Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт

Содержание
  1. Электронные счета-фактуры: что смущает налогоплательщиков?
  2. Препятствия популярности электронных счетов-фактур
  3. Льготы при переходе на ЭДО: мечта или реальность?
  4. Унификация всех электронных документов: за и против
  5. Отчетность по НДС станет только электронной
  6. Электронным счетам-фактурам быть?
  7. Примеры выставления электронных счетов-фактур в разных странах
  8. Гонконг и Тайвань
  9. Япония и Корея
  10. Китай и Индия
  11. Южная Америка
  12. Бразилия
  13. Мексика
  14. Чили
  15. Электронные счета-фактуры в разных странах мира. Эволюция и зрелость рынка #электронный документ #СЭД #ECMJ
  16. Эволюция рынка
  17. Зрелость рынка
  18. Азия и Тихоокеанский регион
  19. Как электронные счета-фактуры принесли бизнесу больше проблем, чем пользы
  20. Целый год на пробы
  21. Запустить вопреки всему
  22. Вместо пользы — мучения
  23. Для чего нужна цифровизация в госзакупках и какие переспективы это даст?
  24. Что такое цифровизация
  25. Цифровизация в мире
  26. Цифровизация в Казахстане
  27. Цифровизация в рамках ЕАЭС
  28. Источник: Электронный журнал “Государственный заказ. Вопросы и ответы”

Электронные счета-фактуры: что смущает налогоплательщиков?

Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт

Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»

Уже больше года прошло с того момента, как в нашей стране появилась возможность обмениваться электронными счетами-фактурами. Преимущества обмена документами, применяемыми в расчетах по НДС, в электронном виде по ТКС очевидны: сэкономить «на бумаге» можно до нескольких процентов выручки компании.

В особенности это важно для крупных компаний с существенными объемами документооборота, которые тратят на обработку, пересылку и архивное хранение документов немалые суммы.

Кроме того, применение электронных счетов-фактур создает условия для снижения количества ошибок в налоговых документах, а значит, и сокращения количества случаев отказа в вычете по НДС. Снижаются и расходы на внутренний аудит хозяйственной деятельности компании.

Однако на деле все не так просто – несмотря на явные плюсы безбумажного обмена счетами-фактурами, переходить на него налогоплательщики пока не торопятся. Что мешает российским компаниям внедрить электронные счета-фактуры в свою работу?

В мае 2012 года ФНС выпустила Приказ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@, который утвердил официальные форматы электронного счета-фактуры и других документов, применяемых в расчетах по НДС.

Внедрение юридически значимого электронного документооборота (ЭДО) счетов-фактур нашло положительный отклик у мирового сообщества – по качеству налогового администрирования наша страна значительно поднялась в международных рейтингах. Однако на сегодняшний день активно обмениваются электронными счетами-фактурами не так много налогоплательщиков.

По итогам заседания Дискуссионного клуба ФНС и бизнеса «Юридически значимый электронный документооборот: год в России» выяснилось, что участниками электронного обмена счетами-фактурами за прошедший год стали немногим более 100 тыс. налогоплательщиков.

Заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров в интервью телеканалу «Россия 24» прокомментировал ряд вопросов по электронным счетам-фактурам, в том числе почему данный инструмент пока не нашел широкого применения в нашей стране.

Большинство налогоплательщиков привыкло работать с расчетами по НДС на бумаге, и причина кроется не только в консервативном подходе бухгалтеров. Дело в том, что законодательством установлены жесткие сроки, в которые налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру. Согласно п. 3 ст.

168 НК РФ счет-фактура выставляется не позднее 5 календарных дней с момента отгрузки товара.

Препятствия популярности электронных счетов-фактур

В рамках традиционного, бумажного документооборота налогоплательщики могут манипулировать датами выставления счетов-фактур. Необходимость этого обусловлена рисками, которые возникают при выставлении счетов-фактур на стыке кварталов.

Если товары отгружены в одном отчетном периоде, а счет-фактура поступил покупателю от поставщика в другом, у покупателя могут возникнуть проблемы с получением налогового вычета по НДС. Дата выставления и дата получения документа в такой ситуации находятся в разных периодах.

В каком периоде возникает право на налоговый вычет при совершении операций на стыке кварталов – вопрос спорный, позиции контролирующих органов и ВАС РФ по нему не сходятся, что также повышает налоговые риски.

При переходе на электронный документооборот срок выставления счета-фактуры зафиксирован, и менять даты налогоплательщики не могут. Именно за счет этого пока и не происходит массового перехода на электронный обмен счетами-фактурами, компании предпочитаются работать по старинке, считает Ян Ветров, заместитель руководителя управления компании СКБ Контур.

Даниил Егоров отметил, что при решении проблемы сроков выставления и получения счетов-фактур государство могло пойти одним из двух путей: «закрутить гайки» и более строго отслеживать бумажный документооборот, либо создать удобную систему двух видов документооборота. Задачу налоговых органов он видит в том, чтобы эта система позволяла принять к учету счет-фактуру уже при покупке.

Льготы при переходе на ЭДО: мечта или реальность?

Государство могло бы создать налогоплательщикам стимулы для перехода на обмен электронными счетами-фактурами, например, ввести налоговые преференции. Такую мысль озвучил Игорь Зеленко, коммерческий директор компании «КОРУС Консалтинг СНГ».

Однако замруководителя ФНС высказался отрицательно относительно подобных стимулирующих мер в сфере электронного обмена счетами-фактурами между налогоплательщиками.

Он пояснил, что создание стандартизированной системы налоговых преференций в данном случае представляется затруднительным, поскольку ситуация каждой конкретной компании, решившей перейти на электронный документооборот, будет сугубо индивидуальной.

В качестве меры стимулирования развития электронного документооборота счетов-фактур, по мнению Даниила Егорова, может выступать осуществление государственных закупок с использованием электронных документов.

Мировая практика показала, что электронный документооборот внедряется не за один день, а постепенно проникает в хозяйственную жизнь: сначала, как правило, крупная компания (например, ритейлер) полностью переходит на электронные документы, за ней следуют ее контрагенты.

Затем подключается государство и вводит такие меры, как электронный документооборот по госзакупкам.

Со временем всё больше и больше компаний начинают пользоваться электронными документами, и в какой-то момент, когда в компании одновременно функционирует и бумажный, и безбумажный документооборот, первый неизбежно устаревает.

Унификация всех электронных документов: за и против

На сегодняшний день далеко не все документы можно передавать в электронном виде, а лишь те, для которых разработаны форматы. Но реалии хозяйственной жизни зачастую создают потребность в передаче по ТКС тех документов, для которых формата пока нет.

При переходе на безбумажный документооборот компаниям приходится придумывать свои виды электронных документов. Например, единый Акт приема товарно-материальных ценностей. В будущем это может привести к существенной разнородности электронных документов, используемых разными компаниями.

Такую проблему обозначил Анатолий Миклашевич, исполнительный директор НП «РОСЭУ». Выходом из ситуации может стать унификация таких документов.

Замруководителя ФНС выразил мнение, что возвращаться к такой системе, при которой государство создает обязательные для применения унифицированные формы, неразумно.

Задачу государственных органов он видит в том, чтобы предложить бизнесу некий стандарт документа, носящий рекомендательный характер, чтобы компании могли по желанию применять его, вносить необходимые дополнения.

Информация из таких документов должна удобно заноситься в учетные системы налогоплательщика, его контрагентов и налоговых органов.

Даниил Егоров напомнил, что единый документ, который объединит функции счета-фактуры и первичного учетного документа, будет носить исключительно рекомендательный характер, то есть налогоплательщиков никто не сможет обязать использовать его в работе.

Единый документ подходит как для целей налогообложения НДС и налогом на прибыль, так и для целей бухгалтерского учета. Использование одного документа вместо нескольких разных позволит упростить документооборот компаний и сократить его объемы.

Предложенная ФНС форма единого документа, разработанная с учетом мнения научного и бизнес-сообщества, на текущий момент одобрена Министерством финансов с некоторыми замечаниями.

Отчетность по НДС станет только электронной

Напомним, что с 2014 года все налогоплательщики НДС переходят на подачу деклараций по этому налогу в электронном виде. Такие изменения внес Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ.

Примечательно, что касается это также и тех субъектов, которые не являются налогоплательщиками НДС, или освобождены от уплаты данного налога, или реализуют товары, работы, услуги, операции по реализации которых не облагаются НДС.

Перечисленным субъектам придется сдавать электронную отчетность по НДС, если они выставили покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС. Даниил Егоров заметил, что большинство налогоплательщиков, а именно, около 80%, на сегодняшний день уже сдает декларации по НДС в электронном виде.

Кроме того, с 2015 года в составе электронной отчетности по НДС будут представляться некоторые показатели книги покупок и книги продаж.

По словам замруководителя ФНС, это необходимо для того, чтобы у налоговых органов было четкое представление о существующих на рынке операциях, а также для повышения прозрачности правоотношений между налогоплательщиками и между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Электронным счетам-фактурам быть?

Несмотря на объективные препятствия, мешающие активному использованию электронных счетов-фактур в российской хозяйственной практике, первые шаги в этом направлении успешно делаются уже сейчас.

Так, в середине сентября 2013 года было заключено первое роуминговое соглашение по внедрению обмена электронными счетами-фактурами между операторами электронного документооборота.

Ряд крупных компаний сферы ритейла, производства продуктов питания и потребительских товаров уже запустили электронный документооборот счетов-фактур, в том числе с применением технологии роуминга.

Компания «ОВИОНТ ИНФОРМ» предлагает свои программные решения, позволяющие подготовить для отправки в электронном виде, хранить и просматривать счета-фактуры и первичные учетные документы.

Программа «Баланс-2: Счета-фактуры Плюс» позволяет готовить электронные счета-фактуры и иные документы налогового учета в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 26.12.2011 № 1137, а также накладные, акты, счета и другие первичные документы.

Интегрированная с ней программа «Баланс-2: Хранение и обмен электронными документами» позволяет обмениваться счетами-фактурами и первичными учетными документами с контролирующими органами и контрагентами, надежно хранить документы и удобно работать с их архивом.

Файл-менеджер «Баланс-2: Просмотр электронных документов» дает возможность просматривать электронные юридически значимые документы, в том числе счета-фактуры, проверять корректность электронных подписей и целостность комплектов документов.

Обмен счетами-фактурами и первичными документами в электронном виде имеет безусловное преимущество перед традиционной системой документооборота – снижение расходов налогоплательщика.

В то же время большая его прозрачность выступает для экономических субъектов недостатком, который на данный момент более весом, чем перспектива сэкономить.

Войдет ли постепенно электронный документооборот в хозяйственную жизнь российских налогоплательщиков или от государства потребуются дополнительные стимулы? Покажет лишь время.

Источник: https://extern.balans2.ru/ru/help/articles/57/

Примеры выставления электронных счетов-фактур в разных странах

Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт

Выставление электронных счетов-фактур в Азии находится на стадии зарождения.

Причинами тому являются отсутствие нормативной базы, отсутствие установившихся стандартов, налоговые преграды, недостаток правительственной инициативы и отсутствие должного понимания системы в целом среди участников торговой цепочки.

Источником объемов электронных счетов-фактур, находящихся в обороте в Азии, является сегмент «бизнес-потребитель», но немногие из них технически соответствуют понятию «электронный счет-фактура». Обмен электронными счетами-фактурами в сегменте «бизнес-бизнес» еще только начинает возникать.

Трудно делать какие-либо оценки, подтвержденные статистическими данными, из-за отсутствия официальных публикаций. В странах Азии внимание и инвестиции больше сконцентрированы на «безбумажной торговле», т.e., дематериализации торговых документов, таких как коносаменты, сопроводительные документы, отгрузочные и таможенные документы.

Идет регулярный и постоянный процесс обработки стандартов и регламентов, связанный с принятием международных коммуникационных стандартов.

Однако на правительственном уровне общепринятой практикой является разработка стандартов, которые адаптируются к потребностям и применению в каждой отдельной стране.

В разных странах Азии нормативно-правовые базы находятся на различных стадиях развития и юридические аспекты постоянно меняются. Налоговые и бюджетные ограничения (например, в Китае и Индии) делают работу с электронными счетами-фактурами нецелесообразной.

Гонконг и Тайвань

Гонконг и Тайвань находятся на относительно продвинутой стадии, т.к. имеют высокий уровень либерализации торговли, установившиеся ИТ стандартами, развитые законодательные системы, универсальные стандарты документов и сильную поддержку со стороны правительства.

Чтобы укрепить информационную инфраструктуру в Гонконге правительство сформулировало цифровой план 21.

При сотрудничестве 12 других частных предприятий, оно профинансировало компанию «Tradelink Ltd», которая предоставляет услуги электронной торговли приблизительно для 70 000 торговых компаний в Гонконге. С 2000 г.

услуга подачи таможенной декларации в бумажной форме прекратила свое существование, и все декларационные документы подаются в электронном виде.

Чтобы простимулировать использование электронных счетов-фактур, правительство увеличило базовую стоимость подачи документов с одновременным снижением стоимости подачи электронных документов. Существующие процедуры подачи таможенной декларации сейчас на 95% осуществляются в электронной форме. Все документы предоставляются в соответствии с лицензиями на услуги электронной аутентификации, с электронными подписями и функциями шифрования, и могут свободно передаваться по сети.

Выставление электронных счетов-фактур в Тайване стартовало в 2006 г., когда семь компаний зарегистрировались в качестве пользователей электронных счетов-фактур; в 2008 г. их число составило 11275.

В Тайване унифицированный счет-фактура – это стандартизированная квитанция, выдаваемая магазинами и компаниями. Этот документ является формой, вынуждающей зарегистрироваться и оплатить существующий налог на добавленную стоимость.

С ростом популярности онлайновых каналов для деловых операций также выставляются унифицированные электронные счета-фактуры. С 2000 г. Министерство финансов Тайваня внедрило платформу для электронных счетов-фактур и создало специальную группу для продвижения использования электронных счетов-фактур.

Она отвечает за установление правил, регламентов и форматов обмена, касающихся развития системы выставления электронных счетов-фактур. В 2006г.

была запущена программа планирования и внедрения платформы комплексной услуги выставления электронных счетов-фактур с целью устранения недостатка стандартного информационного обмена между дополнительными сервисными центрами и установления стандартного процесса и инструкций для эффективного формирования среды электронных счетов-фактур.

Япония и Корея

Такие страны как Япония и Корея, обладающие хорошими уровнями либерализации торговли, хорошими законодательными системами и всесторонними планами развития со стороны властей, находятся на средней стадии развития. Традиционная японская бизнес-практика совершенно отличается от практики Европейского Союза и США. Оплата наличными в Японии – обычное дело.

Оплата векселем (т.e., простым векселем) – наиболее распространенный способ оплаты. Это одна из причин медленного процесса принятия электронных счетов-фактур. Есть предложение ввести электронные простые векселя в Японии. Около 7 700 компаний (0,2% из всех компаний), в основном крупные компании, подписались на использование электронных счетов.

Согласно бухгалтерам по налогообложению, электронные счета-фактуры или электронные документы очень редки в Японии.

Японское правительство развивает связь между автоматической системой таможенной очистки грузов и прочими связанными системами, пытаясь превратить ее в «комплексное обслуживание» и дать возможность пользователям системы проходить все требуемые процедуры путем подачи электронной информации.

В Корее уровень экономического развития выше по сравнению с другими странами и таким же является уровень либерализации торговли. Применение безбумажной торговли отражается в сегментах «бизнес-бизнес», «бизнес-правительство» и соответствующих сегментах торговой цепочки.

Установлено законодательное поле для безбумажной торговли, а также базовые стандарты передачи данных для коммерческих целей. В результате, бизнес и правительство в полной мере наслаждаются выгодами и преимуществами безбумажной торговли.

Участники торговой деятельности консолидировали ресурсы в сфере передачи электронных счетов, а также реализовали принципы трансграничной безбумажной торговли в некоторых областях. В 1990 г. Корея запустила проект «Электронный обмен данными в торговле» под руководством правительства.

Цель по осуществлению безбумажного документооборота была на 100% достигнута в сфере таможни, администрирования торговли и международного транспорта.

Китай и Индия

Китай и Индия с относительно низкими уровнями либерализации торговли и развивающимися нормативными и законодательными системами находятся на стадии развития. В настоящее время в сегменте «бизнес-бизнес» в Китае и Индии почти нет электронных счетов-фактур.

Электронные счета широко используются в сегменте «бизнес-потребитель», особенно в секторе телекоммуникационных услуг.

Хотя выставление электронных счетов-фактур еще не очень популярно в Китае, безбумажная торговля используется в нескольких секторах, включая таможенную очистку, администрирование, перевозки и т.д. Начиная с 2008 г., свыше 25% документов, относящихся к торговле, было передано в электронном виде.

Однако бумажные счета все еще требуются, поскольку правовой статус электронных версий признан не полностью. В Индии разработка систем выставления электронных счетов-фактур находится на самой начальной стадии.

Во многих случаях бумажные счета-фактуры конвертируются в формат PDF и отправляются потребителям по электронной почте. Некоторые потребители также сохраняют бумажные копии счетов-фактур наряду с электронной версией. Как результат, существует еще возможность для улучшения в таких сферах как процесса заказа, выставления счета-фактуры и поставки.

Южная Америка

Южная Америка – это развивающийся регион, особенно активный в продвижении инициативы выставления электронных счетов-фактур. Здесь стимулы исходят от движущих сил рынка и инициативных групп в государственном и частном секторах.

По сути, государственный сектор является лидирующим в сфере регламентов и стандартов, которые необходимы для постоянного внедрения и работы приложений электронных счетов-фактур.

Контроль и прозрачность сделок, ставшие возможными благодаря электронным счетам-фактурам, позволяют государственному сектору усиливать свою роль в качестве сборщика налогов с одновременным недопущением уклонения от уплаты налогов.

Возможность отслеживать электронные счета-фактуры позволяет автоматизировать управление аудитом, при этом автоматизация процессов закупок и последующее упрощение внутренних процессов поддерживает государственный сектор в исполнении роли крупнейшего национального покупателя в каждой стране.

Он охватывает 30-60% ВНП по стоимости закупаемых товаров и услуг. Государственные секторы также играют существенную роль в сфере охраны окружающей среды, для которых электронные счета-фактуры позволяют снизить отходы бумаги, которые возникают в результате выставления 50 млрд. счетов-фактур в регионе ежегодно.

Государственные органы южно-американских стран могут также поучиться эффективному применению электронных счетов-фактур у транснациональных корпораций, которые осуществляют там свою деятельность.

Данные транснациональные корпорации также служат источником вдохновения для ведущих национальных компаний относительно положительного эффекта от использования электронных счетов-фактур.

Выставление электронных счетов-фактур для корпораций в Южной Америке требует внимания. Рекомендуется планировать внедрение данного принципа на страновом уровне, а не массовое принятие во многих странах. С точки зрения технологии, любое универсальное решение представляет собой рискованное решение, поскольку системы планирования ресурсов предприятий еще не отвечают всем требованиям.

Примеры пакетов систем для планирования ресурсов: SAP , Oracle , Microsoft Dynamics, Sage.

Бразилия

В этой стране электронный счет-фактура известен под названием “Nota Fiscal Electrónica”(NFE) и с ним, в основном, работает государственный орган «Secretaria de Receita Federal» (Федеральная налоговая служба). По состоянию на сентябрь 2009 г., страна выставила примерно 368 млн.

электронных счетов-фактур. Хотя все еще сложно точно измерить рынок для внедрения электронных счетов-фактур в стране, потенциально имеется 150000 компаний, которые введут электронный счет-фактуру в среднесрочной перспективе.

Предельные сроки для данных программ устанавливаются различными ведомствами:

  • Правительство
  • Обязательства промышленного сектора
  • Планы введения на государственном уровне согласно национальным стандартам
Source: Indicium Solutions

Мексика

Электронный счет-фактура в данной стране называется «Comprobante flscal digital» (CFD) и его применение регулируется государственным органом «Servicio de Administracion Tributaria» (SAT). Согласно оценкам, 226 млн. электронных счетов-фактур было выставлено до сентября 2009 г. (источник: www.

indiciumsolutions.com.mx) Размер рынка составляет всего 7 500 компаний из более чем 85 000.
Стимулом к выставлению электронных счетов-фактур в торговле стали крупные транснациональные корпорации, такие как «WaIMart», «Pemex», «Elektra», «Cemex», «Mapfre», «Home Depot». Полезная ссылка: www.sat.gob.

mx

Source: Indicium Solutions

Чили

Чили – третья страна, в которой проводился анализ внедрения электронных счетов-фактур. В Чили счета-фактуры называются «Documentos Tributarìos Electronicos» (DTE). Государственный орган, руководящий внедрением DTE среди компаний – «Servicio de Impuestos Internos» (SII).
По состоянию на август 2009 г.

было выставлено 406 млн. электронных счетов-фактур. Данным количеством счетов-фактур обменялись только 3 000 компаний из 18 000 потенциально возможных. Центральное правительство – основной орган, который требует введения процесса обмена электронными счетами-фактурами, хотя это требование еще не стало обязательным.

Полезная ссылка: www.sii.ci

Source: Indicium Solutions

Источник: http://tfig.unece.org/RUS/contents/country-examples-e-invoicing.htm

Электронные счета-фактуры в разных странах мира. Эволюция и зрелость рынка #электронный документ #СЭД #ECMJ

Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт

Мы продолжаем цикл статей, основанных на переводе отчета Бруно Коха «Электронные счета/электронные платежи. Оцифровка и автоматизация» (E-invoicing/E-billing Digitisation & Automation). Для начала дополним предыдущую публикацию определением, что есть электронный счет-фактура (далее – ЭСФ) в понимании автора доклада, и какие документы учтены в статистике.

Не рассматриваются в качестве электронных счетов-фактур:

  • Финансовые документы, не отражающие коммерческую сделку, за которой следует «требование об оплате», например, выписки из банка.
  • Электронные счета-фактуры, не удовлетворяющие требованиям налоговых органов.
  • EDI-документы.
  • Электронные копии бумажных оригиналов.
  • Электронные данные, отправляемые параллельно с бумажным оригиналом.

Электронный счет-фактура в широком юридическом смысле:

Упрощенный малоценный электронный счет с заниженными требованиями к оформлению (часто обязательными для заполнения являются 4-8 полей) и без аутентификации участников обмена.Примечание: данные документы не учтены в статистике, приведенной в отчете. Автор отмечает, что эти данные могли бы стать отдельной статистикой в будущем.

Электронный счет-фактура в узком юридическом смысле:

Электронный счет-фактура с предъявленными к нему требованиями по оформлению (содержит, как правило, 10-16 полей) и обязательной аутентификацией отправителя и получателя.Две организации, являющиеся поставщиком и покупателем, обмениваются электронным счетом-фактурой, который соответствует требованиям налоговых органов и признается оригиналом. Обмен происходит через специализированного поставщика телекоммуникационных услуг и/или с помощью платформы, предоставленной налоговыми органами. Такие документы сохраняются и являются единственными верными оригиналами для представления в контролирующие органы и аудиторам по требованию. Любые бумажные копии используются только для визуализации предоставления по требованию третьих лиц (такие бумажные копии никогда не признаются оригиналами).Примечание: в статистику отчета включены счета-фактуры, соответствующие только данному определению – то есть в узком юридическом смысле.

А теперь вернемся непосредственно к отчету и посмотрим, как обстоят дела с электронными счетами в разных странах мира.

Эволюция рынка

Автор отчета предполагает, что классическая картина эволюции в большинстве стран выглядит следующим образом:

Первая фаза «B2C-поставщик». Крупные компании, такие как телекомы, коммунальный сектор и другие, несут огромные расходы на печати и рассылке счетов для физических лиц.

Понимая это, они начинают предлагать своим клиентам получать счета в электронном виде, например, путем скачивания документа на сайте или портале, после авторизации.

Понятно, что клиенты не торопятся обрабатывать электронные документы, за исключением случаев, когда у последних есть мотивация или за работу в бумаге предусмотрены какие-либо санкции.

Для большинства стран эта фаза является первым опытом электронного взаимодействия.

Вторая фаза «B2C-сети». Логично, что клиентам доставляет неудобство, когда у каждого поставщика своя система, сайт или портал, куда нужно периодически заходить и скачивать документы. Клиенты предпочитают иметь единую точку входа, где они смогли бы получать документы от всех своих поставщиков. Так, поставщики начинают расширять возможности своих порталов.

Третья фаза «B2B-крупняк». Наибольшую выгоду от электронного взаимодействия и автоматизации процессов получают крупные компании – как в роли отправителей, так и в качестве получателей документов.

Как только в стране на законодательном уровне появляется возможность электронного обмена, крупные компании становятся локомотивами в этой области. В первую очередь, крупняк вовлекает в новое взаимодействие своих крупных партнеров, затем средний и малый бизнес. Выгода от электронного обмена лучше ощущается в B2B- и B2G-сегментах, нежели в B2C.

Тем не менее, ЭДО по-прежнему проблематичен для крупного бизнеса, так как количество средних и малых партнеров велико, и они не спешат отказываться от бумаги.

Четвертая фаза «Массовое внедрение». Совершить прорыв на рынке может государство, у него для этого отличная позиция. Во многих странах 45-65% предприятий являются поставщиками в госсекторе. Правительство могло бы организовать электронный обмен с ними.

Также государство вправе менять законодательную базу, тем самым создавая более удобные условия для новой технологии. Несмотря на то, что в некоторых странах государство неактивно в плане электронного взаимодействия, рынок все равно берет свое.

Его быстрое развитие заставляет бизнес действовать, появляются провайдеры, которые предлагают широкий спектр решений по автоматизации.

Зрелость рынка

Зрелость рынка электронных счетов в разных странах мира в 2016 году:

На приведенном выше графике бордовым выделены страны-лидеры в области ЭДО СФ; оранжевым – догоняющие, желтым – государства, в которых ведется активная разработка и внедрение технологии («развивающиеся»); светло-желтым – отстающие.

Термин «отстающие» не означает, что в этих странах абсолютно отсутствуют какие-либо активности по обмену документами в электронном виде. Эти государства проходят фазы 1 или 2 согласно описанному выше ходу эволюции.

«Развивающиеся» страны находятся в третьей фазе эволюции: они вносят поправки в законодательные акты относительно электронного обмена, либо объем электронных счетов в них остается на низком уровне.

Авторы отмечают, что в 2016 году мировой объем ЭСФ достигнет 30 млрд и распределится следующим образом:

Количество счетов фактур/ счетов по оценке на 2016 (в млрд)

А теперь посмотрим, как обстоят дела в конкретных странах мира.

Азия и Тихоокеанский регион

Примечание. Интересно, что Россию, Белоруссию, Украину и Турцию автор отнес к странам Азии, а не Европы.

Большинство азиатских стран находятся в фазах эволюции 1 и 2: крупные поставщики предлагают своим клиентам получать счета в электронном виде. В некоторых странах отсутствует необходимая нормативная база.

Есть исключения, когда для части компаний работают специальные правовые условия, позволяющие, например, параллельно с бумагой обмениваться с налоговыми органами электронными файлами. Это сделано для повышения эффективности общения контролирующих органов с бизнесом.

Также в Азии есть страны, находящиеся в фазе 3, например, Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея. Здесь ключевую роль в B2B- и B2G-сегментах играет государство.

Несмотря на то, что Сингапур и Гонконг имеют весьма щадящие нормативные условия для обмена в электронном виде, уже в течение долгих лет уровень внедрения электронных документов остается на низком уровне.

Австралия и Новая Зеландия. В этих странах сегодня мы наблюдаем фазы 1, 2 и 3, благодаря развитию бизнеса. Австралийцы активно автоматизируют коммерцию, B2B-сектор уверенно чувствует себя в электронных транзакциях. Наибольшего успеха в электронном обмене достигла отрасль здравоохранения.

Другие области в своем большинстве используют бумагу либо электронную почту. В начале 2015 года во внедрение ЭДО активно включилось правительство Австралии.

Это должно значительно увеличить темпы проникновения электронных документов и одновременно с этим уменьшить случаи уклонения от уплаты налогов, считает Бруно Кох.

Для Азии серьезной проблемой является высокий уровень уклонения от уплаты налогов. Китай не является исключением в этом отношении.

Для решения этой проблемы в Поднебесной запустили масштабный проект финансовой реформы под названием «Золотой налоговый проект» (Golden Tax Project (GTP), который предписывает использование конкретных информационных технологий с целью повысить уровень соблюдения законодательства Китая относительно НДС. Дальнейшие шаги по развитию безбумажного документооборота китайцы совершают в области электронного архивирования. В B2C-секторе продолжается пилотный проект с участием ограниченного числа интернет-магазинов розничной торговли. Пилотный проект в B2B-сегменте также планируется продлить. Автор считает, что Китаю еще есть куда развиваться, и процесс будет длительным.

В Индии, после разрешения использования электронных счетов, уровень последних оставался довольно низким. Только в половине штатов законодательство позволяло использовать электронные документы, в других, в свою очередь, требовали бумагу. В марте 2015 года законодательство было изменено, и теперь все счета в Индии (во всех штатах) должны передаваться только в электронном виде.

С июля 2016 года почти все налогооблагаемые предприниматели в Индонезии обязаны выставлять свои («индонезийские») счета-фактуры (Faktur Pajak, FP) в электронном виде, а также осуществлять налоговые платежи только через интернет.

Современный этап электронного выставления счетов-фактур в России можно охарактеризовать как динамично развивающийся, особенно в сегментах розничной торговли, FMCG, автомобильной, фармацевтической отраслях, а также в области электроэнергии.

На сегодняшний день наблюдается значительный рост интереса среди крупных и средних предприятий по части реализации проектов, касающихся ЭДО СФ и управления документами. Это подтверждается тем фактом, что с 2015 года практически все российские налогоплательщики (юридические лица – прим. автора) обязаны отчитываться в налоговые органы в электронном виде.

Размер турецкого рынка составляет 2 млрд счетов-фактур/счетов в год (источник: Турецкое Министерство финансов, 2013 г.). Что касается электронного выставления счетов-фактур, то страна сделала огромный прогресс за последние годы. Турецкое правительство постепенно втягивает в электронное взаимодействие разные отрасли промышленности.

В Турции существует единая платформа для выставления электронных счетов поставщиками под контролем турецкого управления доходами (Turkish Revenue Administration (TRA). В настоящее время есть более 50 000 предприятий, которые просто обязаны работать в электронном виде. Все счета так или иначе передаются или принимаются через платформу TRA.

Вместе с этим Турция активно работает над электронными архивами.

***

В следующий раз поговорим, как обстоят дела с электронными счетами в странах Африки, Северной и Латинской Америки, а также расскажем, на чем фокусируются разные страны при переходе от бумаги к электронному обмену.

Перевод: Карина Кассис

Источник: Basware

Источник: https://ecm-journal.ru/post/Ehlektronnye-scheta-faktury-v-raznykh-stranakh-mira-Ehvoljucija-i-zrelost-rynka.aspx

Как электронные счета-фактуры принесли бизнесу больше проблем, чем пользы

Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт

С 1 июля в Кыргызстане внедрена система электронных счетов-фактур. Идею обсуждали давно, но реализовали только сейчас. Правда, никакой пользы бизнесу это не принесло.

Целый год на пробы

О том, что в 2020 году Кыргызстану придется перейти на новый режим работы, было ясно еще в 2019-м. Ведь это один из проектов по фискализации налоговых процедур. Благодаря им государство надеется не только снизить человеческий фактор при работе бизнеса с налоговиками, но и сократить теневой оборот.

В июле прошлого года запущен пилотный проект по применению электронных счетов-фактур. Участие в пилотном проекте давало возможность компаниям заранее ознакомиться с работой информационной системы и при необходимости внести предложения по ее улучшению и доработке.

К середине марта в проекте участвовали 2,1 тысячи компаний.

«Сотрудники ГНС и представители компаний еженедельно тестируют информационную систему «Электронный счет-фактура». К каждой встрече в течение недели IT-специалисты дорабатывают систему с учетом предложений и замечаний», — сообщали тогда фискалы.

Но затем произошла вспышка коронавируса, и работы пришлось свернуть. Возобновились они только в конце мая, за месяц до внедрения системы в промышленном масштабе. Уже тогда представители бизнеса стали говорить, что в нынешних условиях сроки внедрения электронных счетов-фактур надо перенести. Бизнес сейчас пытается выжить, ему не до лишних сложностей.

Запустить вопреки всему

Но слушать мнение малого и среднего бизнеса не стали.

С 1 июля 2020 года обязанность по применению электронных счетов-фактур распространяется на всех плательщиков НДС, импортеров и экспортеров товаров.

До 25 августа 2020 года предприниматели должны обратиться в налоговый орган по месту налоговой регистрации для признания недействительными ранее присвоенных серий и номеров счетов-фактур.

Для полномасштабного применения электронных счетов-фактур необходимо зайти на портал, подать подписанное электронной подписью онлайн-заявление на регистрацию в информационной системе.

Только после этого можно пользоваться электронными счетами-фактурами.

Уже через несколько дней Налоговая служба рапортовала, что за неделю к системе подключились 5 тысяч 71 предприниматель. При этом с применением электронной цифровой подписи было оформлено 11 тысяч 927 счетов-фактур.

«Применение ЭСФ — новая процедура, введенная на территории КР с 1 июля 2020 года в рамках фискализации налоговых процедур и реализации концепции цифрового развития «Санарип Кыргызстан».

Одно из ключевых преимуществ ЭСФ заключается в повышении оперативности документооборота, упрощении налоговых процедур с возможностью снизить канцелярские и почтовые расходы предпринимателей», — оптимистично заявили в ведомстве.

Вместо пользы — мучения

Вот только бизнес почему-то таким новшествам оказался совсем не рад. Выяснилось, что новая система работает крайне сложно, а времени на выписку электронных счетов-фактур уходит в разы больше, чем бумажных.

«Как я обещала ранее руководству ГНС, публикую цифры, сколько теперь занимает времени сдача отчетов по кабинету налогоплательщика и выписка счет-фактур НДС. Выписка счет-фактуры НДС по системе ЭСФ заняла вчера один(!) час.

Сегодня начали сдавать отчеты по кабинету налогоплательщика.

Сдача единого налога заняла 12 минут, причем отвлекаться не рекомендуется, надо сидеть и гипнотизировать компьютер», — рассказала о своем опыте глава Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева.

Это при том, что она заранее знала о всех «прелестях» работы системы, участвовала в ее тестировании, регулярно давала свои предложения.

С еще большей проблемой столкнулись те, кто подключался к системе впервые.

Еще один предприниматель пожаловался, что система не работает на возврат счетов-фактур, а после технических работ и вовсе некорректно отображает данные. Как при таком раскладе работать бизнесу, предприниматели не знают.

«Эта система в плачевном состоянии. Почему власти не хотят перенести ее внедрение, доделать программу?» — задаются вопросом бизнесмены.

Туда советовали обращаться предпринимателям, у которых возникают сложности с использованием системы выписки электронных счетов-фактур. Но и эта мера пользы не принесла.

«Это же полный обман. Ничего у них не готово. Уже какой месяц тестируют систему и устраняют проблемы. А толку все равно нет. Это же уже невыносимо.

Сотрудники, которые должны отвечать на наши вопросы, настолько устали. Они уже сами из группы удаляются и нас удаляют. Сейчас в стране сложная ситуация, бухгалтеры многих компаний находятся на удаленке.

У них нет возможности подключиться к системе», — пожаловались предприниматели.

Но и сама Налоговая служба, и чиновники правительства остаются глухи и слепы к стенаниям бизнеса.

Когда предприниматели спрашивают кабмин, почему те или иные решения принимаются с запозданием, они ссылаются на вспышку коронавируса и большое количество больных сотрудников.

Аналогичные объяснения со стороны бизнеса на просьбы отложить внедрение проекта, который хромает на обе ноги, государство не слышит.

Источник: https://24.kg/ekonomika/160024_kak_elektronnyie_scheta-fakturyi_prinesli_biznesu_bolshe_problem_chem_polzyi/

Для чего нужна цифровизация в госзакупках и какие переспективы это даст?

Электронные счета-фактуры: перспективы и международный опыт

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ:
1. Что такое цифровизация.
2. Цифровизация в мире.
3. Цифровизация в Казахстане.
4. Цифровизации в рамках ЕАЭС.

В последнее время мы всё чаще слышим о цифровизации, цифровой трансформации. Но что это – очередная гонка за трендом или выгодная необходимость?

Цифровизация нужна, выгоды цифровой трансформации неоспоримы – именно это можно услышать на многих экономических форумах, об этом говорят и пишут в новостях. Но многие из нас пока что не понимают, как цифровизация изменит экономику, бизнес и какие перспективы она несет. Попробуем разобраться вместе, так ли уж нужна цифровизация и какую пользу она может принести.

Что такое цифровизация

Цифровизация (диджитализация), или цифровая трансформация (digital transformation), – это переход на цифровую форму передачи информации; преобразование информации в цифровую форму; переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств. Именно такие определения цифровизации можно найти в словарях.

Цифровизация (цифровая трансформация) – это не какая-то одна конкретная технология, сервис или продукт. В данном случае вернее будет определить ее как подход к использованию цифровых ресурсов для преобразования той или иной работы.

Рост компьютеризации и развитие сетей данных приводит к тому, что нужно расширять ключевые компетенции в направлении цифровых преобразований. Цифровизация открывает новые возможности, благодаря которым можно изменить существующие способы разработки и производства.

Возьмем для примера любое промышленное предприятие. Если оно будет игнорировать этот факт, не будет внедрять новые технологии или использовать цифровые ресурсы, то рискует стать просто поставщиком компонентов и растерять свои знания и опыт позиционирования на рынке, а в итоге, скорее всего, не сможет выдержать конкуренцию.

Но в цифровой трансформации нуждается не только промышленность. Все мы знаем, что в электронный формат переводятся и многие госуслуги. Бизнес тоже переходит на стадию высоких скоростей.

И чтобы не попасть в число отстающих или аутсайдеров, нужно соответствовать времени. Прежние модели и  процессы постепенно становятся устаревшими и теряют свою эффективность, некоторые старые методы уже не работают.

Меняются сами формы потребления продуктов и услуг.

XXI век – время высоких скоростей, время цифровых технологий. И было бы странно думать, что бизнес (и не только) будет работать по старой модели так же эффективно, как раньше.

Цифровизация в мире

Процесс цифровизации сегодня затрагивает практически все страны мира. Каждая страна самостоятельно определяет приоритеты цифрового развития. Более 15 стран реализуют национальные программы цифровизации.

В числе передовых стран по цифровизации национальных экономик можно назвать Китай, Сингапур, Новую Зеландию, Южную Корею и Данию. В этих странах ключевая роль в запуске и реализации программы по цифровизации принадлежит государству. При этом успех обусловлен цифровой приватизацией – вовлечением частных игроков.

Цифровая приватизация

Наиболее наглядный пример подхода цифровой приватизации – Сингапур. Еще в 2014 году государство стало инициатором разработки концепции по повышению качества жизни путем внедрения цифровизации в повседневную жизнь граждан (Smart Nation). К сотрудничеству для ее уточнения и реализации пригласили предпринимателей и экспертов.

Чтобы запустить основные инициативы в рамках Smart Nation, государство определило ряд первоочередных задач, требующих решения.

Под каждую из задач государство организовывает тендер, и выбирается подрядчик на разработку технического решения. Участие в тендере открыто для всех участников, которые отвечают требованиям.

То есть государство привлекает не только крупный бизнес, но и представителей МСБ (в 2015–2016 гг. более половины контрактов были подписаны с МСБ).

Цифровизация госорганов

Дания, например, активно инвестирует в цифровизацию госорганов. Сейчас у граждан и предпринимателей есть личные кабинеты для общения с госорганами в онлайн-режиме.

С 2015 года все граждане (у каждого при этом есть цифровой паспорт) обязаны общаться с госорганами только через Интернет, а все госорганы и муниципалитеты связаны в единую сеть, что позволяет взаимодействовать со всеми ведомствами с помощью единого личного кабинета.

Бизнес, кроме коммуникации, имеет возможность осуществлять все операции через Интернет (получение выписок, оплата налогов, отправка отчетов), что существенно сокращает затрачиваемое на это время (5 минут при отправке электронным способом против 5 дней при отправке в бумажном виде). Такая система обеспечивает ежегодную экономию 10–20 % бюджетных средств.

Цифровизация в Казахстане

В Казахстане была разработана государственная программа «Цифровой Казахстан», цель которой:

  • в среднесрочной перспективе – ускорить темпы развития экономики республики и улучшить качество жизни населения за счет использования цифровых технологий («Цифровизация существующей экономики»);
  • в долгосрочной перспективе – создать условия для перехода экономики на принципиально новую траекторию развития, которая обеспечит создание цифровой экономики будущего («Создание цифровой индустрии будущего»).

Можно будет говорить о том, что данное направление успешно реализовано, если к 2022 году:

– будет развита местная электронная торговля;

– капитализация крупнейших компаний РК выйдет на принципиально новый уровень;

– у нас будут конкурентоспособные экспортные производства в приоритетных отраслях;

– повысится уровень производительности труда до уровня топ-30 стран мира в каждой из приоритетных отраслей;

– снизится доля теневой экономики до уровня топ-30 стран мира.

Нетрудно проследить цепочку общих процессов во всех отраслях, затронутых цифровизацией: внедряются цифровые технологии, растет производительность и повышается конкурентоспособность (в том числе и на международном рынке), импульс развитию получает в целом вся отрасль.

Но какие конкретно меры или мероприятия по цифровизации запланированы в Казахстане? Приведем некоторые из них:

– организация на единой платформе для МСБ доступа для предпринимателей к различным IT-сервисам (бухгалтерия, управление человеческими ресурсами, финансовый анализ и т. п.);

– реализация программы национальной экспортной стратегии РК на 2018–2022 годы, благодаря чему будут снижаться издержки при импортно-экспортных операциях, повысится эффективность контроля качества импортируемых товаров;

– исполнение мер, направленных на повышение качества налогового и таможенного администрирования;

– внедрение единой информационной среды и маркировки товаров (производимых и импортируемых) вкупе с построением платформы по выставлению электронных счетов-фактур. Это позволит не только гарантировать качество товаров, но и бороться с недобросовестной конкуренцией, незаконным оборотом товаров и контрафактной продукцией;

– цифровизация сферы взаимодействия государства и бизнеса (включая меры, затрагивающие МСБ).

Цифровизация сферы взаимодействия государства и бизнеса приведет к снижению издержек предпринимателей, повышению прозрачности решений, принимаемых государственными органами и организациями.

И немаловажную роль здесь может сыграть внедрениемеханизма «единого окна», причем не только в рамках нашего государства, но и в рамках такого важного для нас интеграционного объединения, как Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС).

Таким образом, уже сейчас можно определить долгосрочные перспективы внедрения мер по цифровой трансформации. И можно говорить о том, что успешная реализация цифровизации постепенно изменит саму структуру экономики (возрастет роль электронной торговли), ИКТ и финансового сектора.

Цифровизация в рамках ЕАЭС

В нашем случае важно рассмотреть и особенности процесса цифровизации в рамках ЕАЭС.

Процесс цифровой трансформации в рамках ЕАЭС приобретает еще больший размах, так как затрагивает не одну, а пять стран, объединенных в экономический союз. У каждой свой опыт, свое видение и свои программы развития, в том числе и в сфере цифровизации.

Странам ЕАЭС необходимо объединить усилия для создания более благоприятных условий для цифровой трансформации. Консолидация усилий в этом вопросе важна прежде всего потому, что масштабы по сути, как уже говорилось, огромны.

Кроме того, интеграционное объединение подразумевает определенные принципы и условия успешного существования. Граждане стран, являющихся членами одного союза, не должны сталкиваться с ограничениями, в том числе и в виртуальном пространстве.

Так что это вопрос не только сквозных цифровых технологий, но и безбарьерной среды.

Целесообразным видится и проводимая отдельно работа каждого государства ЕАЭС. И это не противоречит сказанному до этого, а скорее дополняет и является практичным в условиях такой масштабной работы.

Ведь за прошедшие годы каждая страна пыталась модернизировать экономику, использовала современные методы и различные новшества, в том числе и сферы цифровой экономики. Каждая страна при этом проделала определенную работу и накопила свой опыт.

Следует понять, какие накопленные компетенции есть у стран ЕАЭС и в чем они видят свои сравнительные преимущества в перспективе. Так они смогут реализовать их, что в целом сыграет положительную роль в совместно реализуемой цифровой трансформации.

Например, в Беларуси был создан Парк высоких технологий. И услуги, экспортируемые в достаточно большом объеме, предоставляют именно предприятия, которые зарегистрированы в Парке высоких технологий. Кроме того, тема, которая у всех на слуху, – блокчейн и криптовалюты: Беларусь создала законодательство в этой сфере и, значит, сможет наработать определенный опыт.

Говоря о Казахстане, нельзя не вспомнить о формировании финансового центра в Астане, где нужна будет соответствующая цифровая инфраструктура. И опять-таки у нас разработаны такие программы, как «Цифровой Казахстан», «Индустрия 4.0».

У Армении накоплены определенные компетенции в сфере электронных сопроводительных документов.

Кыргызстан заинтересован в формировании центра хранения данных или создания цифровых инфраструктур.

Россия – это прежде всего государственные услуги, прослеживаемость товаров, маркировка, цифровизация транспорта.

Использование этих новых специализаций в итоге всем принесет определенные выгоды. Безусловно, всё это будет иметь пользу только при условии согласованной политики всех стран ЕАЭС и гармонизации законодательства в цифровой сфере.

Чего цифровизация коснется в первую очередь

Прежде всего это услуги и сервисы, имеющие большой потребительский спрос.

Также это сферы, в которых расстояние создает издержки для ведения бизнеса, но их можно устранить с помощью новых технологий.

Цифровизация нужна и в сферах, в которых создаются общие рынки и реализуется совместная компетенция стран ЕАЭС: таможня и торговля, государственные закупки, транспорт, фармацевтический рынок, финансовый рынок, системы обмена данными, рынок труда, промышленность и АПК.

Например, новый Таможенный кодекс ЕАЭС ориентирован именно на использование современных технологий. Электронное декларирование подразумевает не только сокращение расходов предпринимателей, но и снижение затрачиваемого времени.

Таким образом, благодаря оптимизации всех процедур создается более комфортная среда. И это касается любой из перечисленных сфер, где могут использоваться цифровые технологии.

Непосредственное отношение к процессу цифровой трансформации имеет ицифровая повестка ЕАЭС.

Исследование, проведенное совместно со Всемирным банком, показало, что вклад от совместной реализации цифровой повестки будет почти вдвое выше, чем вклад от реализации национальных цифровых программ странами ЕАЭС по отдельности.

Примеры цифровых дивидендов от внедрения цифровой повестки ЕАЭС (2025):

  • устранение правовых барьеров – 46,5 млрд долл. США;
  • цифровизация госзакупок – 16,3 млрд долл. США;
  • госуслуги «открытого правительства» – 3,6 млрд долл. США;
  • трансграничные электронные госуслуги – 0,5 млрд долл. США.

Цифровизация и МСБ

Многие представители МСБ считают, что цифровизация их затрагивает лишь косвенно или недоступна для них из-за дороговизны современных технологий. На деле же современные технологии, во-первых, сильно влияют на бизнес, меняя само его построение; во-вторых, они становятся более доступными вследствие снижения цен на них из-за масштабирования.

Немало цифровых платформ, которые создаются сегодня и которые планируется создавать в ближайшем будущем, ориентировано именно на МСБ.

Они помогают не только получить доступ к госуслугам, но и снизить расходы, а также реализовать свою продукцию на новых рынках и в новых цифровых форматах.

Поэтому представителям МСБ нужно не игнорировать происходящие процессы, а принять во внимание новые формы и стараться максимально использовать новые возможности.

Таким образом, цифровизация – это неизбежный процесс, который переживает и экономика, и бизнес в большинстве стран мира, и необходимо адаптироваться к этим новым условиям цифровой экономики.

Урусов Андрей Владимирович,
директор по развитию отношений с государственными и общественными организациями, специалист отдела международного сотрудничества, г. Караганда

Источник: Электронный журнал “Государственный заказ. Вопросы и ответы”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3eb768a3352000adce126d/dlia-chego-nujna-cifrovizaciia-v-goszakupkah-i-kakie-perespektivy-eto-dast-5d52254f92414d00ad00705d

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: