Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Содержание
  1. Требование об уплате недоимки: как его оспорить с учетом нового разъяснения Пленума ВАС РФ
  2. Какие требования не удастся оспорить
  3. Если в требовании указаны недостоверные сведения
  4. Налоговые требования – коротко о главном
  5. 1.1 Что такое налоговое требование об уплате налога? 
  6. 1.2 Виды налоговых требований об уплате налога
  7. 1.3 Что содержит требование об уплате налога?
  8. 1.4 Порядок направления требования об уплате налога
  9. 1.5 Срок направления требования об уплате налога
  10. 1.6 Срок исполнения требования об уплате налога
  11. 02. Налоговое требование о предоставлении документов (пояснений)
  12. Принудительное исполнение налоговой обязанности: порядок взыскания налогов
  13. Понятие и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
  14. Общий порядок и особенности взимания налогов
  15. О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков
  16. Вручение требования как начало процедуры принудительной уплаты налогов
  17. Взыскание в судебном порядке
  18. Рассрочка и отсрочка по уплате налогов и сборов
  19. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов
  20. Как приостановить требование об уплате налогов
  21. Что сказал Пленум ВАС РФ
  22. Как избежать незаконного взыскания
  23. Разблокировка счета: сроки
  24. Как отсрочить исполнение решения инспекции по итогам проверки
  25. Обжалование решения инспекции в вышестоящем органе
  26. Обжалование решения в суде

Требование об уплате недоимки: как его оспорить с учетом нового разъяснения Пленума ВАС РФ

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Форма требования об уплате налога утверждена приказом ФНС России от 03.10.12 № ММВ-7-8/662@ (далее — приказ № ММВ-7-8/662@).

Казалось бы, чего проще — заполни все необходимые данные в этом документе и отошли его налогоплательщику.

Однако обширная судебная практика свидетельствует о том, что инспекторы постоянно допускают ошибки при составлении требования. И эти ошибки позволяют налогоплательщикам такие требования не выполнять.

Недавно Пленум ВАС РФ высказал свое мнение по данной ситуации.

В постановлении № 57 судьи указали, что требование об уплате налога, оформленное с нарушением установленных правил, признается действительным, если недостающие сведения имеются в тех документах, на основании которых оно вынесено, а само требование содержит ссылку на эти документы (п. 52 постановления).

При этом Пленум ВАС РФ уточнил, что основанием для направления требования об уплате налога могут быть три документа: решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, представленная налогоплательщиком налоговая декларация или налоговое уведомление.

Таким образом, Пленум ВАС РФ существенно ограничил возможности обжалования требования об уплате налога по процедурным моментам.

Теперь, собираясь обжаловать данный документ, нужно не только установить, что при его составлении инспекторы не выполнили положения Налогового кодекса и приказа ФНС России № ММВ-7-8/662@, но и удостовериться, что в требовании нет ссылки на документ, восполняющий такие пробелы. А если такая ссылка есть, то придется изучить еще и этот «первоисточник» на предмет того, восполняет ли он допущенные пробелы.

Какие требования не удастся оспорить

Что же на практике означает новый подход к оформлению требования об уплате налога? Он делает невозможным обжалование данного документа в тех ситуациях, в которых ранее налогоплательщики с легкостью добивались его отмены.

Например, по причине некорректного — то есть не в точном соответствии с Налоговым кодексом — указания в требовании налога, по которому имеется недоимка.

Раньше суды признавали такие документы незаконными, отмечая, что решение, на основании которого выставлено требование об уплате налога, не может восполнить недостатки оспариваемого требования (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11.10.07 № КА-А40/10293-07).

Также теперь будет сложно добиться отмены требования, в котором не приведены нормы Налогового кодекса, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Дело в том, что ссылки на соответствующие нормы наверняка будут содержаться в решении по результатам налоговой проверки или в налоговом уведомлении. Так что шансы оспорить требование об уплате налога по данному основанию остаются разве что в отношении требований, выставленных на основе налоговой декларации.

В этом случае налогоплательщик может сослаться на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.04 № 79 (далее — информационное письмо № 79).

В пункте 13 этого информационного письма сказано, что требование об уплате налога, пеней должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. А в декларации эти сведения отсутствуют.

Если в требовании указаны недостоверные сведения

Тем не менее, новый подход Пленума ВАС РФ не делает невозможным обжалование такого документа как требование об уплате налога. Однако теперь надежнее использовать не только процедурные нарушения налоговиков, но и обжаловать требование по существу. Поясним, что имеется в виду.

Итак, компания получила требование об уплате налога (пеней). Прежде всего, нужно удостовериться в том, что этот документ имеет под собой реальную основу, т.е.

у налогоплательщика действительно имеется недоимка по налогу или по пеням.

Кстати, о том, что требование, в котором содержится недостоверная информация о недоимке, является недействительным, говорится в уже упомянутом информационном письме Президиума ВАС РФ (п. 13 информационного письма № 79).

Несмотря на то, что это письмо посвящено вопросам обязательного пенсионного страхования, арбитражные суды руководствуются данным подходом и при рассмотрении налоговых споров.

Так, ФАС Московского округа признал незаконным требование, в котором содержалась не соответствующая действительности информация о сумме недоимки.

Дело в том, что на момент получения этого документа, решение по результатам налоговой проверки в части налога (пеней, штрафа), на сумму которого выставлялось требование, было отменено (см. постановление ФАС Московского округа от 23.01.13 № А40-12057/12-90-57).

Также часто бывает, что в требовании об уплате налога появляются суммы, которые в решении по результатам налоговой проверки не указаны. В таком случае требование признается судом недействительным (см.

, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.12 № А27-13595/2011). А бывает и так, что указанная в требовании задолженность уже погашена путем проведения зачета (см.

постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.12.12 № А19-7442/2012).

Во всех этих ситуациях требование об уплате налога, наверняка, будет признано недействительным и теперь, после появления разъяснений Пленума ВАС РФ. Ведь речь в них идет не о технических нарушениях, а о самой сути требования — недоимке.

Обжалование требования об уплате налога по существу, а не по процедурным моментам, позволит налогоплательщику «защитить» себя от нового подхода Пленума ВАС РФ, и усложнит жизнь налоговикам.

Поскольку именно им придется доказывать не только законность направленного налогоплательщику документа, но и сам факт наличия недоимки. А сделать это, как показывает практика, не так уж просто.

В Налоговом кодексе нет каких-либо пояснений о том, какой документ подтверждает, что у налогоплательщика имеется недоимка. Пленум ВАС РФ в одном из своих постановлений указал, что недоимку можно подтвердить актом сверки по лицевому счету (п.

 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 № 25). А вот сама карточка лицевого счета, по мнению судей, таким доказательством не является (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.03 № 8156/02, постановление ФАС Московского округа от 15.01.

13 № А40-57014/12-20-316).

* Разъяснения Пленума ВАС РФ, касающиеся других положений части первой Налогового кодекса, были рассмотрены в материалах:

«Налоговая недоимка, нереальная ко взысканию: разъяснения Высшего арбитражного суда»;

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2013/10/7916

Налоговые требования – коротко о главном

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки
прайс на все услуги

  • Налоговый контроль Налоговые требования

Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет.

Налоговые органы проверяют данные, предоставленных организацией, осуществляют налоговый контроль. В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств.

Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.

1.1 Что такое налоговое требование об уплате налога? 

Требование об уплате налога (штрафа) – это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога – это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

1.2 Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 “Требование об уплате налога” НК РФ.

Формы требований об уплате налога утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования – первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.   

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования – это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование.

Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов.

Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

1.3 Что содержит требование об уплате налога?

  • сумма задолженности по налогу и пени;
  • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
  • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок уплаты налогов;
  • срок исполнения требования.

1.4 Порядок направления требования об уплате налога

Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования.

Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст.

54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример – постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

  • требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения;
  • требование должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета.

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

1.5 Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования – не позднее 3 (трех) месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) – в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования.

Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение.

Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

1.6 Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г.

N ЯК-4-8/3612@ “О порядке направления требования в электронном виде” срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, – не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.  

Основания для обжалования требования по уплате налогов

  • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности;
  • отсутствие сведений о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
  • не предоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
  • нарушение порядка вручения требования.

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов).  Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:

  • пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы налога или сбора. Ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования.
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; к банку, предоставляющему банковскую гарантию, предъявляется ряд требований, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочеты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточненное требование об уплате. Таким образом, направление требования об уплате налога является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.

02. Налоговое требование о предоставлении документов (пояснений)

При проведении налоговых проверок или других мероприятий налогового контроля, налоговые органы вправе запрашивать различную информацию и документы. Налоговые органы направляют требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в следующих случаях:

Открыть образец – Требование о представлении документов (информации) от 01.09.2020

В соответствии со статьей 93, пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего Требования

1) документы:

  1. книга за ХХХХг. (в развернутом виде по всем счетам/субсчетам, с отражением месячных оборотов и раскрытием дебетовой и кредитовой части) – 1шт.;

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/nalog-trebovanij

Принудительное исполнение налоговой обязанности: порядок взыскания налогов

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Налоговая система – одна из самых суровых и требовательных в Российском государстве. Только ей предоставлено право на принудительное изъятие средств в качестве налогов во внесудебном порядке и взыскание с предприятий и граждан недоимок по налогам.

Понятие и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Взыскивать налоги — одна из основных забот государства, поскольку именно налоги составляют почти 50% поступлений в бюджет РФ. На эти деньги существует не только армия и полиция, система здравоохранения и образования, но и огромный штат чиновничества, ничего не производящего, но традиционно относящегося в России к самой материально обеспеченной социальной группе.

Именно с подачи стремительно разраставшегося с конца 90-х годов прошлого века «нового» чиновничества, взявшего на вооружение порядок принудительного взыскания налогов, существующий в капиталистических странах.

В России были созданы специальные органы, призванные увеличить собираемость вновь вводимых налогов и применять репрессивные меры, которые будут осуществляться по отношению к тем, кто не считает нужным кормить «эффективных менеджеров» из своего кармана.

В настоящее время способы обеспечения собираемости налогов и меры, которые налоговое ведомство может применить к нерадивому налогоплательщику закреплены в Главе 11 Налогового кодекса РФ.

Ей предусмотрены следующие виды обеспечения взимания налогов:

  • залог;
  • поручительство;
  • банковская гарантия;
  • пени;
  • блокировка банковского счета (приостановка операций);
  • арест имущества.

Принудительное взыскание налога всегда предваряет направление в адрес должника требования о добровольном исполнении, даже если срок уплаты просрочен. И устанавливается предельный срок, по истечении которого применяется одна или несколько санкций.

Общий порядок и особенности взимания налогов

Общий порядок налогообложения базируется на принципе добровольности исполнения со стороны налогоплательщика. Иные субъекты налоговых правоотношений подключаются лишь в том случае, когда принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов есть, а поступление налогов прекращается.

Система налогообложения сложна и доступна для понимания далеко не всеми субъектами правоотношений. В силу этого, наиболее сложные для расчетов налоги рассчитываются специалистами, а налогоплательщику представляется лишь конечный результат расчетов.

В большинстве случаев обязанность по расчету налогооблагаемой базы и уплате возлагается на самого плательщика, а налоговые органы оставляют за собой только контролирующие и карательные функции – принудительного понуждения к уплате денежного долга, с использованием мер, рассмотренных выше.

Чтобы понимать, в каких случаях налоговики вправе предъявлять требования, а в каких налоговая обязанность считается исполненной, следует обратиться к п. 3 ст. 45 НК РФ.

Согласно ему исполнение зачитывается в следующих случаях:

  • с момента передачи банку поручения о перечислении денег в бюджет;
  • списания со счета налогоплательщика средств для перечисления их в бюджетную систему;
  • внесения физическим лицом наличных денег в кассу уполномоченного к приему налоговых платежей учреждения;
  • вынесения решения налогового органа о погашении задолженности за счет излишне внесенных ранее налоговых платежей;
  • после удержания налоговым агентом средств налогоплательщика;
  • уплаты декларационного платежа лицом, обязанным подавать декларацию о доходах.

Перечисленные основания допускают освобождение налогоплательщика от любых притязаний со стороны налоговиков и делают невозможным применение к нему мер принуждения.

Поле возможностей по применению репрессий разворачивается перед служащими налоговой службы, если налогоплательщик пренебрег п. 4 ст. 45 НК РФ:

  • В случае отзыва платежного поручения.
  • Возврата банком не исполненного поручения (недостаточность средств).
  • Возврата почтой или администрацией принятых денег, предназначенных для перечисления в бюджет.
  • Технической ошибки в платежном поручении, делающей невозможным зачисление средств на счет Федерального казначейства.
  • В случае очередности неисполненных налогоплательщиком налоговых обязательств. В первую очередь погашаются пени, затем в порядке поступления требования о перечислении средств в бюджет.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Налогоплательщик не является совершенно бесправным перед лицом фискальных органов. Правам посвящена отдельная статья 21 НК РФ, в которой перечислены:

  • получать бесплатную устную и письменную информацию о действующем налоговом законодательстве, вносимых изменениях, порядке начисления налогов и сборов и иных важных для исполнения налоговой обязанности документов;
  • получать формы документов налоговой отчетности и разъяснения о том, как их заполнять;
  • использовать налоговые льготы;
  • право на получение рассрочки, отсрочки или налогового кредита;
  • возврат или зачет излишне внесенных налоговых платежей, взысканных штрафов и пеней;
  • на сверку расчетов при возникновении конфликтной ситуации с платежами;
  • поручать представителю взаимодействие с налоговыми органами;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, давать лицам, проводящим её пояснения и приводить доказательства;
  • требовать соблюдение налоговой тайны;
  • обжаловать в суде действия сотрудников налоговой службы.

Дополнениями к правам налогоплательщика являются обязанности налоговиков, которые изложены в ст. 32 НК РФ.

Вручение требования как начало процедуры принудительной уплаты налогов

Неисполнение обязанности по уплате влечет ответные действия со стороны налоговиков. Первым шагом, который они обязаны предпринять, является направление требования.

Существует 2 вида требований:

  1. Об уплате в установленный срок подлежащего внесению в казну налога и сумме просроченного платежа. В этом требовании налогоплательщику предоставляется разумный период для исполнения обязанности. Если в установленный срок деньги будут перечислены (внесены наличными) в счет погашения задолженности к допустившему задержку не применяются штрафные санкции и не начисляются пени.
  2. Об уплате недоимки. Обстоятельство, возникающее в силу счетной ошибки, при самостоятельном исчислении налога, либо, вследствие отсутствия средств у налогоплательщика.

Требования направляются даже в случае привлечения нарушителя к неналоговой административной или уголовной ответственности. Добровольное исполнение обязательства смягчает степень ответственности.

В нем обязательно указывают:

  • сведения о размере задолженности;
  • начисленных пенях;
  • сроке добровольного исполнения требования;
  • о грозящих нарушителю мерах, в случае уклонения от уплаты.

Требование направляется не позднее 3 месяцев с момента выявления недоимки. Если задолженность составляет менее 500 рублей – не позднее 1 года.

Взыскание в судебном порядке

Налоговые органы наделены правом на бесспорное взыскание невыплаченных сумм налогов и недоимок в установленные сроки. Для этого им нет необходимости обращаться в суд.

Однако, бывают ситуации, при которых принудительное исполнение налоговой обязанности дает сбой и налоговикам всё же приходится прибегать к судебной власти:

  • в случае просрочки срока на бесспорное списание;
  • при подаче налогоплательщиком-должником заявления об обжаловании неправомерных действий должностных лиц налогового органа или несогласия с суммой начисленных налогов;
  • при пропуске срока взыскания задолженности за счет имущества должника.

Рассрочка и отсрочка по уплате налогов и сборов

Статьей 64 НК РФ предусмотрено предоставление отсрочки во времени, на срок, не превышающей один год. Должнику может быть предоставлено в течение установленного времени единовременно, либо по частям, погасить имеющуюся налоговую задолженность. При отсрочке начисление пеней не производится.

Часть 2 указанной статьи называет основания для отсрочки:

  • невозможность выплатить налоги вследствие ущерба, причиненного налогоплательщику обстоятельствами непреодолимой силы – стихийными или техногенными катастрофами, форс-мажорными обстоятельствами;
  • отсутствие бюджетного финансирования (для бюджетных предприятий);
  • угроза банкротства в случае единовременной уплаты;
  • когда финансовое положение физ. лица (ИП) не допускает взыскать с него деньги, не нарушив требования закона о предельных размерах удержаний из доходов;
  • в период «мертвого сезона», при сезонном характере работы организации налогоплательщика, когда поступление дохода должно начинаться в строго определенное время;
  • при задержке товара на таможне при межгосударственном перемещении грузов.

Для получения отсрочки (рассрочки) налогоплательщик должен подать мотивированное (подтвержденное доказательствами) заявление в местный налоговый орган.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

В сентябре 2019 года были внесены существенные изменения в Налоговый кодекс. Одна из новелл касается порядка зачета излишне внесенных сумм и возврата, по требованию налогоплательщика, переплаты по налогам.

В соответствии с новым законом:

  1. Утрачивает силу правило о том, что зачету подлежит только однотипный налог: федерального в зачет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это позволяет плательщику по своему усмотрению планировать взаимоотношения с налоговыми органами и оперативно перебрасывать средства, выделенные на налоги.
  2. Второе новшество касается возможности производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только тем, в котором зарегистрирован налогоплательщик. Это удобно лицам и предпринимателям, много перемещающимся по стране и ведущим бизнес в различных субъектах РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:8 (499) 938-59-62 (Москва)8 (812) 467-31-92 (Санкт-Петербург)Это быстро и бесплатно!

Источник: https://bankrotof.net/ispolnitelnoe-proizvodstvo/kak-vzyskivayut-nalogi-v-prinuditelnom-poryadke/

Как приостановить требование об уплате налогов

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

ФНС отредактировала контрольные соотношения показателей декларации по НДС.

Это связано со вступлением в силу приказа, внесшего поправки в бланк НДС-отчетности. В случае, когда «физик», не зарегистрированный в качестве ИП, приобретает товары с использованием заграничного интернет-сервиса (например, eBay), обязанности налогового агента по НДС на него не возлагаются.

Впервые сдать в ИФНС новый единый расчет по взносам нужно не позднее 2 мая. Однако уже сейчас стало известно, какую ошибку в заполнении отчетности страхователи допускают особенно часто.

Правительство РФ утвердило перечень непродовольственных товаров, при реализации которых на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на прочих торговых территориях организации и ИП обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Что сказал Пленум ВАС РФ

Форма требования об уплате налога утверждена приказом ФНС России от 03.10.12 № ММВ-7-8/662@ (далее — приказ № ММВ-7-8/662@).

Казалось бы, чего проще — заполни все необходимые данные в этом документе и отошли его налогоплательщику.

Однако обширная судебная практика свидетельствует о том, что инспекторы постоянно допускают ошибки при составлении требования. И эти ошибки позволяют налогоплательщикам такие требования не выполнять.

Недавно Пленум ВАС РФ высказал свое мнение по данной ситуации. В постановлении № 57 судьи указали, что требование об уплате налога, оформленное с нарушением установленных правил, признается действительным, если недостающие сведения имеются в тех документах, на основании которых оно вынесено, а само требование содержит ссылку на эти документы (п.

Таким образом, Пленум ВАС РФ существенно ограничил возможности обжалования требования об уплате налога по процедурным моментам.

Теперь, собираясь обжаловать данный документ, нужно не только установить, что при его составлении инспекторы не выполнили положения Налогового кодекса и приказа ФНС России № ММВ-7-8/662@, но и удостовериться, что в требовании нет ссылки на документ, восполняющий такие пробелы. А если такая ссылка есть, то придется изучить еще и этот «первоисточник» на предмет того, восполняет ли он допущенные пробелы.

Предлагаем ознакомиться:  Требования к главе кфх

Как избежать незаконного взыскания

С января этого года налоговая инспекция вправе без постановления суда списать деньги с расчетного счета оштрафованной ею фирмы.

Именно на основании этого решения и будет действовать инспекция в дальнейшем; требование об уплате налогов и пеней (ст. 69 НК). Если фирма не исполнит положения этого документа в течение указанного в нем срока, проверяющие имеют право списать в бесспорном порядке суммы, прописанные в требовании (ст.

46–47 НК)

Разблокировка счета: сроки

Налоговая инспекция в определенных случаях вправе заблокировать компании и ИП счета в банках.

В какие сроки осуществляется разблокировка счетов? Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам компаний и ИП.

Такое право им дает пп.5 п.1 ст.31 НК РФ.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней со дня истечения установленного срока для передачи электронной квитанции (Письмо ФНС РФ от 16.02.2016 г. №ЕД-4-2/

Предлагаем ознакомиться:  Должностная инструкция бухгалтера по налогам

Румыния должна приостановить финансирование Республики Молдова, если так называемый закон о «либерализации капитала и налоговом стимулировании» будет принят парламентом в окончательном чтении.

С таким требованием НПО Румынии обратились к президенту Клаусу Йоханнису, премьер-министру Дачиану Чолошу, председателю СДП Ливиу Драгне и председателю Союза спасения Румынии Никушору Дану.

Авторы петиции просят их принять соответствующие меры, в том числе приостановить финансирование по кредиту на поддержку бюджета (и другую финансовую помощь), если молдавский парламент примет закон о либерализации капитала.

Этот закон,

Как отсрочить исполнение решения инспекции по итогам проверки

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки

Вагнер С.А.,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании «БухгалтерияПлюс», член Палаты налоговых консультантов России

Исполнение требования налоговой инспекции об уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов по итогам проверки можно отсрочить.

Суммы предъявленной недоимки могут быть весьма значительны, и их единовременная уплата или арест счета способны парализовать деятельность всей организации. Поэтому сразу же встает вопрос: как отложить исполнение решения инспекции до выяснения законности его принятия? Российским законодательством предоставлено два варианта такой отсрочки. Но есть и еще один – практический.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На принятое решение может быть подана жалоба и по истечении одного месяца – в течение одного года с момента принятия решения (абз. 4 п. 2
ст. 139 НК РФ), однако такая жалоба не приостанавливает его исполнения.

Обжалование решения инспекции в вышестоящем органе

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение инспекции, принятое по результатам проверки, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику. Именно в этот период может быть подана в вышестоящий налоговый орган апелляционная жалоба. В случае ее подачи решение не вступает в силу и его исполнение приостанавливается до принятия решения по такой жалобе.

Вышестоящая инспекция имеет право либо утвердить это решение без внесения в него каких-либо изменений, либо полностью или частично отменить его или изменить, либо принять новое решение (п. 2 ст. 140 НК РФ).

Рассмотрение жалобы занимает один месяц, однако срок может быть в отдельных случаях увеличен еще на один месяц, что случается крайне редко. Принятое вышестоящим налоговым органом решение вступает в силу в момент его принятия.

Если оно не в пользу налогоплательщика, то до обращения взыскания доначисленных сумм налогов на имущество у него совсем немного времени для подачи искового заявления в суд.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Если организация не согласна с решением инспекции, принятым по окончании налоговой проверки, она вправе подать апелляционную жалобу
в вышестоящий налоговый орган.

Пункт 9 ст. 101 и ст. 101.2 НК РФ.

При подаче жалобы на уже вступившее в силу решение инспекции налогоплательщику необходимо одновременно направить заявление о приостановлении его исполнения (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Подача такого заявления не гарантирует, что обжалуемое решение приостановят.

Но если у вышестоящей инспекции есть достаточные основания полагать, что решение не соответствует закону, она вправе приостановить его исполнение.

Таким образом, прежде всего налогоплательщику необходимо уложиться в месячный срок на подачу апелляционной жалобы, то есть с момента принятия решения инспекцией до момента вступления его в силу и начала его исполнения у организации в первом варианте есть два месяца.

Обжалование решения в суде

Если вышестоящим налоговым органом будет отказано полностью или частично в удовлетворении жалобы налогоплательщика, он имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке. При этом одновременно с исковым заявлением о признании решения инспекции недействительным необходимо сразу же заявить в суд ходатайство о принятии временных обеспечительных мер в виде:

  • приостановления действия оспариваемого решения инспекции (ч. 3 ст. 199 АПК РФ);
  • запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию оспариваемых сумм (п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ).

Суд рассматривает ходатайство не позднее следующего дня после дня поступления его в суд. Стороны налогового спора об этом не извещаются (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

ВАЖНО В РАБОТЕ

До рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом решение, вынесенное по итогам проверки, не вступит в силу. Причем вышестоящая инспекция имеет право либо утвердить это решение без внесения в него каких-либо изменений, либо полностью или частично отменить его или изменить, либо принять новое решение.

В отдельных случаях суды требуют предоставить встречное обеспечение.

Только при условии его предоставления Президиум ВАС РФ рекомендовал судам удовлетворять ходатайства, когда налогоплательщик оспаривает существенные суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов, но не располагает имуществом и иными активами, достаточными для погашения всей спорной суммы, если решение будет вынесено не в его пользу (п. 6 информационного письма от 13.08.2004 № 83).

Но арбитражный суд вправе и по ходатайству инспекции или по собственной инициативе предложить компании внести встречное обеспечение по исковому заявлению (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). При этом выносится определение, в котором указывается размер встречного обеспечения и срок его предоставления, который не может превышать 15 дней со дня вынесения определения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

После того как организация подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, ей необходимо постоянно отслеживать информацию о ходе
и результатах ее рассмотрения.

По общему правилу вышестоящая инспекция должна принять решение по апелляционной жалобе в течение одного месяца со дня ее получения.

Этот срок может быть продлен, но только для получения у нижестоящих налоговых органов документов и сведений, необходимых для рассмотрения жалобы, и максимум на 15 рабочих дней.

Встречное обеспечение по исковому заявлению может быть реализовано двумя способами:

  • путем перечисления денежных средств на депозитный счет суда на время рассмотрения спора. Размер встречного обеспечения устанавливает суд, но он не может составлять меньше 50% от суммы, в отношении которой заявлено о приостановлении взыскания;
  • путем предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

В исковом заявлении в суд можно также просить о признании недействительным требования об уплате доначислений, если к тому моменту инспекция его уже выставила.

За рассмотрение арбитражным судом ходатайства о принятии обеспечительных мер необходимо уплатить госпошлину в размере 2000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Документ об уплате госпошлины следует приложить к ходатайству (ч. 6 ст. 92 АПК РФ).

Разъясняя порядок принятия судами обеспечительных мер, в том числе по налоговым спорам, ВАС РФ неоднократно обращал внимание на то, что в ходатайстве налогоплательщик должен привести доказательства того, что непринятие этих мер (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83):

  • затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта (если этим актом будет удовлетворено исковое заявление организации и решение налоговиков будет признано недейст-вительным);
  • причинит налогоплательщику значительный ущерб.

В зависимости от вида деятельности компания может указать, что это приведет, в частности, к следующим негативным последствиям:

  • организация не сможет своевременно и в полном объеме выплачивать сотрудникам зарплату и социальные пособия, сославшись, в том числе, на ст. 142 ТК РФ, согласно которой в случае задержки зарплаты более чем на 15 дней работники вправе приостановить исполнение трудовых обязанностей до полного погашения задолженности;
  • организация вынуждена будет сокращать численность персонала и увольнять работников;
  • организация не сможет своевременно уплачивать налоги и страховые взносы, что приведет к начислению пеней (определение ФАС Поволжского округа от 05.03.2011 № А55-18273/2010);

Источник: https://buhpressa.ru/svezhij-nomer/118-maj-2014/1689-kak-otsrochit-ispolnenie-resheniya-inspektsii-po-itogam-proverki

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: