Классификация морских рисков для целей полиса морского страхования

Содержание
  1. Виды морского страхования
  2. Риски
  3. Разновидности морского страхования
  4. Страхование морских грузов
  5. Договор страхования при морских перевозках
  6. Виды страховых ставок по морю
  7. Условия торговых морских договоров
  8. Порядок возмещения убытков в морском страховании
  9. Виды страхования морских рисков
  10. Виды страхования морских рисков.
  11. Страхование КАСКО судов (подробнее) – включает в себя несколько групп рисков:
  12. Страхование грузов перевозимых морским транспортом (онлайн калькулятор тарифа) – включает в себя несколько групп рисков:
  13. Страхование ответственности судовладельца (P&I) (подробнее)
  14. Какие виды морского страхования регулируются Кодексом торгового мореплавания
  15. Страхование каско
  16. Каско позволяет возмещать ущерб при следующих случаях:
  17. Морское страхование каско предполагает покрытие следующих рисков:
  18. Страхование КАРГО
  19. Виды страхования КАРГО по покрытию рисков:
  20. Страхование ответственности
  21. Морское страхование — что это такое: судов, перевозок грузов, виды покрытия, расчеты для организации
  22. Морское страхование — что это
  23. и основные условия
  24. Договор международного морского страхования груза
  25. Что может быть объектом страхования
  26. Расчеты для организации
  27. по теме статьи
  28. Морское страхование 2020 – все о нем: вида, договор, КАРГО, КАСКО и другое
  29. Немного из истории морского страхования
  30. Договор
  31. Карго (страхование грузов)
  32. Каско (страхование морских судов)
  33. Страхование фрахта
  34. Страхование ответственности судовладельцев

Виды морского страхования

Классификация морских рисков для целей полиса морского страхования

Морское страхование является крупнейшей отраслью страхования, составляющей базис транспортного страхования. Морское страхование обладает собственным назначением покрытия рисков, которым товары или судно могут подвергаться в ход морских перевозок. Все морские риски условно можно подразделять на обычные (возникающие по факту перевозки) и военные (проложенные вне условий перевозки).

Морской путь является временем стоянки, временем перевалки, складирования речной, промежуточной, сухопутной перевозки.

Страхователем может являться любое лицо, которое имеет законный имущественный интерес в морской перевозке либо в ее составных частях, получает выгоду от его благополучного завершения либо ущерб от повреждения, потерь. Можно страховать не только уже существующий интерес, но и ожидаемый от благополучного исхода морского предприятия.

Замечание 1

Сумма страхования должна соответствовать страховой стоимости, но при грузовом страховании сюда может включаться ожидаемая прибыль.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Риски

Все морские риски условно можно разделить на:

  • обыкновенные, которые возникают из факта перевозки: риски самого моря (судно садится на мель, тонет, сталкивается с другим и т. п.), риски возникновения ущерба в период нахождения в море (пожар, огонь, хищение), иные риски – риски, угрожающие грузу и судну, исключая политические и военные.
  • военные, которые лежат вне условий перевозки.

Страховой защитой могут обеспечиваться:

  1. суда,
  2. ответственность судовладельца в отношении к плавающему объекту,
  3. ответственность судовладельца в отношении неподвижного объекта,
  4. ответственность судовладельца в отношении к грузу,
  5. портовые риски,
  6. риски, имеющие связь с перевозкой и добычей нефти.

Разновидности морского страхования

Зависимо от страхуемого интереса выделяют следующие разновидности морского страхования.

Страхование КАСКО, обеспечивающее покрытием по страхованию речные, морские, строящиеся суда, газодобывающие и нефтеперерабатывающие платформы. В объем покрытия включен корпус судна, его оснащение и двигатель. Суда могут страховаться на обусловленную сумму сроком на один год либо на период рейса.

Страховщики могут принимать на страхование любой интерес имущественного типа, который связывается с эксплуатацией судна от любых опасностей и случайностей в период постройки судна. Самая крупная сфера деятельности является страхованием торговых судов.

Страхуя все убытки, произошедшие в период судовождения, отличают понятия:

  1. Абсолютная гибель судна, означающая, что судовладелец теряет судно безвозвратно.
  2. Абсолютная конструктивная гибель судна, в результате которой оно становится собственностью, находящейся в состоянии «не подлежит восстановлению», она будет признана в случаях, когда траты на ремонт будет выше стоимости корабля после произведения ремонта.

Договор по страхованию судов может заключаться на основе письменного заявления, в котором излагается точная информация о судне, сумме страхования, условиях страхования.

Если судно страхуется на один рейс, то отмечается пункт начала и завершения рейса, пункты захода и длительность рейса. Если судно застраховано на определённый срок, то называется район плавания и срок по страхованию.

Традиционно из страхового покрытия по страхования КАСКО исключаются:

  • перевозки запрещенных грузов, контрабанда;
  • дефектные характеристики корабля (не включаются в объем покрытия скрытые дефекты);
  • посадка на мель (если не производилось в тот момент коммерческих операций.)
  • расходы, которые имеют связь с уничтожением останков корабля;
  • телесные повреждения работников морского судна, иных лиц;
  • грубая неосторожность, а также действия, вызванные умыслом.
  • ядерный, атомный риски, имеющие связь с действиями военного характера.

Страхование КАРГО является страховой защитой грузов на всем протяжении его перемещений, согласно принципу «от склада до склада», в основном страхование производится по стандартным условиям.

Страховой договор может предусматривать грузовую перевозку партиями либо частично, но притом в страховом договоре страховая сумма будет указываться целиком на весь груз, а ответственность страховщика по каждой партии груза будет определяться исходя из доли такой партии в совокупной страховой сумме, обыкновенно, такие договоры предусматривают безусловную или же условную франшизу.

Страхование ответственности является частью рисков гражданской ответственности, которые могут покрываться договорами страхования.

Но важно учитывать, что опасности, которые возникают в период плавания, не всегда обеспечиваются защитой страхования, и не в абсолютном объеме могут покрываться убытки от столкновения судов.

В таких случаях покрытие по страхованию обеспечивается клубами возмещения и защиты.

Страхование фрахта выражается в страховании судовладельца от потерь дохода, так как фрахт подвергается риску утраты так же, как груз и судно. При страховании фрахта применяются:

  1. Чартер партии, являющийся документом, оформляемым договором морской грузовой перевозки, заключаемым при условии предоставления для грузовой перевозки, или судна, или его части, либо определённых помещений на таком судне.
  2. Коносамент является транспортным документом, который выдается перевозчиком отправителю грузов, которые перевозятся водным путём, он является подтверждением принятия груза к перевозке, а также является обязательством перевозчика по передаче груза в порту назначения получателю груза.

Размер ставки премии по страхованию находится в зависимости от достоверности производимых оценок судна. К главным образующим цену факторам отнесены:

  • возраст и стоимость судна,
  • специализация или тип,
  • грузоподъемность, характеристики мощности двигателя,
  • классификация (флаг, класс и государство регистра),
  • менеджмент (капитан, владелец, экипаж),
  • районы плавания,
  • условия по страховому покрытию,
  • стоимость произведенного ремонта, а также опыт в страховании.

Источник: https://spravochnick.ru/strahovanie/vidy_morskogo_strahovaniya/

Страхование морских грузов

Классификация морских рисков для целей полиса морского страхования

Перевозка морским транспортом – один из наиболее востребованных и недорогих способов транспортировки товаров, особенно в случаях межконтинентальной транспортировки (см. Международное страхование грузов).

Согласно правилам страхования грузов в международной торговле, к морским перевозкам предъявляются особые требования.

Институт подобного страхования в России регулируется ГК РФ и Кодексом торгового мореплавания.

Договор страхования при морских перевозках

Договор страхования грузов на судах, который при морских перевозках является обязательным, является частью торговой сделки и может оформляться одновременно с договором перевозки:

  • чартером – письменной сделкой на аренду транспорта между владельцем судна (фрахтовщиком) и нанимателем (фрахтователем);
  • коносаментом – документом, подтверждающим право владения грузом, являющимся не только товарно-транспортной накладной, но и своеобразной распиской грузоперевозчика, подтверждающего договор на перевозку.

Документом, удостоверающим факт заключения подобного договора, может являться полис, сертификат либо другой подобный документ. Наиболее известными российкими организациями, занимающимися страхованием грузов при морской перевозке, являются «Ингосстрах», «Веста», «РОСНО» и «ВСК».

В любой страховой сделке при перевозках по морю должны быть указаны:

  • дата и место составления договора;
  • название судна, год введения его в эксплуатацию, тоннаж, краткое техническое описание;
  • возможностб (или невозможностб) замены груза;
  • номер и дата транспортных документов, пункты отправления и назначения;
  • масса товара (брутто и нетто) и его габариты;
  • порядок его размещения (навалом, насыпью, наливом, штабелями, в трюме или на палубе);
  • наименование товара, вид тары;
  • количество мест;
  • сроки подачи грузового судна;
  • согласованная сумма, которой обеспечивается имущественный интерес;
  • условия и порядок расчетов.
[tip]Объектом страхования морских рисков может быть любой имущественный интерес, возникающий при торговом мореплавании.[/tip]

Основными его видами являются страхование:

  • транспорта (каско) – морских судов и иных плавсредств, в том числе и строящиеся, страхование оборудования и машин, контейнеров;
  • карго – страхование судовых грузов;
  • фрахта – платы за перевозку;
  • прибыли, ожидаемой от грузов;
  • ответственности;
  • рисков, взятый на себя страховщиком (договор перестрахования) и пр.

Виды страховых ставок по морю

Страхование перевозок по морю включает как риски, которые могут возникнуть вследствие действия природных стихий, так и обстоятельств, которые выявляются на судне в процессе доставки, в том числе и риски хищений.

Размеры тарифных ставок при страховании перевозок морским транспортом разрабатываются в соответствии со стандартами Иниститута лондонских страховщиков.

Сумма выплат напрямую зависит от величины риска.

Выделяют следующие группы страховых ставок:

  • оплачиваемые за любые риски;
  • возмещаемые только в случае аварий;
  • без ответственности за повреждения – выплачивается только в случае полной потери (гибели) груза, за исключением случаев крушения, когда оплата страховки происходит и в случае повреждений товара.

При офрмлении страховки от банкротства учитывается множества факторов, среди которых важную роль играют активы компании. Именно они делают крупные фирмы более стабильными, менее подверженными рискам и привлекательными для клиентов.

С того момента, как гражданин прибыл на воинскую службу или на сборы, он попадает под обязательное государственное страхование. Оно распространяется на военнослужащих, относящихся к ГПС, ФСКН, УИС, ОВД, а также на лиц, прибывших на воинские сборы. Подробнее о выплате страховок военнослужащим читайте здесь.

Первая группа является наиболее обширной, в нее не входят только риски, возникающие в случаях войн, забастовок, нападения пиратов, конфискации имущества государством, однако они могут страховаться отдельно.

[tip]Риски, связанные с умыслом или неосторожностью работников транспортной компании, нарушениями правил транспортировки, повреждением грызунами или насекомыми, падением цен, также могут страховаться только за отдельную плату.[/tip]

Вторая группа является одной самых сложных в страховом праве. Аварией по морскому праву называют не само происшествие, а возникающие при этом убытки. Они подразделяются на потери по общей аварии, возникающие при спасении груза или судна от опасности, и частные убытки.

Убытки по общим авариям ложатся на всех участников, при частных авариях – на владельцев имущества.

Условия торговых морских договоров

Согласно международной практики, распределение обязанностей по страхованию перевозок морским транспортом могут разниться.

Согласно договорам СИФ после погрузки товара он сразу становится собственностью получателя, однако страхование груза ложится на плечи продавца.

Основными его обязанностями при этом будут: подготавливание груза к транспортировке, обязательства по перемещению товара от места отправления до пункта назначения, погрузка и покрытие расходов за погрузку, фрахтовые расходы, возмещение стоимости страховки груза на весь срок перевозки, пошлин, оплачиваемых при вывозе и пр.

Договор КАФ практически идентичен сделке СИФ – и в том, и в другом случае фрахтователем (лицом, ответственным за транспортировку) является отправитель. Однако страхование товара – обязанность конечного получателя (покупателя).

По сделкам ФОБ товар страхуется продавцом. Он же обязуется привезти товар в порт и погрузить его на судно. При этом ответственность за транспортировку берет на себя покупатель – он оплачивает не только товар, но и дальнейшие расходы, а также все страховые взносы.

Договор ФАС аналогичнен сделкам ФОБ, единственное различие в том, что отправитель не загружает товар на судно, а размещает товар на причале и извещает о данном факте приобретателя.

Покупатель самостоятельно зафрахтовывает судно, подает его в порт и рассчитывается за полную стоимость погрузки, транспортировки и страховые издержки. Отметим, что условия поставки по всем четырем разновидностям сделок в разных странах могут разнится.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика международных торговых договоров

№ п/пСовершаемые действияФАСФОБКАФСИФ
1Фрахтование судна до места назначения отправителем (продавцом)++
2Оплата фрахта отправителем++
3Доставка груза к судну отправителем++++
4Доставка на борт судна продавцом+++
5Страхование груза отправителем до места назначения+++
6Страхование груза получателем до места назначения+
7Ответственность отправителя:
8при сдаче получателю+
9до погрузки+
10до погрузки в во время погрузки+++
11Обязательства получателя:
12– с момента доставки к причалу+
13– после погрузки в порту отправки+++
14– принятие в порту прибытия++

Порядок возмещения убытков в морском страховании

Договор может заключаться как в пользу самого страхователя, так и любого третьего лица. Причем защищаться может не только уже существующий интерес, но и ожидаемые прибыли.

Общая сумма одного полиса не может быть не может быть выше стоимости имущества. Груз может быть застрахован и одновременно в нескольких компаниях, подобное страхование называют двойным. При этом общая сумма страховки может превышать страховую стоимость.

В случае наступления ущерба грузополучатель обращается в независимую аварийно-комиссарскую компанию за оценкой размеров понесенных убытков и составлением аварийного сертификата.

Стоимость услуг данной организации должна компенсироваться страховой компанией. Если убыток может быть определен по официальным документам порта, авартийный сертификат не составляется.

Доказательствами возникновения страхового случая могут служит:

  • морские протесты;
  • выписки из судовых журналов;
  • факты из расследования уголовного дела;
  • любые иные доказательства, зарегистрированные в иных официальных актах.

В случае нарушения одного или нескольких пунктов заключенного договора страховщик имеет право выставить претензию и иск в течение года. Споры со страховыми компаниями могут решаются в судебном порядке.

По договору страхованию строительных компаний, страхователь – это юридическое лицо, вне зависимости от его формы, выполняющее работы по реконструкции, капитальному ремонту, инженерным изысканиям, строительству и проектированию объектов недвижимости.

После окончания ремонта и восстановления имущества получившего повреждения в результате страхового случая, фирме собственнику нужно подать документы, подтверждающие стоимость ремонта, страховщику, который все оплатит. Подробнее о страховании недвижимого имущества читайте тут.

При заключении договора страхователь должен сообщить о всех обстоятельствах, которые могут увеличить степень риска, за исключением общеизвестных случаев. В случае утаивания этих сведений страховщик имеет право полностью или частично отказаться от исполнения договора, при этом страховая премия не возвращается.

[note]Отказ от исполнения обязательств по страхованию морских первозок может последовать и в случае несвоевременного сообщения или непредоставления информации об отдельных (дробных) отправках товара или о виде груза.[/note]

При отчуждении товара страховая сделка сохраняет силу, все права и обязанности страхователя при этом переходят к новому владельцу. Обязанность оплаты в этом случае распределяется между первоначальным страхователем и приобретателем.

Источник: https://in-sure.pro/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B8-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D0%B7/

Виды страхования морских рисков

Классификация морских рисков для целей полиса морского страхования

Страхование морских рисков включает в себя достаточно широкий спектр видов страхования покрывающих все возможные убытки, которые могут возникнуть как при перевозках грузов водным транспортом, так и при эксплуатации судов, в том числе их постройки.

Так как межконтинентальное сообщение между странами в торговых отношениях может осуществляться только двумя основными видами транспорта (морским и авиационным), а морской транспорт способен доставлять грузы гораздо большего объема и в больших количествах, то страхование при морских перевозках (ввиду повышенной рисковости, особенно при межконтинентальных перевозках) это единственно верный способ защитить себя и свой бизнес от непредвиденных расходов.

Морское страхование является одним из видов страхования имущества, основной целью которого является возмещение потерь связанных с возникновением убытков при использовании морского транспорта.

Виды страхования морских рисков.

Морское страхование достаточно широкое понятие, которое не ограничивается только страхованием морских судов и включает в себя целый комплекс видов страхования:

Страхование КАСКО судов (подробнее) – включает в себя несколько групп рисков:

  • С ответственностью за полную гибель и повреждения – покрываются убытки, возникшие по причине фактической или конструктивной гибели судна, его частей и механизмов, а так же целесообразно понесенные расходы страхователя.
  • С ответственностью только за повреждения – покрываются расходы, направленные на устранение повреждений судна, его частей и механизмов и расходы, направленные на уменьшение или предотвращение размера убытка.
  • С ответственностью за полную гибель, включая расходы по спасанию – покрываются убытки, связанные с фактической или конструктивной гибелью судна, его пропажей, а так же расходы по спасанию и расходы, направленные на уменьшение или предотвращение размера убытка.
  • С ответственностью только за полную гибель – покрываются убытки, возникшие по причине фактической или конструктивной гибели судна.

Страхование грузов перевозимых морским транспортом (онлайн калькулятор тарифа) – включает в себя несколько групп рисков:

  • С ответственность за все риски – самый широкий вариант страхового покрытия, предусматривающий страховую защиту по принципу все, что не исключено, то включено. Дополнительно к данной категории рисков можно добавить страховое покрытие следующих рисков: рефрижераторные риски, мошенничество, погрузка-разгрузка, временное хранение, террористический акт, военные риски и прочее.
  • С ответственности за риски частной аварии – в покрытие включены риски связанные с авариями различного рода при перевозке застрахованного груза всеми видами транспорта: ДТП, сход с рельсов, посадка на мель и прочее. Дополнительно в данную группу рисков можно включить: риски противоправных действий третьих лиц (кража, грабеж, разбой, мошенничество), риски при проведении погрузоразгрузочных работ, с временным хранением и рефрижераторные риски.
  • С ответственностью за риски крушения – данный набор рисков связан в большей степени с морскими перевозками и включает риски крушения судна повлекшего гибели, повреждение или утрату застрахованного груза.

Страхование ответственности судовладельца (P&I) (подробнее)

Страхование ответственности призванное защитить интересы собственников и операторов судов от претензий и судебных исков со стороны третьих лиц, которым может быть нанесен ущерб. Данный вид подразумевает покрытие следующих рисков:

  • Страхование рисков связанных с нанесением вреда жизни и здоровью экипажу судна, пассажирам и другим лицам.
  • Страхование рисков связанных с нанесением вреда имуществу третьих лиц. К третьим лицам относятся: собственники грузов, собственники других судов, собственники иных объектов, которым нанесен вред при эксплуатации застрахованного судна (доки, причалы, краны и прочее).
  • Страхование рисков связанных с нанесением вреда окружающей среде, по причинам загрязнения вызванного застрахованным судном.

Страхование морских рисков это довольно сложный процесс, требующий особого внимания как в части набора рисков, так в части подбора оптимальной перестраховочной защиты.

Для того чтобы не жалеть о сделанном выборе мы рекомендуем вам обратиться к нашим менеджерам для подбора оптимального страхового решения обеспечивающего ваш бизнес надежной защитой в части страхования грузоперевозок, страхования судов и страхования ответственности.

Источник: https://galaxyinsurance.ru/poleznoe/blog/vidi-strakhovania-morskikh-riskov/

Какие виды морского страхования регулируются Кодексом торгового мореплавания

Классификация морских рисков для целей полиса морского страхования

» Страхование » Общая информация

Истоки морского страхования лежат глубоко в веках, первое подобие этого процесса возникло в XIII веке в Италии.

С развитием флота идею морского страхования перехватила Англия, но только в начале XX века английским лондонским институтом андеррайтеров был разработан и внедрен акт, который стал регулировать этот вид страхования по всему миру.

На сегодняшний день морское страхование является крупнейшей отраслью.

В РФ оно регулируется нормативной базой Кодекса торгового мореплавания от 30.04.99 г. № 81-ФЗ.

Некоторые страховые компании занимаются им на всей территории России. В портовых городах страны размещены филиалы или дочерние организации данных компаний, через них же и оформляются все виды морского страхования.

Любой договор может заключаться на один или несколько рейсов, на определенный период времени или на год. Он является документом, при предъявлении которого может быть произведена оплата страхового случая.

Страхование каско

Каско обеспечивает страховое покрытие строящимся и работающим судам речного и морского флота, газо- и нефтедобывающим платформам.

Договор включает в себя страхование оснащения, корпуса и двигателя судна.

Каско позволяет возмещать ущерб при следующих случаях:

  • гибель судна (если владелец теряет его безвозвратно);
  • аварийная ситуация, после которой восстановление судна невозможно (если ремонт обойдется дороже стоимости корабля);
  • взносы при общей аварии;
  • ответственность при столкновении;
  • расходы на спасение, судебные траты и оплата труда.

Выплаты производятся при возникновении страхового случая и зависят от размеров общей страховой суммы.

По такому договору не возмещается ущерб, связанный с нанесением вреда или гибелью пассажиров, порчей имущества или грузов.

Морское страхование каско предполагает покрытие следующих рисков:

  • Риски водной стихии: затопление, посадка на мель, столкновение с другими судами, маяками, мостами, рифами, айсбергами и другими объектами;
  • Пожар, хищение оборудования и другие, угрожающие судну.

Исключены военные и политические риски: бунты, забастовки, волнения, в результате которых возникают поломки, аварии и др.

Страхование КАРГО

Страховую защиту груза на пути его следования от места отправки до места назначения осуществляет обязательное страхование КАРГО.

В данном процессе заинтересованными лицами можно считать страхователя и выгодоприобретателя, т.е. того, кто отправляет груз и того, кто его получает.

Страхователь может оформить страховку на свое имя или на получателя.

В договоре указывается стоимость груза и расходы на его перевозку – от этих цифр зависит и страховая сумма, которая также указывается в документе.

Необходимо предусмотреть в договоре страхования сохранность груза во время разгрузки и погрузки.

В случае задержки груза не по вине страхователя договор страхования остается в силе до доставки груза до назначенного места.

Перевозчик вправе требовать от отправителя точное описание груза, все данные о нем должны быть занесены в опись, составленную страхователем.

При условии если отправитель дает перевозчику заведомо ложные данные о грузе и они вскрываются во время наступления страхового случая, первый вправе требовать расторжения договора.

Во избежание ответственности за порчу перевозимого груза страховщик имеет полное право привлекать экспертов, которые оценят его состояние на день погрузки.

Заключая договор страхования, нужно учесть стандартные исключения– риски, которые выходят за рамки страхового покрытия. Они позволяют определить страховую выплату, которая будет зависеть от характера повреждения перевозимого груза.

Виды страхования КАРГО по покрытию рисков:

  • Страхование от всех рисков потери или фатальной порчи груза (договор предусматривает потерю груза по причине взрыва или пожара, попадания судна на мель или выброса на берег, затопления или опрокидывания судна, аварии при разгрузке в порту, землетрясения, удара молнии или извержения вулкана и других форс-мажорных обстоятельств);
  • Страхование направленое только на выплату при крушении судна.

Страхование ответственности

Вид страхования ответственности предусматривает страховую защиту не только судовладельцев, но и фрахтователей, а также других лиц, эксплуатирующих судно.

Страховой случай наступает при причинении ущерба судну или грузу третьими лицами.

Такое страхование считается обязательным в ряде государств, и если судно совершает международные рейсы, то оно должно быть обязательно оформлено.

Источник: https://StrahovkuNado.ru/insur/i-info/morskoe-strakhovanie.html

Морское страхование — что это такое: судов, перевозок грузов, виды покрытия, расчеты для организации

Классификация морских рисков для целей полиса морского страхования

Морские перевозки являются наиболее прибыльным и безопасным способом транспортировки крупных партий грузов на большие расстояния.

Однако, данный вид деятельности связан с большим количеством потенциальных рисков технического, природного характера, а также влияния человеческого фактора.

Морское страхование, история которого насчитывает несколько столетий, призвано полностью или частично компенсировать потери, которые заинтересованные стороны могут понести в процессе перемещения как самих судов, так и товаров, являющихся объектом торговых сделок.

Морское страхование — что это

Страхование морских судов — это особый вид финансово-юридической деятельности, в которой участвуют две стороны, каждая из которых имеет свой материальный интерес.

В соответствии с оформляемым ими договором, страховая компания за внесенные клиентом деньги, обязуется возместить ему убытки, понесенные в результате несчастных случаев, перечень которых оговаривается в каждом отдельном случае.

Страхование морских перевозок относится к имущественному виду и закреплено в России на законодательном уровне, имеет статус международного права. Определяющее влияние на его формирование оказала наработанная в Англии правовая база, которая начала действовать еще в 13 веке.

Так, данный вид деятельности регламентируется такими нормативными актами:

  • кодекс торгового мореплавания;
  • закон «Об организации страхового дела»;
  • гражданский кодекс.

Объектом договора может быть судно, товар, экипаж, а также возможная упущенная прибыль. Причинами для признания случая страховым выступают погодные условия, преступный умысел, неосторожные действия третьих лиц. Законодательством не предусмотрено жестких ограничений в отношении перечня рисков, но четко определены обязанности сторон соглашения.

Так, в соответствии с международным правом морского страхования, на страхователя возлагаются следующие обязанности:

  • предоставление полной и достоверной информации об объекте страхования, а также об изменениях в его отношении;
  • своевременное внесение оговоренных взносов, которые являются условием вступления договора в силу и пролонгации его действия;
  • своевременное извещение страховщика о наступлении чрезвычайной ситуации, выполнение его требований о последующих действиях;
  • соблюдение правил обращения с техникой и грузом, принятие мер по недопущению материального ущерба.

В соответствии с нормами морского права, страховщик обязан:

  • выплачивать покрытие при возникновении материального ущерба при соответствии ситуации условиям договора;
  • возмещение расходов на проведение спасательных мероприятий, услуги экспертов, а также других работ, выполненных клиентом для локализации последствий происшедшего.

Обратите внимание! Особенности морского страхования заключаются в том, что соглашение может заключаться с несколькими компаниями. При этом допускается практика, что общая сумма выплат превышает стоимость имущества.

и основные условия

Составление договора международного морского страхования груза является сложной имущественной процедурой, требующий участия опытных юристов. Такие специалисты есть в штате средних и крупных перевозчиков, работающих в сфере перевозок на постоянной основе.

Так, соглашения по страхованию судов должны включать следующие аспекты:

  • место и время оформления договора;
  • информация о судне — название, дата изготовления, водоизмещение, основные технические характеристики;
  • условия замены застрахованного товара;
  • реквизиты документов на груз, его краткое описание;
  • порт отправления и назначения;
  • наименование груза, вид его упаковки;
  • количество используемых трюмов, отсеков, площади палубы;
  • срок и место подачи морского судна к причалу;
  • оценочная стоимость груза;
  • сумма страховки, которая устраивает все стороны сделки;
  • порядок и условия проведения расчетов.

Важно! Клиент обязан предоставить страховщику подлинную и достоверную информацию. В противном случае соглашение может быть признано ничтожным, а в выплатах будет отказано.

Договор международного морского страхования груза

Определение понятия и содержания договора морского страхования регламентируется Кодексом торгового мореплавания (ст. 246), в соответствии с данным нормативным актом документ оформляется в письменном виде, после согласования с правовыми и юридическими отделами всех сторон контракта заносится в единый реестр.

В договоры страхования судов включаются следующие пункты:

  • предмет соглашения, то есть товар, подлежащий защите;
  • перечень страховых случаев, при возникновении которого должно быть выплачено возмещение;
  • размер страховой премии;
  • сумма компенсации, которая не должна быть больше реальной цены товара;
  • лицо (выгодоприобретатель), который получает право на получение возмещения;
  • информация о рисках, связанных с особенностями груза, маршрута и прочие детали, которые имеют значение для страховщика.

Обратите внимание! По результатам соглашения оформляется декларация или генеральный полис. По одному экземпляру документа получают все стороны контракта.

Что может быть объектом страхования

В соответствии с международным морским правом, объектом договора моет быть любой материальный интерес, который свойственен торговому судоходству.

Соглашения страхования судов включают следующие виды покрытия:

  • транспорт — все типы самоходных и несамоходных плавательных средств, в том числе и те, что находятся на стадии строительства и ходовых испытаний;
  • грузы — внесенные в декларацию товары, входящие в список разрешенных для поставок и не подпадающие под санкции;
  • фрахт — страхуется внесенная за перевозку оплата;
  • потенциальная прибыль перевозчика за транспортировку груза;
  • гражданская ответственность за допущенные зафрахтованным судном аварийные ситуации, повлекшие за собой материальный ущерб и человеческие жертвы;
  • банкротство одной из сторон сделки и последующее прекращение перечислений по одной из статей;
  • риски, которые дополнительно берет на себя страховщик, принимая ответственность за связанные с определенной опасностью плавания.

Обратите внимание! При определении объектов страхования учитывается возможность непреодолимых природных бедствий, захват трнспорта, хищения и аварии вследствие отказа корабельного оборудования.

Расчеты для организации

Размеры покрытия страхования судов в России и за рубежом разрабатываются согласно стандартов, которые рекомендует Институт лондонских страховщиков. В договор включены выплаты, объем которых определяется величиной риска, связанного с характером груза и его транспортировкой.

Различают такие виды тарифов:

  • За любые риски. Сюда включаются войны, забастовки, пираты, арест имущества, грызуны и насекомые, экономические кризисы, нарушение правил перевозки.
  • Только аварии. Страховке подлежат не сами события, а материальные убытки от разрушения техники, порчи груза, проведения спасательных и транспортировочных работ.

Международным правом предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты компенсации при порче имущества, его исчезновения, гибели персонала. К ним относятся атомные взрывы, радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение.

Страхование морских перевозок — это сложное направление морского права, требующее углубленной юридической подготовки. Однако, знание вопроса позволяет находить оптимальные решения, приносящие максимальную выгоду.

по теме статьи

Источник: https://gidpostrahoe.ru/o-strahovanii/vidy-strahovaniya/morskoe-strakhovanie.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/morskoe-strahovanie--chto-eto-takoe-sudov-perevozok-gruzov-vidy-pokrytiia-raschety-dlia-organizacii-5f04351b70788f19510fbadc

Морское страхование 2020 – все о нем: вида, договор, КАРГО, КАСКО и другое

Классификация морских рисков для целей полиса морского страхования

Морское страхование (МС) – это страхование рисков, сопровождающих морское судоходство и транспортировку грузов посредством морского транспорта. Оно объединяет различные виды страхования имущества и ответственности, включает страхование морских судов, фрахта, грузов и ответственности их владельцев перед третьей стороной.

Значимость морского страхования обусловлена характером опасностей, связанных с морским судоходством, внушительной стоимостью морских судов и масштабностью грузовых перевозок. Несмотря на технический прогресс и внедрение различных инноваций, мореплавание остаётся довольно рисковым делом, а суда продолжают тонуть вместе с грузом и пассажирами.

Немного из истории морского страхования

Это один из древнейших видов страхования. Подобие морских договоров страхования заключались ещё в VII в. до н.э. А к XII веку морское страхование сложилось в самостоятельный вид страхования.

В Англии в 1600 г. был принят самый первый Закон о морском страховании. Здесь же возникает первое страховое общество «Ллойд» и разработана форма морского полиса, которая применяется и доныне, сформулированы ключевые правила морского страхования.

В середине XIX в. по морскому полису КАСКО судна стали страховать 3/4 ответственности за столкновение с иным судном, при этом последняя четверть оставалась на ответственности страховой компании. Сегодня по полису КАСКО можно за дополнительную страховую премию застраховать судна и некоторые другие элементы ответственности его владельца.

В РФ морское страхование регулируется страховым законодательством, ФЗ-№81 и Кодексом торгового мореплавания РФ.

Договор

Основные требования к договору МС, который регулирует взаимоотношения сторон, представлены в Кодексе торгового мореплавания. Современное страхование судов и грузов осуществляется на основе принципов и условий, разработанных ещё в XVI веке Институтом лондонских страховщиков.

Важно! Договор МС должен быть заключён в письменном виде. При его оформлении страхователь обязан сообщить страховой компании сведения обо всех важных обстоятельствах, имеющих значение для установления степени риска.

В случае сокрытия каких-либо сведений или при сообщении недостоверной информации страховщик вправе отказаться от выполнения условий договора. А страховая премия в этом случае причитается страховщику.

Страховщик выдаёт страхователю:

  • страховой полис или сертификат;
  • условия страхования.

Страхователь обязан оплатить страховщику премию, установленную договором, в срок. Договор МС вступает в силу сразу же после выплаты страховой премии.

Договор МС может быть заключён в пользу страхователя или выгодоприобретателя. Во втором случае страхователь несёт все обязательства по договору.

Выгодоприобретатель также несёт все обязательства по договору МС, если документ оформлен по его поручению или без него, но при условии, что в дальнейшем выгодоприобретатель выразит своё согласие на приобретение полиса МС.

При этом страхователь получает все права по договору МС даже без доверенности выгодоприобретателя.

Важно! При заключении договора МС страхователь обязательно должен объявить страховую сумму.

При страховании морского судна или перевозимого груза сумма страхования не должна превышать их реальную стоимость. В ином случае договор МС считается недействительным относительно части страховой суммы, превышающей стоимость страховки.

Если же объявлена страховая сумма ниже реальной стоимости имущества, размер страховой выплаты снижается пропорционально отношению страховой премии к страховой стоимости.

Карго (страхование грузов)

В международной практике наиболее распространены 4 основных условия, в рамках которых заключаются торговые сделки:

Сделка СИФ – это особая разновидность контракта, в котором решаются ключевые вопросы купли-продажи: время и условия перехода на приобретателя груза риска случайной порчи, гибели или недостачи товара, порядок расчёта и действия продавца, а также другие вопросы.

При продаже груза по контракту СИФ продавец обязан:

  • доставить груз в порт;
  • погрузить его на судно;
  • зафрахтовать тоннаж;
  • оплатить фрахт;
  • застраховать груз от транспортных рисков на всё время перевозки вплоть до сдачи перевозчиком покупателю;
  • выслать покупателю все документы об отправке.

Имея документы, покупатель вправе распоряжаться дальнейшей судьбой груза ещё до его получения.

По сделке КАФ продавец обязан заключить за свой счёт договор морской транспортировки до места назначения, обозначенного в контракте, и доставить на судно груз. Обязанность страхования в этом случае ляжет на покупателя.

По условиям ФОБ продавец должен погрузить товар на судно, а зафрахтовать груз обязуется покупатель. Продавец также обязан застраховать товар на время транспортировки до пункта назначения.

сделок ФАС идентично условиям ФОБ с той лишь разницей, что во втором случае продавец обязан поместить товар на судно, а с момента пересечения борта груз переходит на риск покупателя.

Согласно правилам Института лондонских страховщиков, клиентам предлагаются такие разновидности страхования грузов:

  • с полной ответственностью за все возможные риски;
  • без ответственности за небольшие повреждения, исключая случаи крушения;
  • с ответственностью за частную аварийную ситуацию.

При страховании груза страховая компания не несёт ответственности за убытки, если они причинены:

  • умышленно;
  • по грубой неосторожности любой из сторон;
  • по причине естественных свойств груза (порчи, ржавчины, убыли, плесени, поломки, утечки, самовозгорания и пр.);
  • из-за неправильной упаковки.

Страховщик не несёт ответственности за убытки, понесённые вследствие :

  • ядерного взрыва;
  • радиоактивного заражения;
  • военных или пиратских действий;
  • забастовок, народных волнений;
  • конфискации или ареста;
  • уничтожения груза по требованию властей.

Каско (страхование морских судов)

КАСКО подразумевает страхование только самого морского транспорта. По согласованию сторон такое страхование заключается обычно на базе одного из следующих условий:

  • страхование с ответственностью за повреждение и гибель;
  • страхование с ответственностью только за гибель судна;
  • только за повреждение судна;
  • за гибель судна, включая затраты на спасение.

Договор заключается на определённый временной срок либо только на один рейс.

В полисе обычно присутствует условие, которое обязывает страхователя или выгодоприобретателя сообщать страховщику о любом значимом изменении, которое произошло с транспортным средством.

Любое изменение, повышающие риски, даёт право страховщику пересмотреть условия договора МС или потребовать доплату страховой премии.

Отказ страхователя выполнять данное условие ведёт к прекращению договора страхования.

Страхователь обязан тотчас же уведомить страховщика о наступлении страховой ситуации и выполнять указания страховщика.

Страховщик не покроет убытки, возникшие по причине умышленного причинения вреда судну, а также в случае, если обладатель полиса МС не предпринял меры по снижению или предотвращению убытков.

Страховщик несёт ответственность за убытки в рамках страховой суммы; взносы по общей аварии компенсируются страховщиком, даже если они превышают страховую сумму.

В случае пропажи морского судна страховщик несёт ответственность в размере всей страховой суммы. Согласно договору МС, страховщик отвечает за пропажу транспортного средства без вести, если последние сведения о судне получены до завершения срока действия договора МС и если страховщик не сможет доказать, что судно погибло после указанного в договоре срока.

Если морское судно застраховано от гибели, выгодоприобретатель/страхователь может отказаться от своих прав на объект страхования (абандон) и получить страховую сумму в полном объёме в случае:

  • пропажи транспортного средства без вести;
  • уничтожения судна;
  • полной фактической гибели судна;
  • полной конструктивной гибели судна;
  • экономической нецелесообразности ликвидации судна или доставки груза на место назначения;
  • захвата морского судна или груза, продолжающегося более полугода.

Заявление об абандоне необходимо подать страховщику в течение полугода с момента наступления вышеперечисленных обстоятельств. По завершении шестимесячного срока страхователь или выгодоприобретатель теряет право на абандон и может потребовать возмещения на общих основаниях.

В случае абандона к страховщику переходят:

  • абсолютные права на застрахованное судно (при страховании его полной стоимости);
  • только на долю страхового объекта.

Страхование фрахта

Так называют страхование расходов за транспортировку груза. Страхованию подлежит валовая стоимость фрахта с включением:

  • оплаты за перевозку груза;
  • расходы по страхованию;
  • прибыль судовладельца.

Договор страхования фрахта, как правило, заключается с владельцем судна сроком на 1 год. При оплате фрахта авансом риск его утери переходит на собственника груза; в подобном случае страхование фрахта прописывается в договоре страхования грузов.

Страхование ответственности судовладельцев

Данный вид страхования покрывает множество рисков и даже такие, как:

  • смерть;
  • увечья, причинённые экипажу;
  • загрязнение моря нефтепродуктами и пр.

Важно! Страхование ответственности владельца судна производится в основном на принципах взаимного страхования путём их объединения в клубы взаимного страхования.

Морское страхованию может включать также страхование рисков, касающихся добычи газа и нефти на морских буровых платформах, а также ответственности за потенциальное нанесение вреда окружающей среде в случае аварии.

Страхование производится на случай повреждения или полного уничтожения платформы, потери прибыли по причине остановки производства, возникновения незапланированных затрат по ликвидации последствий аварии, телесных повреждений или смерти персонала.

Источник: https://strahovka365.ru/corp/morskoe-strahovanie.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: