Контроль полноты оприходования выручки

Проверка полноты учета выручки

Контроль полноты оприходования выручки

Полноту учета выручки у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такое право дано им статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1.

Как проходит проверка

Исполняя государственную функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств, инспекторы придерживаются определенного порядка действий:

1. предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение этой государственной функции;

2. рассмотрение инспекторами документов;

3. проверка полноты учета выручки денежных средств;

4. оформление результатов исполнения государственной функции.

Предъявление поручения

Если руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции принято решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у организации или предпринимателя, проверяющие инспекторы обязаны предъявить проверяемому соответствующее поручение и служебные удостоверения.

Факт предъявления поручения фиксируется подписью представителя организации (подписью предпринимателя) с указанием его должности и даты. Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.

Важно

Из бератора «К вам пришла проверка» вы узнаете о том, как вести себя, если вас проверяют налоговая, пожарные, таможня, милиция, служба стандартизации и сертификации и многие другие, и как защититься от действий чиновников.

Бератор доступен как в виде книги, так и в режиме онлайн .

Рассмотрение документов

После этого инспекторы приступают к рассмотрению документов, необходимых для осуществления проверки полноты учета выручки. К ним, в частности, относятся:

  • журнал кассира-операциониста, кассовая книга;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ;
  • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
  • авансовые отчеты;
  • бланки строгой отчетности, их копии, информация о выпущенных бланках из автоматизированной системы;
  • акт приемки, книга учета, акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • приказ об установленном лимите остатка наличных денег.

Этот перечень документов не ограничен. В него могут входить и другие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые инспекторы сочтут необходимыми. Однако документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, они потребовать не вправе.

Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.

Проверка полноты учета выручки денежных средств

Получив от фирмы (предпринимателя) документы, инспекторы приступают непосредственно к контрольным действиям.

Они заключаются в изучении операций, совершенных фирмой или предпринимателем в проверяемый период. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении действия в отношении всех операций, а выборочный – в отношении их части.

В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их. Перед этим кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег.

Эта же расписка будет свидетельствовать о представлении кассиром всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККМ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки.

Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Сам акт составляется в двух экземплярах.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их.

Сумма наличных денег, находящихся в денежном ящике ККТ, сравнивается с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста.

В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

По каждому факту расхождений инспектору нужно дать письменное объяснение.

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

На контрольной ленте инспекторы проверят наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, а также сверят номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (если они имеются).

Инспекторы также проверят количество фактов возврата, и сумму денежных средств, возвращенную покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Если наличные денежные расчеты осуществляются с выдачей бланков строгой отчетности, инспекторами проводится проверка их фактического наличия. Эта проверка проводится по видам бланков с учетом их номеров. В итоге составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Инспекторы также определят количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период. Для этого они изучат книгу учета бланков документов, акты их приемки и инвентаризации и сопоставят данные этих документов с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у организации (предпринимателя).

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

Затем сумма выручки денежных средств, отраженная в учете организации (предпринимателя), сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности могут не применять ККТ, но обязаны по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств. В этом случае инспекторы проверят наличие товарных чеков, квитанций или других аналогичных документов.

Акт проверки

Закончив проверку и выявив в ее ходе факты неполного или полного учета выручки денежных средств, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:

  • дата составления акта проверки специалистами Инспекции;
  • полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
  • фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование Инспекции;
  • дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
  • перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись их об отсутствии.

При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.

Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.

Производство по делу об административном правонарушении

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, инспекторы возбуждают и производство по делу об административном правонарушении. Составив протокол, специалист налоговой инспекции направит его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.

Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает производство по делу.

Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете обжаловать его в управление ФНС по региону либо в суд.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, руководитель инспекции (его заместитель) направит постановление приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Ответственность по результатам проверки

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании этой нормы налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:

  • превысили лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
  • не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
  • нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

Штраф за эти нарушения составит:

  • для фирмы – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для предпринимателя или должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

Обратите внимание

Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности). Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не является должностным лицом фирмы.

Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы по ним суммироваться не будут (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю налоговики могут назначить только один штраф – в пределах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.

Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса РФ.

Пример В ходе выездной проверки ЗАО «Актив» налоговики обнаружили, что фирма не оприходовала выручку, полученную от ООО «Пассив» за пиломатериалы. Из-за этого предприятие недоплатило в бюджет НДС, налогна прибыль. Налоговики оштрафовали фирму сразу по двум статьям: части 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (за недоплату налогов) и статье 15.1 КоАП РФ (за неоприходование выручки). Арбитражный суд отменит штраф за неоприходование выручки, потому что по Конституции РФ (п. 1 ст. 50) нельзя за одно и то же нарушение привлекать одновременно и к налоговой, и к административной ответственности. Нарушение, обнаруженное инспекцией, носит налоговый характер. Фирма недоплатила налог, а значит, должна быть наказана по статье Налогового кодекса РФ. Применив эту статью, налоговики лишаются возможности привлечь нарушителя еще и к административной ответственности.

Однако есть ситуации, когда налоговики могут применить статьи двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, фирму – по статье 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по статье 15.1 КоАП РФ.

У инспекторов есть только два месяца, чтобы назначить штраф. Так сказано в статье 4.5 КоАП РФ.

Этот срок нужно отсчитывать со дня:

  • когда была получена и не оприходована выручка (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04);

Источник: https://lawedication.com/blog/2014/01/05/proverka-polnoty-ucheta-vyruchki/

Проверьте, получит ли компания запланированную выручку

Контроль полноты оприходования выручки

На что обратить внимание при составлении планов по выручке?

С помощью каких отчетов можно отслеживать поступающую выручку?

Можно ли компенсировать отставание фактических данных по выручке от запланированных? Как?

Выручка — главный показатель результатов деятельности компании. Любое отклонение фактического размера выручки от запланированного влечет за собой корректировку и пересмотр всех запланированных бюджетов. Чтобы сделать это своевременно, в организациях разрабатывают формы отчетов, которые помогают контролировать поступление выручки ежедневно.

От того, какой метод признания доходов используется в компании, зависит момент отражения выручки: по отгрузке (метод начисления) или по оплате (кассовый метод).

Обратите внимание!

Метод отражения выручки обязательно должен быть закреплен в учетной политике организации. Он определяется на весь календарный год и в течение года не меняется.

Выручка по отгрузке (по методу начисления) в налоговом учете отражается в момент передачи права собственности на товары или услуги, т. е. когда продукция реализована покупателю, вне зависимости от того, оплачена она или нет.

Если организация использует кассовый метод (по оплате), выручка отражается только после оплаты товара или услуги покупателем.

На что обратить внимание при составлении планов по выручке?

Многие компании формируют план продаж так: прошлый отчетный период плюс какой-то процент. Это не совсем правильно.

Информация о том, кто будет покупателем продукции, собирается на основании уже заключенных договоров и контрактов, дополнительно закладывается процент на увеличение клиентской базы.

Это не значит, что необходимо перечислить всех покупателей, достаточно укрупненно распределить их:

  • по каналам сбыта;
  • по региону продаж.

Детализация этих данных должна давать информацию, которая поможет делать правильные выводы и принимать правильные решения. Пример распределения контрагентов представлен в табл. 1.

Чтобы знать, что планируется продавать, весь ассортимент продукции для реализации с учетом новинок планового периода объединяют в номенклатурные группы. Затем составляется план для каждого канала сбыта с разбивкой по номенклатурным группам.

Для ответа на вопрос «В каком количестве и по какой цене?» по каждой номенклатурной группе подсчитывают объем реализации в отпускных ценах, действующих для выбранного канала сбыта, а затем результаты суммируют.

Особое внимание уделяют такому показателю, как цена. Она должна быть обоснованной и учитывать такие важные факторы, как:

  • конкурентоспособность продукции;
  • уровень спроса на продукцию;
  • затраты на производство и реализацию;
  • ожидаемый экономический эффект.

Пример плана продаж представлен в табл. 1.

Формирование общего плана продаж по всей компании в виде нескольких планов позволяет сделать его более понятным для исполнителей. Сотрудники отдела продаж, например, получат информацию:

  • по каналам сбыта (кому и сколько будет продано);
  • по регионам (где и сколько будет продано);
  • по товарам (сколько, чего и по какой цене будет продано).

Как узнать, получит ли компания запланированную выручку?

Отслеживать поступающую выручку надо постоянно. Помогут в этом ежедневные отчеты.

Структура этих отчетов в каждой компании разная. Все зависит от того, в каком виде, в какой детализации хотят видеть показатели, формирующие выручку компании, пользователи отчета.

Формировать ежедневный отчет по продажам

Ежедневные отчеты позволяют руководству компании держать «руку на пульсе». Обычно они менее детализированные, чем еженедельные или ежемесячные, но дают оперативную информацию о том, удастся ли компании достигнуть запланированного уровня продаж, а следовательно, и запланированного уровня валовой прибыли.

Рассмотрим порядок составления ежедневного отчета по продажам в Excel (пример отчета см. далее).

1. Отчет состоит из трех блоков:

  • Первый блок — это столбцы 1, 2, 3 — плановые и фактические данные по выручке на дату формирования отчета и их сравнение.

Плановые показатели рассчитываются в Excel автоматически. При ручном изменении в справочном блоке изменяются количество прошедших рабочих дней и сумма плана на дату отчета.

Фактические данные вносятся из учетной системы.

  • Второй блок — столбец 4 — план отгрузок. Информацию вносят в соответствии с заказами покупателей, планируемыми до конца отчетного месяца отгрузками. Это те заказы, которые при своевременном исполнении сформируют выручку за дни, оставшиеся до конца отчетного месяца.
  • Третий блок — столбцы 5, 6, 7 — плановые и фактические данные по выручке за отчетный месяц и их сравнение.

Фактические данные складываются из суммы уже состоявшихся отгрузок на дату формирования отчета и отгрузок, планируемых на основании полученных заказов.

Е. И. Полевая, начальник финансового отдела

Источник: https://www.profiz.ru/se/1_2019/plan_po_vyruschke/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: