2 закона «О некоммерческих организациях» и статья 14 закона «Об автономных учреждениях»).

Критерии крупной сделки

Отличие крупных сделок от других видов контрактов характеризуется двумя критериями, которые должны всегда совмещаться. Только при совпадении этих условий сделка является крупной.

При оценке операций учитываются следующие критерии:

  • качественный;
  • количественный.

Качественный критерий

Сущность качественного критерия заключается в наличии двух компонентов. Первый – это объект, указывающий на прямую связь с собственностью (имуществом).

Второй компонент характеризует действие, производимое с имуществом:

  • приобретение;
  • отчуждение;
  • или возможное отчуждение.

Сюда относятся действия:

  • купли-продажи;
  • мены;
  • передача имущества в залог;
  • поручительства;
  • о переводе долга.

Количественный критерий

Первостепенным критерием оценки контракта выступает количественный показатель, который определяется как соотношение цены договора и стоимости активов. Чем выше стоимость хозяйственной операции, тем чаще она подвергается тщательному анализу.

Контракты, стоимость которых не превышает предельного уровня (до 25 процентов) также проходят анализ на предмет крупности, если они взаимосвязаны между собой. Легче всего проследить взаимосвязь по однородным сделкам, а также по одинаковым участникам, или разным, но аффилированным контрагентам.

Принятие решения

Правовое регулирование договорных обязательств ограничило полномочия руководителя исполнительной дирекции по оформлению хозяйственных операций, относящихся к крупным. Поэтому перед заключением контракта важно провести анализ и определить, соответствует ли он критериям крупности.

В анализ входит:

  1. Определение стоимости активов общества на последнюю отчётную дату, предшествующую сделки. Этот показатель профессионально определит главный бухгалтер. При использовании организацией упрощённой формы налогообложения понадобиться экспертная оценка консультанта, который поможет решить эту задачу.
  2. Вычисление соотношения между стоимостью сделки и активами общества. Если это соотношение равно или превышает 25%, то операция анализируется глубже.
  3. Установление причинно-следственных связей с имущественными активами.
  4. Анализ взаимосвязи с иными, схожими по смыслу контрактами.
  5. Установить, не относится ли операция к обычной хозяйственной деятельности.

Проведённый анализ покажет, какого калибра является операция. При отсутствии хотя бы одного из признаков крупности эта операция совершается обычным способом. В случае обнаружения и совпадения атрибутов крупности, запускается процедура о согласовании её собранием собственников.

Порядок одобрения

Важно провести качественную подготовку собрания, обеспечивающую слаженность действий. Необходимо оповестить собственников о повестке, дате, времени и месте проведения встречи.

Накануне желательно в удалённом режиме провести опрос и собрать данные об их готовности прийти на мероприятие. При этом обеспечивается полноценная явка и соблюдается легитимность решения.

Каждый учредитель получает информацию об основных характеристиках намерений:

  • предмет;
  • цена;
  • условия;
  • стороны – выгодоприобретатели, если их можно указать на момент согласования.

Эта информация готовится исполнительной дирекцией до начала собрания.

По результатам собрания учредителей принимается протокол, в котором указывается не только их волеизъявление, но и:

  • полное наименование организации;
  • место и дата мероприятия;
  • поимённый список учредителей;
  • количество лиц, принявших участие в мероприятии (кворум);
  • приглашённые на собрание лица;
  • повестка дня;
  • слушали;
  • али;
  • количество : за, против, воздержались;
  • постановили;
  • подписи лиц, ведущих собрание.

Вопросы, рассматриваемые на собрании учредителей, считаются принятыми, если за них отдано большинство .

В устав могут включаться иные правила одобрения хозяйственных операций. Они предполагают установление регламента действий в решении этих вопросов единым исполнительным органом.

Возможно расширение полномочий, вплоть до самостоятельного заключения дирекцией любых договоров, независимо от предмета и стоимости, а также и сужение ее прав вплоть до установления жёсткого контроля за всеми имущественными контрактами.

Совершение крупной сделки

После получения одобрения запускается процедура оформления операции.

Если предполагается, что заключение договорных обязательств проходит через процедуру аукциона, конкурса, тендера, то в документах на участие в торгах, обязательно указывается информация об одобрении такой операции общим собранием учредителей.

В случае если заранее известна вторая заинтересованная сторона, то руководитель заключает договор и организует выполнение обязательств.

Операция считается совершенной, если условия заключённого договора совпали с ранее одобренными, т. е. сохранена цена, предмет договора, условия для заключения, сторона выгодоприобретателя.

При отклонении от этих условий, неполном их соблюдении, сохраняются риски о её расторжении.

Крупная сделка: за и против

В намерении и планировании всякой сделки присутствуют риски, поэтому юридическая грамотность и бдительность позволит их снизить.

С целью соблюдения баланса интересов между учредителями, и исключения корпоративных конфликтов, законодатель ввёл специальные нормы о крупных сделках. Эти нормы оказывают двойственное влияние на движение активов хозяйственного общества.

Преимущества норм

  1. Защита частной собственности учредителей с помощью учёта мнения.
  2. Разделение ответственности исполнительного органа с собственниками за последствия сделки.
  3. Защита имущества общества как экономической основы его существования.

Недостатки норм

  1. Коллективное волеизъявление всегда сопряжено с наличием противоположных точек зрения, что приводит к разжиганию конфликтов, вплоть до обращения в правоохранительную систему.
  2. Спорные характеристики и возможные трудности при определении параметров операции.
  3. Ошибки в оформлении и заключении договоров по движению имущества могут нанести вред, вплоть до ликвидации фирмы.
  4. Судебная практика.

За поиском истины подают обращение в суды как участники, так и фирма.

Срок исковой давности по этим обращениям составляет 1 год.

Истец в обращении указывает:

  • государственный регистрационный номер и адрес организации, заключивший контракт;
  • изложение фактов, приводящих к потерям, или создающих условия для нанесения ущерба;
  • превышение полномочий сторонами;
  • аргументы, что спорная операция по иску относится к категории крупной.

При выполнении истцом этих условий, гарантирован положительный исход дела.

Однако суд вправе отказать заявителю, если он не усмотрел ущемление имущественных прав собственников, и действия не привели к ущербу.

Пример расчёта процента (величины) сделки

  1. Исходные данные: Фирма «Интеграл» имеет намерение на покупку офисного помещения. На это она выделяет 10 млн. ден.ед. (условно). Валюта баланса активов составляет 39,0 млн. ден.ед. При анализе намерений просматриваются качественные показатели крупности (приобретение имущества).

    Количественный критерий явно указывает, что предполагаемая сделка является крупной. Так соотношение суммы операции в 10 млн. ден.ед. к валюте баланса 39 млн. ден.ед. составляет 25,64%.(39,0 : 10,0 Х100 = 25,64).Вывод: Для проведения этой операции необходимо получит согласие собственников.

  2. Исходные данные: ООО «Интеграл» оформляет кредитный договор с VTB Bank на сумму 5,9 млн. ден.ед. для оплаты за приобретение оборудования. Активы общества составляют 39,0 млн. ден.ед. Нетрудно вычислить, что эту операцию можно осуществлять в обычном порядке, без согласия собственников.(5,9: 39,0 Х100 = 15,1).

    На первый взгляд этот договор не требует одобрения участников.Одновременно оформляется договор залога хозяйственного комплекса на сумму 5,5 млн. ден.ед., цена которого тоже ниже 25% валюты баланса.Но если договора объединить вместе, так как они взаимосвязанные, то их сумма превышает допустимый предел и составляет 29,3 %.

     (5,9 +5,5): 39,0 Х 100 =29,23%. Вывод: Каждый договор оформляется по регламенту крупных операций, установленному в ООО «Интеграл».

Правовое регулирование сделки закрепляет механизмы влияния собственников на движение финансовых ресурсов.

При этом создаются заданные условия, влияющие на сохранение и умножение вложенных капиталов в бизнес. Законодатель открывает пути для решений спорных вопросов по защите имущественных интересов учредителей.

Источник: https://corphero.ru/biz/krupnaya-sdelka.html

Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить

Крупные сделки в государственных и муниципальных организациях: понятие и порядок совершения

Статья актуальна на 23 июня 2020

Расскажем, что такое крупная сделка, когда Решение об ее одобрении нужно прикладывать в закупках по 44-ФЗ/ 223-ФЗ и как грамотно составить документ в 2020 году.

иллюстратор — Дарья Привалова 

Что такое крупная сделка

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.  

В обычной деятельности Решение не требуется: 

  • Если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ). 
  • Для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе. 

В государственных закупках юрлицам всегда нужно предоставлять Решение, а от ИП такой документ не требуют. В коммерческих  — на усмотрение заказчика. Очень редко коммерческие заказчики требуют этот документ не только от юрлиц, но и от ИП.  

Закупки по 44-ФЗ

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки. 

Подготовка документа

До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

В течение 2019 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС).

После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки.

Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Что учесть при формировании Решения 

Назовем шесть правил: 

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника,  он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола:  заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ. 
      В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».
  3. Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
  4. Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.
      Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2019 № 310-ЭС19-1603.
  5. Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».
      Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки.
  6. В 2019 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы. 

Закупки по 223-ФЗ

В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке.

Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки. Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки.

Мы рекомендуем подготовить свой универсальный документ, который подойдет и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

Для составления Решения можно использовать эти шаблоны:

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1256-reshenie-ob-odobrenii-krypnoi-sdelki

Крупная сделка: образец решения об ее одобрении и срок действия в соответствии с 44-ФЗ

Крупные сделки в государственных и муниципальных организациях: понятие и порядок совершения

Сделки, стоимостное выражение которых является достаточно большим, в настоящее время встречаются все чаще в системе государственных и муниципальных закупок. Чаще всего они направлены на удовлетворение крупных нужд заказчиков либо на удовлетворение сразу нескольких потребностей заказчика, объединенных в одно целое.

Однако для того, чтобы интересы государственных и муниципальных заказчиков при проведении крупных сделок были защищены, в действующем законодательстве о закупочной деятельности появилось обязательное для исполнения требование о предоставлении согласия на участие в крупной сделке. Регулирование данного вопроса осуществляется на федеральном уровне с целью получения обязательности исполнения всеми участниками закупочной деятельности.

Правовое регулирование

К числу основных нормативных актов, на которые возложена обязанность по регулированию вопросов, связанных с формированием согласия на проведение крупной сделки, относятся:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон не содержит четко определенной статьи, которая сформулировала бы требование по отношению согласия о совершении крупной сделки, которое должны предоставлять участники проводимых закупочных мероприятий. Однако, если обратить внимание на статьи этого же нормативного акта, посвященные порядку проведения электронных торговых процедур, в них требование о предоставлении данного документа содержится при перечислении тех документов, которые должны быть предоставлены потенциальными участниками закупочных процедур в рамках заявок на участие;
  • Федеральный закон от 14 ноября 2002 года 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В данном федеральном нормативном акте совершению крупных сделок таким видом участников государственных закупок, а также подготовке согласия на совершение такого вида сделок посвящена статья 23. В частности, согласие, или как оно называется в тексте данного закона, решение о проведении крупной сделки, рассматривается, как специальный документ в положениях части 3 данной статьи;
  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 года 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Этот нормативный акт совершению крупных сделок посвящает Главу 10, где рассматривается все, что касается процесса проведения сделок, которые могут быть признаны крупными, а также требующие специального одобрения. Кроме того, именно в этой главе идет речь о том, каким образом происходит формирование согласия на совершение крупной сделки (речь идет о статье 79 указанного федерального нормативного акта);
  • Федеральный закон от 8 февраля 1998 года 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в котором согласию на проведение крупной сделки посвящена часть 3 статьи 46, в том числе с описанием механизма получения такого решения;
  • постановления, принятые Правительством Российской Федерации для осуществления более подробного регулирования действия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»;
  • приказы, изданные Минэкономразвития также для того, чтобы указанный федеральный нормативный акт за номером 44-ФЗ исполнялся на всех уровнях проведения государственных и муниципальных закупок, в том числе в части формирования пакета документов потенциальных участников закупочных процедур.

Понятие крупной сделки для закупочного законодательства

Крупная сделка – понятие, которое присутствует в законодательстве, регулирующем коммерческую деятельность большого числа существующих субъектов хозяйственно-экономической деятельности.

В настоящее время под крупной сделкой на основании перечисленных выше федеральных нормативных актов и принятых в их исполнение подзаконных актов понимается такая сделка, которая превышает стандарты экономической и хозяйственной деятельности, признанные классическими для конкретной организации. Для каждого вида организаций понятие крупной сделки свое:

  • в случае с государственными и муниципальными мероприятиями в качестве крупной сделки может быть рассмотрена такая сделка, которая превысит двадцать пять процентов балансовой стоимости организации. Сведения о балансовой стоимости в этом случае берутся из бухгалтерских отчетов организации за предыдущий финансовый год;
  • в случае если речь идет об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, то для них предел стоимости сделки, при превышении которого она будет считаться крупной, составляет тридцать процентов от размера стоимости уставного капитала.

Для того чтобы проведение такой сделки, которая признается крупной, было легитимным, с точки зрения закона, ее проведение должно быть предварительно обсуждено среди руководителей организации либо с тем органом, который является главным распорядителем бюджетных средств для потенциального участника.

Документы о разрешении проведения крупной сделки: роль согласия

Проведение любой сделки, которая может рассматриваться в качестве крупной, требует специального документального оформления.

Ключевым документом является согласие на проведение крупной сделки. В соответствии с нормами законодательства это документ, который подписывается всеми участниками собрания, посвященного обсуждению возможности проведения сделки.

Для того чтобы данный документ носил легитимный характер, его следует оформить с учетом таких требований:

  • необходимо указать сведения о том, каким является предел начальной максимальной стоимости контракта или договора, который может быть заключен по итогам проведения закупочной процедуры;
  • в рамках самого согласия следует указать количество контрактов, которые могут быть заключены в рамках действия данного документа;
  • оформление согласия должно происходить в виде специального протокола собрания или совещания либо в виде специального письма от главного распорядителя бюджетных средств;
  • в случае наличия дополнительных требований к проводимым сделкам также следует указать в рамках документов, каковы эти требования, и к каким именно видам крупных сделок они предъявляются.

и срок действия согласия

На сегодняшний день нет четкого образца документа, который именуется согласием о совершении крупной сделки. Однако на сегодняшний день в действующих нормах законодательства содержатся требования, которые должны быть обязательно включены в содержание данного документа. К числу таких требований относятся:

  • сведения о сделке, которая должна быть проведена в рамках признания ее крупной, либо о группе сделок (при условии их взаимосвязанности), проведение которых возможно в рамках действия такого согласия;
  • сведения о том лице, которое может быть признано выгодоприобретателем по совершаемой сделке, при условии, что такие сведения известны компании, подписывающей согласие о совершении крупной сделки. Если такой информации у автора согласия нет, то данные сведения не указываются в тексте оформляемого документа;
  • предельная цена совершаемой сделки либо сумма сделок по всем таким контрактам, если речь идет о группе контрактов;
  • предмет одной сделки либо группы сделок, которые включаются в одобрение по данному согласию;
  • иные данные, которые могут быть использованы в тексте такого согласия, как ключевые, для признания его легитимным (например, сведения о том способе определения потенциального исполнителя по контракту, который может быть использован для заключения контракта и на участие в котором будет направляться данный документ в рамках заявочного пакета).

Отдельного внимания заслуживает протокол решения об издании согласия. Сведения об этом протоколе (конкретно о дате проведения собрания и номере протокола) указываются в тексте самого решения. В тексте протокола указываются:

  • дата того собрания, на котором было принято согласие о проведении крупной сделки;
  • список лиц, которые принимали участие в проведенном собрании;
  • итоговый протокол проведенного ания по всем вопросам повестки, в том числе по вопросу принятия решения о согласии на проведение крупной сделки;
  • в случае наличия лиц, которые были против проведения крупной сделки, в тексте протокола следует указать сведения о том, кто именно ал против формирования согласия о крупной сделки, а также каким образом была мотивирована данная позиция.

Для того чтобы согласие о проведении крупной сделки было признано, с юридической точки зрения, как документ, имеющий юридическую силу, оно должно обладать специальным сроком действия. В настоящее время под сроком действия согласия, как документа, рассматривается один год. Данный срок отсчитывается от даты принятия согласия и подписания соответствующего протокола собрания.

Образец согласия на проведение крупной сделки можно посмотреть здесь.

Однако в том случае, если такое решение было принято участниками собрания либо главным распорядителем бюджетных средств, срок действия согласия может быть иным, в том числе превышающим предел в один год.

При необходимости данный срок действия может быть увеличен, например, в том случае, если такое продление может потребоваться для завершения проведенной крупной сделки либо для полного исполнения заключенного крупного контракта на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

(1 1,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/krupnaya-sdelka.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: