Камеральная проверка: ФНС разъясняет

Содержание
  1. Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки
  2. Структура и содержание акта проверки
  3. Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки
  4. Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки
  5. Пропуск срока принятия решения по итогам камеральной проверки
  6. Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна
  7. Как налоговая выбирает, кого проверять
  8. Как проводят камеральную проверку
  9. Углубленная камеральная проверка
  10. Что происходит после проверки
  11. Как оспорить результат камеральной проверки
  12. Камеральная налоговая проверка
  13. Камеральную проверку проходят 100% деклараций НДС
  14. Не может быть проведена камеральная проверка в отношении деклараций НДС, поданных более двух месяцев назад!
  15. Типовые ошибки руководителей, бухгалтеров и юристов:
  16. Камеральная налоговая проверка в новом обличье
  17. Начиная с 2014 г., налогоплательщик уже испытал на себе пресс введенных изменений в части проведения камеральных налоговых проверок
  18. «Льготная» камеральная проверка
  19. В качестве примера налоговых льгот судьями приводятся следующие операции:
  20. Так, в одном из рассматриваемых судебных решений (Решение арбитражного суда Брянской области от 08.08.2014 г. №А09-6248/2014) при проведении камеральной проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении следующих документов:
  21. Проанализируем последние судебные баталии на предмет того, какие операции могут рассматриваться как льготные, а какие представляют собой лишь специальные правила налогообложения и, соответственно, на них распространяется иммунитет на представление документов в рамках камеральной проверки:
  22. Камеральные проверки — 2020: что меняется из‑за COVID‑19
  23. Перенос сроков представления документов по требованию
  24. Как отвечать на требования в период пандемии
  25. Алгоритм действий
  26. Направлено требование в рамках выездной проверки — что делать?
  27. Камеральная налоговая проверка: что делать
  28. Что представляет собой «камералка»?
  29. Фнс требует разъяснений: нюансы
  30. Фнс истребует документы: нюансы
  31. Камеральная проверка на территории налогоплательщика: нюансы

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка: ФНС разъясняет

До публикации настоящей статьи о камеральных проверках мы попросили выразить мнение об этих проверках налогового адвоката Тылика Павла. Вот, что думает Тылик П.Ю. об этих проверках:

«На сегодняшний день можно костатировать тот факт, что камеральные проверки по своей сути стали похожи на выездные.

Из чего я делаю этот вывод? Объясню через события, которые происходят в налоговой сфере в настоящее время.

  1. Количество выездных налоговых проверок в настоящее время сократилось не только в разы, а в десятки раз. Ими в настоящее время охвачено не более 1 процента (против 12-15 в прошлые времена) от числа налогоплательщиков и количество проверяемых продолжает уменьшаться.
  2. Сумма доначисленных налоговых платежей в 2016 году составила около 180 млрд. рублей. А в 2017 году сумма доначисленного возросла до 360 млрд рублей. Ответьте на вопрос, каким таким чудесным образом с учетом уменьшения количества охваченных ВНП произошло такое резкое увеличение доначислений? Конечно, через камералки.
  3. Что помогло налоговикам произвести такие доначисления? Их системы контроля, например,  АСК НДС-2. Т.е. они в недрах своей системы, не выходя на проверку, через автоматическую систему контроля проверяют налогоплательщика и составляют самые обычные Акты камеральных проверок, а затем присылают их налогоплательщику сначала в виде просьбы предоставить документы, затем в виде просьбы прийти на комиссию, затем в виде просьбы доплатить по сомнительным контрагентам НДС, а затем и налог на прибыль.
  4. Если налогоплательщик не соглашается это сделать, то налоговики методами, которые ранее использовались ими исключительно в рамках ВНП, производят расследования и доначисляют.
  5. Естественно, в этом случае они допускают много нарушений, как по способу доказывания, так и по срокам, чего ранее, примерно до 2014 года не могло быть по определению: суды вставали на защиту налогоплательщика и признавали такие действия, например, как выход за сроки проведения камералки,  налоговиков незаконными. Сегодня суды говорят о том, что сроки камеральных проверок носят организационный характер и выход за сроки таких проверок не приводят к нарушению прав налогоплательщика.

Вот вкратце все замечания. О том, как налоговики осуществляют подготовку к проведению ВНП, а значит и камеральных проверок рекомендую почитать мою статью «Выездная налоговая проверка: когда ее можно ожидать и можно ли избежать»

Можно ли в таких условиях отстаивать свои права? Можно. Главное не упустить нужный момент и начать обеспечить свою защиту вовремя. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Вот как-то так. Спасибо за ваши вопросы»

А теперь предлагаем читателю к прочтению статью о камеральных проверках нашего редактора.

Камеральная проверка (КП) представляет собой упрощенный (сравнительно с выездной проверкой) тип контроля. В абсолютном большинстве случаев она проходит без физического участия проверяемого лица.

Проверочные мероприятия выполняются инспектором непосредственно на его рабочем помещении по имеющимся в распоряжении ИФНС документам (посещение проверяемого лица разрешено при проверке его декларации НДС).

Оформление результатов камеральной налоговой проверки производится в форме акта налоговой проверки.

«Камералка» не является истиной в последней инстанции. Если по результатам КП в функционировании компании не выявлено никаких проблем с уплатой налогов, таковые впоследствии могут быть обнаружены налоговиками в процессе любой выездной проверки, которая производится в более углубленном варианте.

Налогоплательщик в таком случае не сможет ссылаться на установленное при «камералке» отсутствие нарушений, даже если она уже была предметом судебного рассмотрения. Такова позиция Конституционного суда РФ, выраженная им в Определении № 571-О от 10.03.2016 года.

Структура и содержание акта проверки

Акт налоговой проверки обновлен налоговиками в 2015 г. (приказ ФНС от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@). Были слиты в едином документе формы двух ранее использовавшихся налоговиками актов (в т.ч.

, по «камералке»). Также были детализированы требования к основному содержанию и структуре единого акта.

Именно нарушения структуры и содержания текста акта КП часто становятся предметом судебных споров с налоговиками.

Следует понимать, что далеко не все допущенные нарушения судебные органы могут признать существенными, влияющими на выводы суда.

По новым правилам, оформление акта может производиться как в бумажной, так и в новой электронной форме. При использовании бумажного носителя, его можно заполнить как рукописным способом, так и с использованием принтера. Использование иной печатной техники не предусмотрено. Распечатанные листы следует пронумеровать вместе с приложениями, заверить подписью начальника ИФНС и прошнуровать.

Не разрешается составление документа на каких-либо языках, кроме русского. Если в тексте используются аббревиатуры и сокращения, то первоначально их следует указать в полной расшифрованной форме.
Любые суммы в иностранной валюте, должны одновременно иметь указание на рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ.

Исправления в документе недопустимы, однако их можно заверить подписями инспектора и налогоплательщика. Особо отмечено на запрет использования любых корректоров текста.

Структура акта разделена на три основные части:

  • вводную;
  • описательную;
  • резолютивную (итоговую).

Вводная часть предусматривает отражение даты подписания акта инспектором ФНС, наименования проверяемого лица (как в полной, так и в сокращенной формах), даты представления проверяемой декларации или иных документов, а также перечень этих документов, если они представлялись налогоплательщиком в рамках КП.

Также к вводной части относятся графы для указания проверяемого периода времени и сведений о проверяемых налогов.

Заканчивается вводная часть отметкой о датах старта и завершения КП, а также проведенных в ее рамках контрольных мероприятиях.

В описательной (установочной) части акта предусматривается подробное указание на документально доказанные нарушения, смягчающие и отягчающие вину факты.
Заканчивается акт итоговой (резолютивной) частью, в которой отражаются:

  • выводы и предложения инспектора о возможных способах ликвидации допущенных нарушений;
  • ссылки на нормы, по которым квалифицируются такие нарушения.

Обязательным признается перечисление в акте всех должностных лиц, принявших участие в проведении КП.
Оформленный документ подписывается в 2-х экземплярах всеми участниками процесса. При отказе от оставления автографа, в акте камеральной проверки производится соответствующая отметка, а копия отправляется проверяемому лицу почтой.

Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки

Как известно, налоговикам отведено 10 дней на подготовку акта КП при выявлении нарушений. Такой срок исчисляется с момента завершения проверки.

Никаких последствий для налоговиков пропуск такого срока не повлечет. Судебные органы не признают такое нарушение грубым и отказывают в признании решений по актам, оформленным с нарушением п.1 ст.100 НК РФ, недействительными.

Так, Третьим ААС по одному из налоговых споров был обнаружен факт просрочки составления акта по результатам КП на 19 месяцев. Однако судьи пришли к заключению, что этот срок просто организационный, по этой причине его игнорирование не становится серьезным поводом к отмене решения налоговиков по такому акту камеральной проверки (Постановление № А33-7641/2010 от 31 августа 2011 г.).

Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки

Есть ли нарушения, которые могут повысить вероятность удачного для налогоплательщика исхода дела? Можно обратить внимание на п.5 ст.100 НК РФ. Напомним, что данная норма устанавливает ограниченный период для вручения акта КП проверяемому лицу. На это отведено 5 дней после составления документа.

Такое нарушение может являться существенным в зависимости от обстоятельств дела. В первую очередь, судебные органы обычно проверяют, надлежащему ли лицу передан акт камеральной проверки.

В качестве примера можно изучить документ ФАС Уральского округа, который при рассмотрении спора с ИФНС пришел к заключению, что акт камеральной налоговой проверки налоговики передали не самому проверяемому лицу, а его структурному подразделению (филиалу) — это грубое неисполнение требования закона, что повлекло отмену решения по КП. (Постановление № Ф09-11206/06-С1 от 19 декабря 2006 года).

Как следует из этого и других судебных споров, существенность такого игнорирования сроков зависит в основном от того, были ли приняты налоговиками меры к извещению проверяемого о дате и месте рассмотрения дела, а также имел ли он возможность представить свои возражения в срок.
Так, можно обратить внимание на решение по делу о налоговом споре ФАС Северо-Кавказского округа. В этом процессе было установлено, что ИФНС направила акт КП почтой, пропустив при этом пятидневный срок (Постановление № Ф08-1546/2016 от 07 апреля 2016 г.).

Ранее ВАС РФ уже разъяснял, что инспектор ФНС при направлении акта проверки почтой тоже обязан соблюдать пятидневное ограничение (п.29 Постановления Пленума № 57 от 30 июля 2013 года).

Однако по данному спору налоговики оформили акт камеральной налоговой проверки 29 октября 2014 года, а направили почтой только 5 ноября того же года.

Налогоплательщик получил отправление 7 ноября, при этом рассмотрение дела было назначено только на 15 декабря.

В результате суд пришел к выводу, что такое нарушение фактически не является достаточным поводом для отмены вынесенного ИФНС решения. Оно, по мнению суда, не лишило проверяемого права на заявление возражений на акт камеральной проверки, так как тот имел для этого время с 7 ноября до 15 декабря 2014 г.

Пропуск срока принятия решения по итогам камеральной проверки

А поможет ли налогоплательщику игнорирование руководителем ИФНС срока на принятие итогового решения? Напомним, что на это действие ему отведено по умолчанию 10 дней с того момента, как налогоплательщик утрачивает право на представление возражений.

К сожалению, даже грубое нарушение этого срока обычно не принимается во внимание судьями и не считается важным, способным повлиять на исход дела.

Совсем недавно ВС РФ вынес свой вердикт, в котором рассмотрел аналогичную ситуацию и указал, что нарушение указанного срока никак не влияет на права налогоплательщика, следовательно — не влечет отмену решения по КП (определение № 301-КГ16-14880 от 14 ноября 2016 года).

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/kak-dolzhny-byt-oformleny-rezultaty-kameralnoj-nalogovoj-proverki/

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Камеральная проверка: ФНС разъясняет

Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Налоговая проверяет ваши декларации, отчеты и другие данные о вашей деятельности, чтобы посмотреть, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах.

Проверку могут устроить в течение трех месяцев после сдачи декларации. Если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибки в декларации или противоречивые сведения в документах, налогоплательщик получит требование о предоставлении пояснений.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Если нарушений нет, запрашивать у вас первичные документы или требовать объяснений налоговая не имеет права.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Углубленная камеральная проверка

Камеральная проверка бывает углубленной. В этом случае, кроме сверки контрольных соотношений, налоговая может запросить копии первичных документов, связаться с контрагентами, допросить свидетелей или назначить экспертизу. Пугаться этого не следует. Внимание налоговой еще не означает, что у вас что-то не так.

Углубленную камеральную проверку проводят:

  • если вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • в декларации заявлено возмещение НДС. Обычно предприниматели стараются избегать возмещения. С 2015 вычеты НДС можно переносить три года, чтобы уйти от возмещения и избежать углубленной камеральной проверки;
  • в декларации по НДС есть сведения об операциях, которые противоречат другим сведениям из этой же декларации или не соответствуют сведениям об этих же операциях из декларации по НДС, представленной другим лицом. Например, вас и вашего контрагента по одной сделке разный НДС. Раньше это служило основанием, если было заявлено возмещение НДС. Теперь возмещения не требуется;
  • через два года с последнего дня срока подачи декларации вы предоставили уточненную декларацию, в которой увеличен убыток или уменьшена сумма налога;
  • декларация подана по налогам на использование природных ресурсов.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, вы вправе отказать налоговой и ничего не предоставлять.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Источник: https://nebopro.ru/blog/kameral

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка: ФНС разъясняет

В конце статьи перечислены типовые ошибки руководителей, бухгалтеров и юристов

Камеральная налоговая проверка (см. ст. 88 НК РФ) – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Если говорить на доступном языке: камеральная проверка проводится по тем документам, которые Вы же и подали в ФНС.

Для назначения проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная проверка начинается после того, как Вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет.

Уведомление о начале камеральной проверки не направляется.

Камеральную проверку проходят 100% деклараций НДС

Камеральная проверка деклараций НДС производится программным комплексом АСК НДС (про АСК НДС будет специальная статья)

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Камеральная проверка деклараций НДС проводится в течение двух месяцев со дня их представления.

Не может быть проведена камеральная проверка в отношении деклараций НДС, поданных более двух месяцев назад!

Типичное заблуждение большинства руководителей, бухгалтеров, юристов: а вдруг нам назначат камеральную проверку за N квартал NN года?

Ответ – нет, не назначат.

Очень важно понимать: камеральная проверка проводится в течение двух месяцев после каждой декларации НДС, в том числе по уточненной!

Т.е., если Вы подали уточненную декларацию за какой-то прошлый период, то по ней обязательно будет проведена камеральная проверка (об опасности уточнёнок будет дополнительная статья).

Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, Вы получите требование представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

Требование о предоставлении пояснений. Форма КНД1165050

Если это декларация НДС, то АСК НДС автоматически отправит такое требование обоим участникам.

В течение 5 дней после получения требования необходимо подтвердить его получение. Еще через 5 дней необходимо ответить на требование.

Итого у Вас 10 рабочих дней на ОБДУМЫВАНИЕ и подготовку ответа. Не спешите и не сокращайте себе эти сроки.

Что налоговая имеет право сделать во время камеральной проверки?

  • Истребовать документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)
  • Истребовать документы и сведения у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)
  • Допросить свидетелей (статья 90 НК РФ)
  • Провести экспертизу (статья 95 НК РФ)
  • Пригласить переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)
  • Осмотреть документы и предметы (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения:

  • Камеральная проверка может быть продлена еще на один месяц
  • В течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки (ст.100 НК РФ);
  • Акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • Налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • В течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Типовые ошибки руководителей, бухгалтеров и юристов:

  • преждевременное отправление квитанций и ответов на полученные требования
  • избыточное предоставление сведений и документов по полученным требованиям
  • предоставление сведений и документов налоговому органу, когда предоставлять такие сведения и документы не требуется (даже если в требовании указаны эти документы)
  • не обоснованный отказ от предоставления сведений и документов по требованию из ФНС

Самая опасная ошибка – подача уточненной декларации, если «уточнёнка» не требуется

Продолжить обучение

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ustav_ooo/kameralnaia-nalogovaia-proverka-5e6f2f4f6be9d72182b9fbc9

Камеральная налоговая проверка в новом обличье

Камеральная проверка: ФНС разъясняет

Продолжая анализ внесенных изменений в части администрирования налогов, хотелось бы отметить, что благоприятных для налогоплательщиков поправок нет. Нововведения, принятые Федеральным законом от 28.06.2013 г.

№134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее по тексту – Закон №134-ФЗ) направлены на ужесточение мероприятий, проводимых в рамках камеральной налоговой проверки и призваны пресекать операции с использованием так называемых фирм-однодневок.

ОТЛИЧИЕ ВЫЕЗДНОЙ ОТ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Согласно п. 1 ст.

88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится не на территории налогоплательщика, а по месту нахождения налогового органа.

Истребование документов у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок ограничены положениями ст. 88 НК РФ.

Начиная с 2014 г., налогоплательщик уже испытал на себе пресс введенных изменений в части проведения камеральных налоговых проверок

Уже в этом году в копилку оснований для истребования документов и пояснений с целью проведения камеральных налоговых проверок добавлены «убыточные» декларации (по всем налогам), а также уточненные налоговые декларации с уменьшенной суммой к уплате в бюджет (п.3 ст.88 НК РФ). Налогоплательщик, подавая уточненную налоговую декларацию (налоговый расчет) на «минус», автоматически получает требование предоставить пояснения, обосновывающие размер и причину убытка.

Прежде чем перейти к рассмотрению нововведений, проанализируем важное для налогоплательщиков Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г.

№33 «О некоторых вопросах, возникновения у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» (далее по тексту – Пленум №33) в части правомерности истребования документов в рамках камеральной проверки при осуществлении не облагаемых (освобожденных) от НДС операций.

КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?

«Льготная» камеральная проверка

Львиная доля арбитражных споров посвящена вопросам предоставления документов, подтверждающих право на применение налоговых льгот. Так, согласно п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации с заявленным правом на применение налоговых льгот, налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие эти льготы.

Порядок истребования налоговыми органами документов в части применения налоговых льгот рассмотрен в п.14 Постановления Пленума №33.

В силу п.6 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Как отмечено в п.14 Пленума №33, при применении указанной нормы необходимо использовать понятие «налоговая льгота» в смысле, определенном п. 1 ст. 56 НК РФ. А согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

То есть, под действие п.6 ст.88 НК РФ подпадают те перечисленные в ст.149 НК РФ операции, освобожденные от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

В качестве примера налоговых льгот судьями приводятся следующие операции:

  •  реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ);
  •  реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями (пп.1 п.3 ст.149 НК РФ);
  •  реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в пп. 12.2 п. 2 ст.149 НК РФ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  •  оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп.14 п.3 ст.149 НК РФ).

В подобных ситуациях налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие использование налоговых льгот.

Вместе с тем не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемым от налогообложения в силу ст. 149 НК РФ, когда целью освобождения не являлось предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В этих примерах наглядно показано различие между операциями, по которым предоставление документов в рамках камеральной налоговой проверки обязательно, от операций, по которым налогоплательщик вправе не представлять документы и, соответственно, не уплачивать штраф по ст.126 НК РФ.

Одним из излюбленных запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки, являются истребование документов по операциям реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Согласно пп.25 п.2 ст.

149 НК РФ данные операции не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) и отражаются в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».

Так, в одном из рассматриваемых судебных решений (Решение арбитражного суда Брянской области от 08.08.2014 г. №А09-6248/2014) при проведении камеральной проверки налоговый орган направил налогоплательщику требование о представлении следующих документов:

  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • копии полученных и выданных счетов-фактур;
  • документы, подтверждающие сумму реализации по операциям, освобождаемых от налогообложения по НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ (договоры, заключенные с поставщиками и покупателями товара, товарные накладные, ТТН, ж.д. накладные).

Посчитав указанное требование налогового органа незаконным, налогоплательщик не исполнил его, что впоследствии привело к штрафным санкциям.

Как указал суд, одним из показателей по которому тот или иной пункт ст. 149 НК РФ, признается льготой или нет, является указание на определенный круг лиц, которым дается такое освобождение.

Исходя из этого, вердикт суда – операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов не являются налоговой льготой, поскольку не предоставляют преимущества одному лицу перед другим, следовательно, требование инспекции о предоставлении документов на подтверждение льготы является незаконным.

На сегодняшний день арбитражные суды уже «взяли на вооружение» позицию Пленума №33 и в своих решениях опираются на вышеприведенную аргументацию.

АРБИТРАЖНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ (НАЛОГОВЫЙ АРБИТРАЖ)

Проанализируем последние судебные баталии на предмет того, какие операции могут рассматриваться как льготные, а какие представляют собой лишь специальные правила налогообложения и, соответственно, на них распространяется иммунитет на представление документов в рамках камеральной проверки:

Реквизиты судебного решенияВердикт суда
Решение арбитражного суда Удмуртской области от 22.08.2014 г.№А71-6132/2014Поскольку в пп.13 п.2 (услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов) и пп.15 п.3 ст.149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО) предусмотрены специальные правила налогообложения соответствующих операций, а не нормы об освобождении определенной категории лиц от уплаты налога, то заявителем в налоговых декларациях налоговые льготы использованы не были, в связи с чем налоговый орган не вправе был истребовать у заявителя документы, указанные в требованиях.
Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 г. №А29-8987/2013Сославшись на статью 56 НК РФ и Постановление, суд указал, что налоговые освобождения, которые указаны в пп. 4 (услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) и пп.25 п. 2 (реализация лома и отходов черных и цветных металлов), а также в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО), не носят характера налоговых льгот, поскольку не являются преимуществами, предоставляемыми лишь отдельным категориям налогоплательщиков.
Решение арбитражного суда Приморского края от 18.07.2014 г. №А51-11425/2014

Источник: https://rosco.su/press/kameralnaya_nalogovaya_proverka_v_novom_obliche/

Камеральные проверки — 2020: что меняется из‑за COVID‑19

Камеральная проверка: ФНС разъясняет

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, до 31 мая 2020 года включительно вынесение решений о назначении выездных налоговых проверок и проведение уже назначенных проверок приостанавливаются.

Также приостанавливаются проверки в области трансфертного ценообразования и валютного законодательства РФ (за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года).

Помимо выездных проверок приостанавливаются и все сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс по данным проверкам.

При этом несмотря на то, что сроки предоставления отчетности для ряда налогоплательщиков сдвигаются, камеральные отделы, контрольно-аналитические отделы налоговых инспекций и отделы, которые занимаются предпроверочным анализом, продолжают работать.

Ранее Приказ ФНС РФ от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ приостановил до 1 мая 2020 года проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ, использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Перенос сроков представления документов по требованию

Постановление № 409 внесло некоторые корректировки в процесс камеральных проверок, исполнения требований о представлении документов. И поэтому бизнес, которому поступают любые документы от налоговых органов — уведомления о вызове, повестки о вызове на допрос и т.д., должен знать, что сроки представления документов по требованию налоговиков предлеваются:

На такой срок предоставлена отсрочка по представлению документов и пояснений по требованиям, направляемых в рамках камеральных проверок по НСД и полученным с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

На такой срок смещается представление документов и пояснений по всем остальным требованиям, которые получены в этот период.

Таким образом, сроки увеличиваются за счет того, что к стандартному сроку, установленному Налоговым кодексом, прибавляется срок, прописанный в Постановлении.

С учетом объявления нерабочих дней до конца апреля, для компаний, которые не работают в указанный период, срок реагирования на требования налогового органа продлевается еще дальше. Однако если компания продолжает осуществлять свою деятельность даже в нерабочие дни, в том числе в режиме удаленки, период нерабочих дней, установленный указом президента, в это срок не включается.

В п. 7 Постановления № 409 указывается на запрет, который налагается на применение санкций за налоговые правонарушения по ст. 126 НК РФ, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года.

То есть если вы, как налогоплательщик, не представили документы в рамках проверки, которая проводится в отношении вашей компании, или не представили документы (информацию) по требованию, направленному в рамках встречных проверок, то ответственность применяться не будет.

Однако при запрете на применение ст. 129.

1 НК РФ, которая имеет отношение к неисполнению требований, направленных вне рамок налогового контроля, то есть по конкретным сделкам, риск привлечения к ответственности остается.

На практике бизнес может столкнуться с проблемой, когда таких требований начнет поступать еще больше. В этих требованиях могут быть завуалированы вопросы, которые обычно налоговые органы задают на допросе.

Налоговый юрист фирмы «Гин и партнеры» Мария Лоецкая, обращая внимание компаний на этот факт на вебинаре «Пандемия COVID‑19: налоги и налоговый контроль», просит внимательнее относиться к таким требованиям и анализировать их законность.

Более того, следует ожидать, что по окончании периода карантина налоговыми органами будет осуществляться усиленный контроль: пандемия повлияет на радикальное сокращение налоговых поступлений, при этом задача пополнения бюджета никуда не денется.

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что выездные налоговые проверки приостановлены, на практике компаниям продолжают поступать требования за проверяемый период, но со ссылкой на ч. 2 ст. 93.1 НК РФ. Это незаконно, и если подобные действия предпринимаются в отношении вашей компании, то вы не обязаны такие требования исполнять.  

Как отвечать на требования в период пандемии

Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

Алгоритм действий

Если компания перевела сотрудников на удаленный режим, у нее должен быть соответствующий приказ.

Поскольку требование направлено не в рамках камеральной проверки по НДС, а документы истребуются вне рамок проверки, то срок его исполнения составляет 10 рабочих дней.

Но как уже было сказано выше, Постановление № 409 продлило сроки представления документов, и поэтому к стандартным 10 рабочим дням прибавляются еще 20. Таким образом, у компании есть 30 рабочих дней на то, чтобы дать ответ налоговикам.

В течение этого срока необходимо сообщить о том, что приказом гендиректора в компании установлен удаленный режим работы для сотрудников бухгалтерии и необходимые документы находятся в офисе, доступа к ним нет.

Если в течение 30 дней режим работы в связи с обстоятельствами не будет отменен, то следует дать ответ о невозможности представления документов в установленный срок. Это необходимо сделать для того, чтобы к компании не применили санкции.

Направлено требование в рамках выездной проверки — что делать?

В такой ситуации логично ссылаться на Постановление № 409, в рамках которого приостановлены все выездные проверки.

Если вы получаете встречное требование по ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной проверки у вашего контрагента или у какого-либо третьего лица, то имеет смысл сослаться на положения Постановления № 409 о том, что все выездные проверки приостановлены, а потому вы в рамках встречной проверки в период с 1 марта по 31 мая ни на какие встречные требования отвечать не обязаны.

Важно помнить еще и о том, что действие принципа приостановки выездных проверок распространяется на все компании, независимо от того, в каком режиме они продолжают работать.

Источник: https://kontur.ru/articles/2420

Камеральная налоговая проверка: что делать

Камеральная проверка: ФНС разъясняет

Законодательством России в части регулирования налоговых правоотношений предусмотрено проведение камеральных проверок налогоплательщиков компетентными органами. В чем заключается специфика данных проверок? Какие действия налогоплательщика могут потребоваться при их проведении?

Что представляет собой «камералка»?

Камеральная налоговая проверка — процедура, которую специалисты Налоговой службы (ФНС) проводят во всех случаях, когда налогоплательщиком в ведомство подается та или иная декларация (или же расчет). Данная проверка — стандартная процедура, не требующая чьей-либо санкции (например — руководителя подразделения ФНС, как в случае с выездной проверкой).

При этом, о факте проведения «камералки» проверяемый хозяйствующий субъект — ИП или организация, могут не уведомляться (но это не всегда так — далее в статье мы рассмотрим примеры, когда происходит активное взаимодействие ФНС и налогоплательщика). Главные задачи соответствующей проверки следующие:

  1. Определить корректность расчетов и иных данных, приведенных в декларациях и иных документах. При этом, основную работу специалист ФНС может доверить программам (которые проанализируют расчеты автоматически) или же проверить те или иные показатели самостоятельно. Во многих случаях проверка документов на предмет корректности расчетов — единственная задача специалиста налогового ведомства.
  2. Определение степени комплектности отчетной документации, предоставленной в ФНС налогоплательщиком.
  3. Определение степени соответствия сведений, зафиксированных в отчетных документах, тем, что отражены в источниках ФНС.
  4. Установление фактов нарушений налогового законодательства в части заполнения отчетных документов.

Камеральная проверка должна быть проведена ФНС в отношении той или иной декларации в течение 3 месяцев со дня ее предоставления налогоплательщиком. В пределах отведенного срока налоговики должны осуществить все необходимые коммуникации с проверяемым лицом. Например:

  • запрос разъяснений;
  • истребование документов;
  • проверку документов на территории налогоплательщика.

Стоит отметить, что при подаче в ФНС уточненной декларации срок ее проверки отсчитывается заново. При этом, проверку в отношении предшествующей декларации налоговики прекращают.

Что может потребоваться при «камералке», собственно, от налогоплательщика? Если с предоставленными в ФНС документами — все в порядке, то никаких действий с его стороны не предполагается.

Однако, ФНС может прийти к иным выводам по итогам проверки документов. В этом случае инициируется одна или несколько из указанных процедур (запрос разъяснений, истребование документов или визит инспекторов). Изучим их специфику подробнее.

Фнс требует разъяснений: нюансы

ФНС может потребовать от налогоплательщика письменных разъяснений, если:

  1. В предоставленных декларациях есть ошибки или несоответствия сведений тем, что отражены в источниках ФНС.
  2. В предоставленных отчетных документах приведены некорректные расчеты.
  3. Комплектность предоставленных в ФНС отчетных документов не соблюдена налогоплательщиком.

В указанных случаях Налоговая служба вправе запросить у налогоплательщика дополнительные разъяснения и документы.

Требование предоставить разъяснения по факту проведения камеральной проверки налогоплательщика ФНС, как правило, отражает в специальном документе, которое передается проверяемому лицу:

  • лично под расписку;
  • по почте;
  • через интернет (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке).

Как только налогоплательщик получит требования от ФНС — у него будет 5 дней на подготовку содержательного ответа по ними или же осуществления необходимых действий (например, предоставления в ведомство недостающих отчетных документов). Ответ ФНС может быть составлен в свободной форме и дополнен теми или иными документами, подтверждающими правомерность позиции налогоплательщика.

Стоит отметить, что никаких практических санкций за непредоставление в ФНС ответа по требованиям касательно разъяснений законодательством России не предусмотрено. Однако, выполнить просьбу налоговиков крайне желательно с точки зрения:

  • избежания необоснованных доначислений по декларациям;
  • избежания возможных санкций за непредоставление документов;
  • сохранения лояльности ФНС в части взаимодействия по другим декларациям и расчетам.

В любом случае, рекомендуется идти налоговикам навстречу и готовить ответ на их требования. Это в интересах самого налогоплательщика.

Следующий вариант коммуникаций ФНС и налогоплательщика — истребование документов налоговой службой. Рассмотрим особенности данного сценария.

Фнс истребует документы: нюансы

Истребовать от налогоплательщика дополнительные документы ФНС вправе, если в ходе камеральной проверки выяснится, что:

  1. Поданная налогоплательщиком декларация не дополнена необходимыми документами. Чаще всего — те, что подтверждают право фирмы применять нулевую ставку по НДС, право получения аванса от контрагента, а также применения расходов на научные работы.
  2. В декларации отражены льготы, но не предоставлены документы, удостоверяющие их. Например — при льготе, предполагающей освобождение от НДС при оказании медицинских услуг, таким документом может быть лицензия, а также те документы, что подтверждают оказание соответствующих услуг налогоплательщиком.

Важный нюанс: не может рассматриваться в качестве льготы факт отсутствия необходимости уплачивать НДС в рамках тех или иных правоотношений в принципе (например, при реализации земельных участков).

  1. В декларации по НДС отражена сумма к возмещению, но декларация не дополнена документами, удостоверяющими правомерность применения вычета. Такими источниками могут быть счета-фактуры, различные первичные документы.
  2. В декларации по НДС отражены сведения, которые не соответствуют тем, что приведены в других источниках (в частности, в декларации, предоставленной в ФНС контрагентом налогоплательщика). В этом случае налоговики вправе истребовать документы, позволяющие узнать точные сведения о хозяйственных операциях. К их числу могут относиться те же счета-фактуры, первичные документы.
  3. Налогоплательщик предоставил в ФНС уточненную декларацию, в которой налогооблагаемая база уменьшена. В этом случае налоговики могут истребовать документы, удостоверяющие обоснованность снижения базы (например, вследствие уменьшения прибыли). Такими документами могут быть, к примеру, регистры бухгалтерского учета.
  4. В ФНС предоставлена декларация по одному из следующих налогов:
  • НДПИ;
  • водному;
  • земельному.

В этом случае налоговики могут истребовать документы, на основании которых фирма исчисляет и уплачивает соответствующие налоги, различные отчетные формы — например, документ № 2-ТП (об использовании хозяйствующим субъектом воды).

  1. В ФНС предоставлена декларация по налогу на прибыль организации либо декларация НДФЛ налогоплательщиком в статусе участника инвестиционного товарищества. В этом случае истребуются:
  • документы, отражающие длительность нахождения налогоплательщика в соответствующем статусе;
  • сведения о доле прибыли или убытка, которая приходится на налогоплательщика.
  1. В ФНС предоставлена содержащая сведения о применении льгот декларация от налогоплательщика, который ведет деятельность в рамках регионального инвестиционного проекта. В этом случае налоговики запрашивают документы, удостоверяющие тот факт, что показатели реализации проекта соответствуют критериям, которые определены законодательно (непосредственно в отношении проекта или его участников).

Так или иначе, ФНС вправе истребовать документы, имеющие отношение к конкретной декларации за определенный отчетный период.

Возможны случаи, когда налогоплательщику предстоит личное общение с проверяющими — на своей территории. Фактически, речь идет о «выездной» камеральной проверке. Изучим то, что она представляет собой.

Камеральная проверка на территории налогоплательщика: нюансы

Действительно, камеральная проверка в ряде правоотношений предполагает нанесение визита налоговиков в офис или на производственные мощности налогоплательщика — как если бы проводилась выездная проверка. В связи с чем у ФНС возникает такое право?

Дело в том, что в положениях ст. 91 Налогового Кодекса РФ есть норма, по которой представители ФНС при наличии служебных удостоверений, а также мотивированного постановления компетентного лица ведомства вправе получать доступ в помещение налогоплательщика — если осуществляется камеральная проверка по декларации по НДС:

  1. В которой заявлено право налогоплательщика на возмещение НДС.
  2. В которой отражены сведения, противоречащие друг другу, а также не соответствующие тем, что отражены в декларациях от других налогоплательщиков либо иных документах, которые имеют отношение к налоговому учету по НДС. Например — если они отражены в журнале учета счетов-фактур, который также предоставляется в ФНС.

При этом, налоговики вправе реализовать право получения доступа к документам, если речь идет о возможном необоснованном занижении налогоплательщиком суммы НДС или к завышению той суммы, что отражает возмещение данного налога, и запросить у фирмы счета-фактуры, первичные и прочие документы, которые имеют отношение к расчету суммы НДС.

Таким образом, одним лишь истребованием документов в данном сценарии ФНС может не ограничиться.

Источник: https://urlaw03.ru/nalogi/article/kameralnaya-nalogovaya-proverka

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: