Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

Содержание
  1. Подача уточненной декларации по налогам: сроки и последствия
  2. Срок подачи уточненной декларации
  3. Уточненная декларация во время проверки: последствия
  4. Подали уточненку во время камеральной проверки
  5. Подача уточненки во время выездной проверки
  6. Срок камеральной проверки декларации по НДС и особенности ее проведения
  7. Камеральная проверка: определение и предмет
  8. Как производится?
  9. В какие сроки производится?
  10. Срок вынесения решения по камеральной проверке
  11. Если во время проверки подана уточненная декларация
  12. В каких случаях потребуется предоставление дополнительных документов?
  13. На каком этапе производится осмотр территории?
  14. Налоговый мониторинг и камеральная проверка
  15. Уточненная декларация как повод для назначения повторной выездной проверки
  16. Вначале напомним, что повторная выездная проверка может проводиться независимо от времени предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период
  17. Поддерживают данную точку зрения и суды. 
  18. Сразу скажем, что налогоплательщик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, которую суд оставил без удовлетворения
  19. Когда уточненная декларация поможет избежать штрафа
  20. «Уточненка» представлена после окончания срока уплаты налога, но до выездной проверки
  21. «Уточненка» представлена до окончания камеральной проверки первичной декларации
  22. К каким еще последствиям приведет подача «уточненки»
  23. Уточненка, поданная после вручения акта кнп, не предотвратит решения по ней – Гос Сбор Инфо
  24. Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты
  25. Уточненки во время проверки
  26. Повлияет ли уточненная декларация на результат проверки
  27. Что анализируется при проверке уточненной декларации?
  28. Уточненка во время проверки: быть или не быть?
  29. Последствия предоставления «уточненки» в рамках налоговой проверки

Подача уточненной декларации по налогам: сроки и последствия

Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

Подавать уточненную декларацию обязательно, если допущенные ошибки в первоначальном отчете привели к занижению или неуплате налога. Исправить сведения в налоговой отчетности нужно, если:

Уточненка по налогу на прибыль подается в следующих случаях:

Уточненка по НДС, кроме случаев обнаружения недочетов в первичной отчетности налогоплательщиком или ИФНС, подается, если не успели собрать в установленный срок полный пакет подтверждающих документов по операциям, которые облагаются по нулевой ставке НДС.

Если ошибки в данных не привели к неуплате или уменьшению суммы платежа, сдавать уточненку необязательно, но вы имеете на это право. Например, когда самостоятельно обнаружили неверные сведения, которые не повлияли на размер уплаченного сбора, или если их выявила ФНС.

Если допущенные недочеты стали причиной переплаты, излишние деньги можно зачесть или вернуть. Возможность доступна в течение трех лет со дня переплаты. Предварительно следует подать уточненную декларацию, по которой будет проведена камеральная проверка.

Стоит учитывать, что подача скорректированного отчета может вызвать проведение налоговой проверки по исправленному периоду, даже если он закончился более трех лет тому назад. До того, как отправлять уточненку, выплатите недоимку и пени по налогам – это поможет избежать штрафа.

Уточненная декларация заполняется по той же форме, что и первичная, но на титульном листе указывается код корректировки. Отправлять документ нужно в отделение ФНС, в котором стоите на учете.

Срок подачи уточненной декларации

Предоставить уточненную декларацию по требованию ИФНС необходимо в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Если не уложиться в эти сроки, можно получить штраф.

В случае самостоятельного обнаружения ошибки в первичном документе, уточненку можно сдать в любое время, но желательно сделать это в кратчайшие сроки, особенно, если недочет влияет на размер налога. При занижении суммы, важно успеть уплатить пени и недоимку и предоставить уточненку до того момента, когда ИФНС выявит ошибку. Это поможет избежать штрафа за неуплату.

Уточненная декларация во время проверки: последствия

Подавать исправленную отчетность можно и во время камерального или выездного налогового контроля. Но в зависимости от момента сдачи уточненки ИФНС по-разному ее проверяет и выносит разные решения.

Возможные негативные последствия уточненной декларации:

Подали уточненку во время камеральной проверки

Как только получена уточненная отчетность, инспекторы прекратят проверку первичной и возьмутся за исправленную. Даже если в первом отчете обнаружены несовпадения и нарушения, акты составлять не будут. Но его данные используют для тщательного разбора уточненного документа. Результаты новой «камералки» предоставят через 2 месяца с момента получения уточненки.

Если успели подать скорректированную декларацию до составления акта, инспекторы могут не составлять акт первичной ревизии, а провести новую по уточненке. Правило не распространяется на декларации на возмещение НДС и акциза.

Если уточненка уменьшает уже уплаченную сумму сбора, разницу можно зачесть или вернуть. Если же она увеличивает платеж, то результат зависит от времени подачи:

Уточненная декларация может инициировать выездную проверку за корректируемый период.

Подача уточненки во время выездной проверки

В отличие от камеральной, ход выездной инспекции поданная уточненная декларация не меняет: ее доведут до конца, составят акт и вынесут решение. Уточненку проверят камерально, в том числе декларации по НДС и акцизу на возмещение налога. В рамках выезда проверяют уточненные отчеты по тому налогу и периоду, по которым проводится ревизия.

Если исправленная отчетность уменьшает налоговый платеж, можно оформить зачет или возврат переплаты, но она же может спровоцировать повторную выездную проверку. При увеличении размера платежа, придется доплатить его и пени. Также могут привлечь к ответственности за неуплату.

НК РФ не содержит рекомендаций на случай предоставления уточненки после составления акта выездной проверки и до вынесения решения по нему. То есть контролирующие органы сами решают, как рассматривать такие декларации: камерально или на выезде.

Если уточненный отчет подан после вручения акта и до вынесения решения по итогам камерального или выездного контроля, ИФНС все равно обязана вынести решение по первичной проверке, не учитывая измененные данные, и может провести повторный выезд для сверки уточненных сведений. Данные уточненки учтут, только если они документально подтверждены и проверены налоговой. Если получена уточненная декларация на возмещение НДС или акциза, инспекторы рассмотрят ее камерально.

При подаче уточненки после принятия решения по результатам инспектирования, проверяющие в рамках камеральной проверки должны потребовать пояснения по несоответствиям и противоречиям в документах. Если уточненный отчет снижает налог, пояснения должны обосновывать изменения соответствующих показателей.

За неуплату или несвоевременную уплату налогового сбора предусматривается ответственность и штраф. При истечении сроков на предоставление декларации и на уплату налога ответственности можно избежать при выполнении двух условий:

Также взыскания не будет, если на дату сдачи скорректированной отчетности есть переплата по этому налогу, сумма которой больше необходимой к доплате.

Источник: https://m-style.su/news/podacha-utochnennoy-deklaratsii-po-nalogam-sroki-i-posledstviya/

Срок камеральной проверки декларации по НДС и особенности ее проведения

Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

Правильность исчисления НДС, его размер и своевременность уплаты в бюджет государства регулируется налоговыми органами. Благодаря переходу на электронные отчетности контролировать достоверность данных, представленных организациями, стало гораздо проще. В случае выявления несоответствий проводится камеральная проверка.

Камеральная проверка: определение и предмет

Камеральная проверка – это один из способов налогового контроля, который предполагает сверку данных, представленных в декларации с первичной документацией и проведение особых мероприятий.

К мероприятиям налогового контроля относятся: требование предъявления дополнительной документации, допрос свидетелей, проведение экспертизы с привлечением специалистов (в том числе переводчиков), осмотр территории отчитывающейся организации, выемка документов.

Предметом камеральной проверки по пункту 1 статьи 88 НК РФ являются декларации и другая документация, на основании которых произведены расчеты по налоговым выплатам в бюджет.

Декларации по НДС тщательно изучаются сначала на соответствие представленных данных с книги покупок со счетами-фактурами контрагента.

При выявлении несоответствий проводится детальное изучение с применением мер налогового контроля.

Как производится?

Камеральная проверка может протекать по следующим сценариям:

  • Нарушений не выявлено, документы и пояснения не потребовались;
  • В ходе проверки были потребованы пояснения и предоставление уточненной декларации;
  • Запрошены дополнительные документы.

В первом случае никаких действий от организации не требуется. Пояснения требуются в соответствии с п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ при выявлении ошибочных сведений и должны быть предоставлены в пятидневный срок в электронном виде.

Предусмотрена ответственность за их отсутствие по ст. 129.1 НК РФ – 5 000 рублей в первый раз и 20 000 рублей за повторное нереагирование в течение календарного года.

Третий сценарий чаще всего возникает в случаях, когда предоставлены:

  • Декларация на возмещение налога. Облегчить данную ситуацию можно, раскидав сумму на возмещение по разным периодам, не предоставляя отчетности на получения возмещения от государства. Если все же данные суммы указаны, необходимо заранее подготовить копии счетов-фактур, книг покупок и продаж, первичную документацию, подтверждающие право на возмещение.
  • Уточненная декларация за отчетный период, прошедший более двух лет назад. При этом могут потребоваться документы, соответствующие не только указанному периоду, но и другие, на основании которых составлена новая отчетность.
  • Применяются льготы. Необходимо заранее подготовить документацию, подтверждающую права на заниженные ставки расчета НДС.
  • По данным, представленным контрагентами, организация занижает сумму налога. Выявлены несоответствия, вследствие чего требуется предъявить копии счетов-фактур и других бумаг, на основании которых произведены расчеты. Как правило, рассматривают только несоответствия, занижающие сумму налога к уплате.

Возмещение можно упростить, раскидав суммы по разным периодам. Допустимо заявлять право на вычет в течение трех лет со дня получения. При этом не следует раскидывать сумму из одного счета-фактуры на разные периоды. При возврате товаров ограничение в сроках составляет один год.

В какие сроки производится?

Государством выделено три месяца после подачи декларации в УФНС либо после истечения крайнего срока без предоставления организацией отчетности на проведение камеральной проверки.

При этом датой сдачи отчетности считается день отправки заполненного документа в электронной форме.

Если декларация не сдана, проверка производится на основании имеющихся данных, представленных контрагентами компании.

На бумажном носителе подавать декларацию имеют право только налоговые агенты — лица, не имеющие обязанности платить НДС по НК РФ.

При аренде муниципальных зданий или проведении других сделок с получением счетов-фактур с выделенной суммой НДС они обязаны сдать декларацию и выплатить налог в бюджет до двадцатого числа месяца, следующим за календарным кварталом. В данном случае подача отчетности в подобном форме не считается нарушением.

Срок вынесения решения по камеральной проверке

В случаях, когда нарушения не обнаружены, проверка прекращается. При этом законодательством не предусмотрено обязательство извещения налоговым инспектором проверяемой компании.

Если нарушения были обнаружены, налоговый инспектор:

  • Составляет акт (не позднее десяти дней после окончания проверки);
  • Вручает его налогоплательщику (не позднее пяти дней после составления).

Налогоплательщик имеет право предоставить возражения в течение календарного месяца со дня получения акта. Решение по проверке принимается в течение десяти дней после истечения этого месяца, независимо от наличия возражений со стороны налогоплательщика или их отсутствия.

Если во время проверки подана уточненная декларация

Если во время проведения проверки была подана уточненная декларация, ранее начатая проверка прекращается и на основании полученных данных начинается другая.

В случае если инспекторы нашли занижение налога раньше, проверка производится до конца, а поданная уточненная декларация проверяется отдельно. Срок на сверку данных в ней – три месяца со дня подачи.

В каких случаях потребуется предоставление дополнительных документов?

Основанием для этого может служить:

  • Несоответствие данных, содержащимся в документах контрагентов организации;
  • Подана декларация на возмещение;
  • Подана уточненная декларация за период двухгодичной давности.

Для этого составляется письменное требование, которое содержит:

  • Статью НК, на основании которой составлено требование;
  • Срок предоставления документов;
  • Перечень документов с указанием реквизитов, налогового периода;
  • Реквизиты проверяемой организации;
  • Мероприятие налогового контроля, к которому относится данное требование (Например, Камеральная проверка за II квартал 2017 года).

Требование вручается лично представителю организации или отправляется заказным письмом, если передать первым способом нет возможности. В этом случае по истечении шести дней оно считается принятым, независимо от того, получил адресат его или нет (пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ).

В список предоставляемых документов входят:

  • Счета-фактуры;
  • Книги покупок и продаж;
  • Первичная документация.

Возникают также ситуации, когда инспекция в списке указывает множество дополнительных уточняющих документов – анализ счетов, относящиеся к учетной политике и другие.

Перечень может быть довольно значительным, при этом на предоставление документов выделяется 10 дней. За непредоставление одного или нескольких назначается штраф в размере двухсот рублей за единицу. Можно написать письмо с просьбой продления указанного срока в день получения требования. Ответ налоговая инспекция должна предоставить в течение двух дней.

Вся требуемая документация должна относиться к проверяемому периоду, в противном случае излишне запрошенные можно не предоставлять – ответственность за это законодательством не предусмотрена.

Чтобы обезопасить себя от судебного разбирательства и проигрыша в нем лучше сразу отправить в инспекцию пояснение, опираясь на п. 2.8 письма ФНС от 16.07.

2013 № АС-4-2/12705 об ограничении на запрашиваемую документацию.

При уплате НДС документов запрашивается гораздо меньше, чем при подаче декларации на возмещение.

На каком этапе производится осмотр территории?

На основании пунктов 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ при выявлении несоответствий в представленных документах может быть принято решение об осмотре складских и производственных помещений компании. Уведомление об этом не отправляется. Для этого инспектор должен предъявить свое удостоверение и мотивированное постановление, утвержденное руководителем налоговой службы.

Осмотр производится в присутствии двух понятых, которыми выступают незаинтересованные лица.

Отказ в предоставлении доступа оформляется актом, который подписывают обе стороны. При этом налоговая инспекция будет вправе установить размер налога к выплате на основании имеющихся у нее данных по этой организации и аналогичных в схожей компании.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка

Налоговый мониторинг – вид контроля, при котором сама компания предоставляет доступ налоговой инспекции к бухгалтерской отчетности и необходимой документации в режиме реального времени. Это позволяет существенно сэкономить время на решении спорных вопросов. Организация может обратиться в налоговую инспекцию для проведения налогового мониторинга в следующих случаях:

  • Когда суммарный НДС за отчетный период превышает 300 000 000 рублей;
  • Объем доходов за предыдущий отчетный год или стоимость активов составляет более 3 миллиардов рублей.

Камеральная проверка при налоговом мониторинге может проводиться:

  • Если представлена сумма к возмещению;
  • При прекращении налогового мониторинга раньше первоначального срока;
  • Представлена декларация с заниженной суммой налога;
  • Проверка производится вышестоящим над отделением налоговой инспекцией органом.

Налоговый мониторинг упрощает взаимодействие организации с государством и может служить достойной альтернативой камеральным проверкам для своевременного контроля верности исчисления НДС.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/declaracia/kameralnaja-proverka.html

Уточненная декларация как повод для назначения повторной выездной проверки

Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

Одной из многочисленных обязанностей налоговых органов является осуществление ими контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также ведение учета в установленном порядке учет организаций и физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также налоговых проверок. Проверки могут быть камеральные и выездные (ст. ст. 88, 89 НК РФ). Выездные в свою очередь подразделяется на первичные и повторные. Необходимость в проведении повторной налоговой проверке может возникнуть в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первичную проверку, или в связи с ликвидацией или реорганизаций налогоплательщика, но нас в данной статье интересует случай представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Вначале напомним, что повторная выездная проверка может проводиться независимо от времени предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период

 При ее осуществлении такие ограничения как:

– запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период;

– запрет на проведение более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года;

– запрет на проведение выездных налоговых проверок за период, за который проводится налоговый мониторинг – не действуют.

Еще одной особенностью проведения повторной проверки является, то, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки будет выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, налоговые санкции применяться не будут, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п.10 ст. 89 НК РФ).

Моментом, вызывающим спорные вопросы является определение периода, за который проводится проверка. Дело в том, что по общему правилу, указанному в абзаце 6 п. 10 ст.

89 НК РФ, при проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.

По мнению налогоплательщиков, налоговый орган не вправе проверять период, который находится за пределами трех лет, поскольку об этом прямо говорится в п.10 ст. 89 НК РФ.

По мнению же налогового органа, напротив, проверяемый, в ходе указанной повторной выездной налоговой проверки период, может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки.

Поскольку НК РФ не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации с указанием суммы налога в размере, меньшем ранее заявленного, количество таких деклараций, период, за который декларация может быть подана, а также предельный срок для назначения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в этой связи (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 апреля 2013г. N 03-02-07/1/13473).

Поддерживают данную точку зрения и суды. 

Так, при назначении повторной выездной проверки, один из налогоплательщиков (компания) посчитал, что проверяющий орган, выходя за установленный трехлетний срок, злоупотребляет своим правом на назначение и проведение проверки.

Сложность данного дела состояла в том, что Общество подало уточненные налоговые декларации за 2009 год (годом проведения налоговой проверки) в 2011 году, после того как проверка уже была окончена.

Решение о назначении повторной проверки было вынесено в 2012 году спустя год, после подачи уточненных деклараций, а вручено спустя два месяца после вынесения, то есть в 2013 году.            

Юристы компании посчитали, что решение о назначении повторной проверки необходимо признать недействительным, поскольку в данном случае проверка может проводиться начиная с 2010 года, а никак не с 2009 года, так как вручение налогоплательщику решения о проведении повторной выездной налоговой проверки должно быть произведено в календарном году его вынесения. Таким образом, в случае вручения решения о проведении проверки в 2013 году, инспекция теряет право на проведение проверки за 2009 год в связи с пропуском императивно установленного срока на ее проведение.

Однако налоговая инспекция решила, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению, налоговый орган не связан трехлетним ограничительным сроком при установлении периода проведения повторной выездной налоговой проверки.

Иное толкование положений статьи 89 НК РФ, как указывает налоговый орган, означает наличие у налогоплательщика неконтролируемого права снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненной налоговой декларации на пределе окончания трехлетнего срока для проведения выездной налоговой проверки, что противоречило бы правовой позиции ВАС РФ, согласно которой праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09). В ином случае, исключается сама возможность проведения налоговым органом повторной выездной налоговой проверки, в случае если соответствующая уточненная налоговая декларация представлена за период, находящийся за пределами трех календарных лет предшествующих году, в котором представлена такая декларация, что недопустимо.

В результате судебного разбирательства суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения требования налогоплательщика.

Основанием послужило содержание абзаца 6 пункта 10 статьи 89 НК РФ прямо предусматривающего проверку того периода, за который лицо представило уточненную налоговую декларацию, не связывая проверяемый период ни с датой вынесения решения о назначении повторной выездной проверки, ни с датой представления декларации в налоговый орган.

Сразу скажем, что налогоплательщик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, которую суд оставил без удовлетворения

Правильность принятия решения первой и апелляционной инстанций подтвердил в своем Определении Верховный Суд РФ, поставив точку в споре.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения о назначении повторной выездной проверки за пределами трехлетнего срока, указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении (назначении) проверки – 29.12.2012, в связи с чем спорный период (2009 год) является проверяемым и не выходит за пределы трехлетнего срока.

Кроме того, налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларацию за период, который находится за пределами трех лет, в связи с чем возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов. Налоговое законодательство не ограничивает возможность представления уточненной декларации и назначения повторной проверки в соответствии с указанной нормой.

Следует обратить внимание на то, что предметом повторной проверки, назначенной из-за представления вышеуказанной уточненной декларации, являются только те сведения, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога.

При этом в ходе такой проверки не могут быть повторно исследованы данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с указанной корректировкой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 марта 2010 г.

N 8163/09 Налоговый орган, определив размер налоговой обязанности общества по результатам первоначальной проверки с учетом скорректированных показателей уточненной декларации, был вправе в последующем назначить проведение повторной проверки уточненных сведений).

Примечание: с хронологией рассмотренного спора можно ознакомиться по следующим документам:

– Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 апреля 2014 года по делу № А40-54040/2013

– Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г. N 09АП-21821/14 (ключевые темы: выездная налоговая проверка – уточненная налоговая декларация – порядок проведения проверок – подакцизные товары – табачные изделия);

– Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2015 г. N 305-КГ15-606 (ключевые темы: уточненная налоговая декларация – выездная налоговая проверка – экономические споры – акцизы — проверка).

Источник: https://rosco.su/press/utochnennaya-deklaratsiya-kak-povod-dlya-naznacheniya-povtornoy-vyezdn/

Когда уточненная декларация поможет избежать штрафа

Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

Если налогоплательщик обнаружил, что указанная в декларации сумма налога к уплате оказалась заниженной, он должен подать «уточненку». Данная обязанность закреплена пунктом 1 статьи 81 НК РФ. Уточненная декларация освобождает от штрафа за неуплату налога, но только если соблюдены определенные условия, перечисленные в Кодексе.

Например, если «уточненка» подана до истечения срока уплаты налога, то санкция отменяется при выполнении следующего условия. Уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Либо до момента, когда налогоплательщик узнал о предстоящей выездной проверке (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Помимо этого, избежать штрафа удастся в случае, если «уточненка» за тот или иной период подана после окончания срока уплаты налога и после выездной проверки за тот же период. Необходимым условием здесь является положительный для компании или предпринимателя исход проверки.

Иными словами, санкции не будет, если инспекторы в ходе выездной проверки не обнаружили занижение налога, которое впоследствии было исправлено путем подачи «уточненки» (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Заметим, что на практике подобные ситуации встречаются довольно редко и, как правило, не приводят к разногласиям с налоговиками.

Но закон предусматривает и другие случаи, когда уточнения могут освободить от штрафа. Это представление «уточненки» после истечения срока уплаты налога, но до выездной проверки, а также представление «уточненки» до окончания камеральной проверки первичной декларации. В этих ситуациях конфликты с инспекторами возникают довольно часто. Рассмотрим подробно оба случая.

«Уточненка» представлена после окончания срока уплаты налога, но до выездной проверки

В подпункте 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ сказано, что уточненная декларация, поданная после окончания срока уплаты налога, не влечет санкции, если соблюдены два условия.

Во-первых, уточнения были представлены до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговики выявили занижение облагаемой базы, или о том, что они назначили выездную проверку.

Во-вторых, еще до подачи «уточненки» налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

К сожалению, не вполне ясно, как следует трактовать приведенное выше правило. Означает ли оно, что при несоблюдении названных условий налоговики автоматически получают право оштрафовать налогоплательщика по статье 122 НК РФ?

Специалисты финансового ведомства дают отрицательный ответ. Так, в письме Минфина России от 12.08.13 № 03-02-07/1/32578 говорится, что даже если налог и пени не перечислены до подачи «уточненки», инспекторы не могут сразу оштрафовать организацию или предпринимателя. Сначала налоговики должны разобраться, действительно ли совершено нарушение, и в чем оно заключается (см.

«Неуплата налога и пени до подачи «уточненки» не является безусловным основанием для привлечения к ответственности»). Подобный вывод подтверждается арбитражной практикой. Судьи подчеркивают: несоблюдение условий при подаче «уточненки» не снимает с сотрудников ИФНС обязанности доказывать состав нарушения (см., например, постановление АС Уральского округа от 04.03.

15 № Ф09-190/15).

Кроме того, возникает вопрос о том, можно ли избежать санкции, если соблюдены не оба названных условия, а только одно из них? Ответ зависит от того, какое именно условие не выполнено. Если налогоплательщик не заплатил недостающую сумму налога и пени, то штраф неизбежен, и суды всегда поддерживают налоговиков (см.

определение ВС РФ от 10.08.15 № 302-КГ15-8611 и постановление АС Московского округа от 30.01.15 № А40-81421/2014). И даже в случае, когда есть недоимка только по пеням, а налог перечислен, решение, скорее всего, будет в пользу инспекции (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 18.12.

14 № А56-15646/2014).

Иначе обстоит дело, если налог и пени уплачены, а невыполненным оказалось другое условие. То есть «уточненка» представлена после того, как налогоплательщик узнал, что налоговики выявили занижение облагаемой базы. Среди судей единства нет.

Иногда они встают на сторону налоговиков и подтверждают, что при данных обстоятельствах освобождение от штрафа невозможно (см. определение ВАС РФ от 11.04.14 № ВАС-3399/14). Но встречаются и другие примеры.

В частности, столичный Арбитражный суд пришел к выводу, что даже если уточнения представлены после обнаружения инспекторами нарушений, основания для штрафа могут отсутствовать. Главное, чтобы на момент подачи «уточненки» налог и пени были уплачены.

Данное решение оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 30.06.15 № А40-128481/14.

На наш взгляд, у налогоплательщиков, которые окажутся в похожей ситуации, есть шанс оспорить санкцию в суде. Но, учитывая противоречивый характер арбитражной практики, начинать тяжбу целесообразно, только если величина штрафа весьма существенна.

«Уточненка» представлена до окончания камеральной проверки первичной декларации

Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ содержит следующее правило. Если «уточненка» представлена до окончания камеральной проверки ранее поданной декларации, то такая проверка прекращается. Вместо нее налоговики обязаны начать новую проверку в отношении уточненной декларации.

Налогоплательщики иногда пользуются этой нормой, чтобы избежать привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ.

Как только бухгалтер, ознакомившись с актом, узнает, что в ходе проверки первичной декларации обнаружено занижение облагаемой базы, он подает «уточненку», где данное нарушение исправлено.

Рассчитывает он на то, что инспекторы, не успев назначить штраф, завершат проверку первичной декларации. Далее начнется проверка уточненной декларации, и эта проверка уже не выявит никаких недочетов.

Но на практике зачастую не все проходит гладко. Дело в том, что в Налоговом кодексе четко не обозначено, какая дата является днем окончания камеральной проверки. Соответственно, нет полной ясности, в каком случае «уточненка» считается поданной до окончания камеральной проверки первичной декларации.

Чиновники полагают, что проверка окончена после того, как подписан акт по ее итогам. Такая позиция изложена в письме ФНС России от 23.07.12 № СА-4-7/12100 (подробнее об этом см.

в статье «Какое решение примут инспекторы, если налогоплательщик заявил НДС к вычету, а затем подал «уточненку»»). Это означает, что уточненная декларация, представленная после подписания акта, не может служить поводом для прекращения всех действий по первичной проверке.

Другими словами, ничего не мешает инспекторам вынести решение о штрафе в связи с искажениями, обнаруженными в первичной декларации.

Арбитражная практика по данной теме противоречива. Иногда судьи утверждают, что дата окончания «камералки» — это день подписания решения, а не акта проверки. И если уточнения представлены после подписания акта, но до вынесения решения, то первичную проверку следует прекратить. Как следствие, штраф по первичной декларации невозможен (см.

, например, постановления ФАС Поволжского округа от 08.07.14 № А57-15314/2013, ФАС ЗСО от 02.07.14 № А03-1691/2013). Но есть и противоположные решения. Например, АС Дальневосточного округа признал, что уточнения, поданные после подписания акта, не обязывают сотрудников ИФНС прекращать первичную проверку и отменять штраф (постановление от 07.11.

14 № Ф03-4545/2014).

Трудно предсказать, какой вердикт вынесет суд в аналогичном споре. И все же, по нашему мнению, при существенной величине штрафа налогоплательщику имеет смысл подать «уточненку» с исправлениями.

К каким еще последствиям приведет подача «уточненки»

Уточненная декларация может избавить не только от налоговой санкции, но и от административного штрафа за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 15.

11 КоАП РФ таким нарушением является искажение данных бухучета, повлекшее занижение налогов не менее чем на 10 процентов, либо искажение любой строки формы бухотчетности не менее чем на 10 процентов.

За подобные деяния предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Наказания удастся избежать, если представить уточненную декларацию с соблюдением всех условий, предусмотренных для случая, когда «уточненка» подана после срока уплаты налога.

Плюс к этому нужно исправить бухгалтерскую отчетность и представить ее до того, как она будет утверждена (см.

«Закон, освобождающий от штрафов за исправленные ошибки в бухгалтерской отчетности, вступит в силу с 1 ноября 2013 года»).

Вместе с тем представление уточненной декларации влечет за собой и другое последствие, менее приятное для налогоплательщика. Подавая «уточненку» за тот или иной период, бухгалтер должен быть готов к выездной проверке за этот период.

Даже если прошло более трех лет, налоговики, вопреки общему правилу, смогут назначить такую проверку. Об этом говорится в письме ФНС России от 29.05.12 № АС-4-2/8792 (см.

«В случае представления «уточненки», налоговики могут проверить период, превышающий три года, если раннее этот период не был охвачен выездной проверкой»).

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2015/8/10161

Уточненка, поданная после вручения акта кнп, не предотвратит решения по ней – Гос Сбор Инфо

Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

Оштрафовать могут, если до предоставления уточненной декларации не уплатили налог и пени. Если их уплатили, штрафа не будет. Конечно, штрафуют не за факт подачи уточненки с выросшим налогом, а в случае, если действительно была ошибка в первой декларации. Ее налоговики должны выявить.

Если по налогу в бюджете есть переплата, дополнительно ничего вносить не придется. Штрафа в этом случае не будет. Платить не придется и в случае, когда уточненку сдают за период, который проверялся на выездной и при этом ошибок по налогу не было обнаружено.

Подробности о том, когда надо подать уточненную декларацию, какие последствия при этом возможны, а также другие нюансы вы найдете в статье «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

Относительная определенность имеется только в случае, если Вы представили уточненные налоговые декларации по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета, поскольку здесь налоговая ОБЯЗАНА прекратить первоначальную камеральную проверку и провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям. Ситуация № 4. Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ вручения (направления) Вам АКТА камеральной проверки первичной декларации или акта выездной проверки, но ДО ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по результатам проверки.

По мнению ФНС России, в данной ситуации, налогоплательщик может внести исправления в декларацию: а) с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично); б) не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

Важная информация для этого есть в статьях: Может ли быть прекращена камеральная проверка первичной декларации в связи с предоставлением уточненки? По каждой декларации налоговики проводят камералку в течение 3 месяцев. Еще 10 дней есть на составление акта. Если за это время вы самостоятельно обнаружите ошибку, нужно подать уточненку.

Важно

Тогда проверка первичного отчета будет прекращена в связи с предоставлением уточненной декларации. Если контролеры уже составили по итогам проверки первичной декларации акт, но не вручили его, имеет смысл подать уточненку.

ФНС рекомендует начинать новую камеральную проверку уточненной декларации без вручения акта по первичному отчету. Исключение — декларации на возмещение по НДС и акцизам.

По ним акт вручат в любом случае. Если из-за ошибки в декларации налог уплатили в большем размере, то подавать уточненку закон не требует.

Уточненки во время проверки

До предоставления уточненной декларации не уплатили налог, готовьтесь к штрафу Уточненка с выросшей суммой налога означает, что обязательства перед бюджетом выполнены не полностью. Если до предоставления уточненной декларации не уплатили налог, возможен штраф — 20% от суммы недоплаты.

Повлияет ли уточненная декларация на результат проверки

Если первичная (или предыдущая) декларация проверяется камерально, камеральная проверка более ранней декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации.

Иначе говоря, при подаче уточненной декларации с суммой НДС и акциза к возмещению организация должна быть готова к тому, что срок возмещения налога по первоначальной декларации откладывается*2.

*2 Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируется при проверке уточненной декларации?

Если в акте отмечена эта ошибка, то штрафа все равно не избежать, даже если вы сдадите уточненку. А если ошибка в акте не отражена, то можно закрыть на нее глаза.

СИТУАЦИЯ 3. Уточненку вы сдали после получения акта проверки (КП/ВНП), но до вынесения решения по результатам этой проверки. Здесь все зависит от того, какие именно исправления в первоначальную декларацию вы внесете.

Если не хотите добавлять в ваши отношения с налоговиками остроты, то не стоит исправлять путем подачи уточненки ошибки, которые нашли проверяющие ВАРИАНТ 1.

Налоговики в ходе проверки выявили у вас нарушения, и вы эти нарушения исправляете, представив уточненку. Например, инспекторы обнаружили у вас в 2012 г. завышение расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, на сумму 10 000 руб.

Данное нарушение они отразили в акте. А вы, до вынесения налоговиками решения, сдаете уточненку, убрав эту сумму из расходов.

Уточненка во время проверки: быть или не быть?

Безусловно, речь идет о тех случаях, когда претензий к заявленной к возмещению сумме у налоговиков нет, то есть они полностью согласны с ней.

*** В решении по итогам проверки есть фраза о том, что плательщику по результатам ревизии предлагается внести исправления в бухгалтерский и налоговый учетприложения № 12, 13, утв. Приказом ФНС от 31.05.

2007 № ММ-3-06/[email protected] Многие расценивают эту фразу как сигнал к представлению уточненки после окончания проверки.

На самом деле достаточно внести необходимые исправления в свой учет, а уточненку сдавать не нужноп. 3.1 Письма ФНС. Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Ошибки — исправление»: 2018 г.

  1. Исправляем ошибки в бухотчетности, № 8

2014 г.

  1. Завысили выручку по НДС и налогу на прибыль: исправляем техническую ошибку, № 18
  2. Ошибки в платежках 2014 года и их исправление, № 8

2013 г.

Во-первых, оценят, как изменилась сумма налога, увеличилась или уменьшилась. Во-вторых, изучат, за счет каких показателей произошло изменение. Здесь уже всё зависит от того, по какому налогу подали уточненку. Также будут оценены причины, которые привели к ошибке в первоначальной декларации.

Поэтому потребуются документы — договоры, допсоглашение, накладные и прочая первичка, которая содержит условия для верного отражения сделки, по которой выявлена ошибка. См. также «ФНС назвала дополнительное основание для истребования пояснений при камералке».

Выполнение контрольных соотношений показателей в уточненке должно соблюдаться, как и в обычной декларации. Чтобы не пришлось подавать уточненки, внимательно проверьте декларации перед подачей в налоговую.

Если вы хотите попытаться оспорить штраф, начисленный по результатам именно КП, то можете привести следующие аргументы:

  • КП — это не только сама проверка, но и оформление ее результатов. Значит, пока решения по итогам КП нет, проверка не закончена, а следовательно, при сдаче уточненки в этом случае КП первоначальной декларации должна быть «свернута»см., например, Постановление ФАС ЗСО от 14.01.2013 № А81-1421/2012;

Источник:

Последствия предоставления «уточненки» в рамках налоговой проверки

Уточненную декларацию компания может представить в любой момент. И неважно, идет ли в это время налоговая проверка или нет, — НК РФ никаких запретов по этому поводу не содержит.

Но при подаче уточненки в ходе камеральной (КП) или выездной (ВНП) проверки есть свои тонкости.

Имеет ли вообще смысл их представлять и помогут ли уточненки избежать штрафа, если сумма налога к уплате увеличилась?Уточненки с увеличенной суммой налога

Реакция налоговиков на такую уточненку зависит от ситуации.

Ситуация 1. Уточненка представлена до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации.

С момента представления уточненки КП первоначальной декларации прекращается и начинается КП уже уточненной декларации. В такой ситуации имеет смысл сдавать уточненку. Штрафа можно избежать, заплатив перед этим налог и пени.

Ситуация 2. Уточненка сдана в ходе ВНП до получения акта.

Следовательно, если сумму своих налоговых обязательств компания увеличит в уточненке, то налоговики не будут по итогам проверки доначислять налог, но все равно придется платить штраф.

Однако если самостоятельно уплатить налог и пени, то можно просить об уменьшении суммы штрафа.

Правда, если представить уточненку незадолго до окончания ВНП, налоговики могут отразить в акте факт ее подачи, а также то, что проверить данные этой декларации они не успели. Следовательно, проверять уточненку будут «камеральщики» и на результаты «выездного» акта ее данные не повлияют.

Таким образом, с обнаруженной самостоятельно в ходе ВНП ошибкой, повлекшей занижение налоговой базы, можно поступить следующим образом (или-или):

  • действуя на свой страх и риск, рассказать об этой ошибке проверяющим и предложить им описать данное нарушение в акте;
  • дождаться окончания проверки и, если налоговики сами этой ошибки не найдут, просто забыть о ней.

Сдавать уточненку особого смысла нет — штрафа избежать все равно не получится. Можно рассчитывать лишь на уменьшение его размера.

Ситуация 3. Уточненка сдана после получения акта проверки (КП/ВНП), но до вынесения решения по результатам этой проверки.

При ВНП сдавать уточненку резона нет. Во-первых, потому что штраф неизбежен.

А во-вторых, если проверяющие в ходе проверки не обнаружили ошибку, которую компания решила исправить в уточненке, то вряд ли на этапе между актом и решением эта ошибка всплывет.

Следовательно, можно не платить налог (пени, штраф). А вот если у компании проводилась КП, можно попробовать сдать уточненку, есть возможность избежать штрафа.

Ситуация 4. Уточненка представлена после вынесения решения по итогам проверки.

Сданную после ВНП или КП уточненку будут проверять «камеральщики». При этом штрафовать вас налоговики не должны, так как в уточненке вы исправляете те ошибки, которые не нашли у вас проверяющие Сдавать уточненку после ВНП смысла нет.

Ведь своей проверкой налоговики «закрыли» тот период, за который организация хочет представить уточненку, а повторная ВНП (не связанная с представлением уточненки) у вряд ли будет. Поэтому недоплату налога, скорее всего, никто не обнаружит.

Уточненки с уменьшенной суммой налога

Если компания сдаст уточненку с уменьшением обязательств по сравнению с первоначальной декларацией, то без проверки деньги точно не вернут. Поэтому, если такая декларация будет сдана в ходе ВНП, «выездники» учтут изменения, только если с момента представления уточненки прошло 3 месяца и при этом ВНП еще не закончена.

Если же уточненку с меньшей суммой налога к уплате будет представлена после окончания выездной проверки, то есть после вручения справки, то налоговики вряд ли учтут данные этой декларации при составлении акта и вынесении решения по итогам ВНП.

Но если при этом окончание трехмесячного срока проверки уточненки приходится на период, когда решение по результатам ВНП еще не вынесено, и если учет данных этой декларации поможет снизить доначисления по итогам ВНП, то имеет смысл в возражениях к акту ВНП напомнить налоговикам о представлении данной уточненки.

Источник: https://pravospb812.ru/ndfl/utochnenka-podannaya-posle-vrucheniya-akta-knp-ne-predotvratit-resheniya-po-nej.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: