Экономический потенциал налогового стимулирования деятельности предприятий *

Меры налогового контроля и стимулирования промышленности 2020

Экономический потенциал налогового стимулирования деятельности предприятий *

Эксперты NIE Journal  исследуют вопрос о том, «Как должна выглядеть налоговая политика в стране?» На вопросы отвечали эксперты, на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности России

Налоговая политика занимает важнейшее место развития экономического роста и промышленного производства. Правительство РФ и Госдума предпринимают важные шаги в этом направлении. ТПП РФ во многом согласна с нововведениями, однако при этом Палата разрабатывает дополнительный набор стимулирующих промышленность мер для направления в Правительство РФ.

Если возникают вопросы, по данной теме, напишите эксперту  WhatsApp +79169906144 – Бесплатно

Когда цена напрямую зависит от курса валюты

Так, по словам Дмитрия Курочкина, остается открытым вопрос с действующими предприятиями промышленности, которые нуждаются в техническом перевооружении.

В условиях экономического кризиса это стало практически невозможно осуществить, поскольку современное оборудование и станки – импортные, либо укомплектованы импортными деталями и их цена напрямую зависит от курса валюты.

Если учесть, что за последние 2 года курс рубля упал в два раза, то и стоимость обновления основных средств для промышленников увеличилась в 2 раза.

Инвестиционной льгота

Это подводит к необходимости возврата к прямой инвестиционной льготе – когда часть налоговой базы по налогу на прибыль освобождается от налогообложения, если инвестируется на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения по заданным законодателем направлениям, пояснил вице-президент Палаты.

По его словам, уменьшение налоговой нагрузки по налогу на прибыль даст возможность промышленникам сконцентрировать средства на обновлении производственных мощностей и позволит увеличить бюджетные поступления от роста оборотных налогов (акцизы, НДС).

Эксперты ТПП РФ предлагают также освободить от налога на имущество объекты основных средств, находящихся на консервации и реконструкции.

В целях стимулирования развития импортозамещающих производств ТПП РФ предлагает предоставить налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество для вновь создаваемых организаций на период становления такого производства.

Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин в своем выступлении подробно остановился на предложениях по улучшению налогового климата для бизнеса в стране.

По мнению экспертов, проводимая в России в настоящее время налоговая политика сосредоточена на реализации фискальной функции налогообложения, в то время как потенциал стимулирующей функции налоговой системы, создающей условия для инвестиционных вложений в развитие производства, остается практически нереализованным.

Константин Бабкин напомнил, что текущий уровень налоговой нагрузки на бизнес крайне высок. По данным Мирового банка, за 2014 г.

суммарная доля налогов и сборов в прибыли компаний до уплаты налогов составляет в России 47 процентов, против среднего значения 41,2 процента в странах ОЭСР.

При этом российская система налогообложения не предусматривает масштабных налоговых льгот и преференций, которые активно реализуются в странах-членах ОЭСР, в частности для стимулирования налогоплательщиков вкладывать получаемую прибыль в развитие производства.

В этой связи предлагается ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль в форме уменьшения суммы уплачиваемого налога в размере 50 процентов затрат компаний на модернизацию имеющихся основных фондов, вложения в НИОКР. Введение предлагаемых стимулирующих налоговых мер позволит в автоматическом режиме регулировать налоговую нагрузку предприятий в зависимости от их инвестиционной активности, уточнил Константин Бабкин.

К важной составляющей налоговой нагрузки на бизнес, оказывающей на промышленное развитие сдерживающий эффект, относятся транспортные налоги и платежи, напомнил председатель Совета.

На сегодняшний день некоторые налоги и платежи являются избыточными и дублирующими друг друга и значительно повышают логистические издержки предприятий, снижая их конкурентоспособность. Транспортную составляющую налоговой нагрузки  на промышленность необходимо снизить, сократив количество сборов до одного – транспортного налога, который будет включать в себя плату за проезд.

В целях повышения эффективности работы системы строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования предлагается также пересмотреть подход к наполнению дорожных фондов РФ.

  Существующая система финансирования дорожных фондов подразумевает наполняемость этих фондов за счет сбора маркированных налогов и платежей (транспортный налог и топливные акцизы). Между тем годовые отчеты фондов свидетельствуют, что такая система неработоспособна.

Так, дорожные фонды лишь на 33 процента финансируются за счет транспортного налога и топливных акцизов. Плата за проезд по платным участкам федеральных трасс не покрывает даже операционных затрат на их содержание.

Целесообразно пересмотреть данную систему в сторону прямого финансирования фондов из федерального и региональных бюджетов. Это позволит ликвидировать маркировку налогов и платежей и установить их ставки на эффективном уровне (без привязки к наполняемости соответствующих фондов), отметил докладчик.

В целях увеличения возможностей для стимулирования промышленного развития в субъектах РФ необходимо существенно реформировать систему распределения налоговых доходов между федеральным и региональным бюджетами.

На текущий момент доходы распределяются в отношении 2 к 1. На 1 рубль доходов федерального бюджета приходится всего 50 копеек доходов регионального бюджета. В целях стимулирования регионального развития необходимо повысить долю для наполнения их бюджетов  в налоговых доходах.

Текущая фискальная политика стимулирует продажу и вывоз национального богатства, а не создание и экспорт национального продукта.

В результате наблюдается сворачивание обрабатывающих производств и рост добычи нефтегазового сырья в России.

Для изменения ситуации необходимо развивать российскую налоговую систему таким образом, чтобы уровень налоговой нагрузки был обратно пропорционален глубине переработки и степени локализации продукции.

В этой связи необходимо установить различные ставки возмещения НДС в зависимости от сектора промышленности. Это позволит осуществить гибкое регулирование, как ценовой конкурентоспособности российской продукции, так и уровня локализации производств.

В целях стимулирования развития экономики требуется провести «обратный налоговый маневр», предусматривающий не просто возврат к старой системе (снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)  и рост экспортных пошлин), а существенное повышение привлекательности нефтепереработки относительно экспорта сырой нефти, рассказал Константин Бабкин.

По его словам, для этого необходимо обнулить НДПИ и топливные акцизы, а на объем выпадающих доходов бюджета увеличить экспортные пошлины.

В рамках текущего законодательства в 2015 г. нефтяной отраслью было выплачено 2,5 трлн. рублей НДПИ, 300 млрд. рублей топливных акцизов

и 2,2 трлн. рублей экспортных пошлин. Суммарно 5 трлн. рублей. В рамках «обратного налогового маневра» всю эту сумму предлагается переложить на экспортеров сырой нефти и темных нефтепродуктов (в первую очередь мазута).

Для этого необходимо поднять экспортную пошлину на указанную продукцию на 1213 рублей.

Это, с одной стороны, повысит привлекательность углубления переработки и производства светлых нефтепродуктов, с другой стороны, сохранит рентабельность экспорта сырой нефти в положительной области (рентабельность снизится с 57 процентов до 10-15 процентов) даже при текущих ценах на нефть.

По словам сопредседателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Президент РФ Владимир Путин дал поручение продолжить разработку концепции «Экономика Роста» и ее преобразование в среднесрочную программу «Стратегия Роста» на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ. Ожидается, что проект стратегии будет представлен Экономическому совету при Президенте в декабре этого года, уточнил он.

«Стратегия Роста» фактически становится одним из двух программных документов, выбор между которыми Президент намерен сделать в ближайшие месяцы.

Альтернативное направление представлено разработками Центра стратегического планирования (ЦСП) под руководством Алексея Кудрина.

  «Стратегия Роста» создается на средства бизнесменов, для которых обретение экономической определенности стало необходимым условием.

В основе «Стратегии Роста» лежит математическая модель развития. Борис Титов подчеркнул, что расчеты базируются не на информации Росстата, как обычно, а на реальных данных Федеральной налоговой службы.

Благодаря техническим возможностям ведомства, они оперативно обновляются и позволяют анализировать множество параметров деловой активности.

Кроме этого, анализом охвачена база данных сайта госзакупок, планируется подключить базу данных Федеральной таможенной службы.

Уже сегодня разработчики «Стратегии Роста» готовы выдать наглядную картину прироста/сокращения добавленной стоимости, прироста/сокращения общего числа рабочих мест, прироста/сокращения производительности труда и количества высокопроизводительных рабочих мест с 2011 по 2015 годы – в разрезе по конкретным отраслям и конкретным регионам, отметил бизнес-омбудсмен. Для каждого региона, соответственно, может быть создан индивидуальный рецепт оживления экономической активности на базе комбинации системных решений.

В дискуссии по теме заседания приняли участие Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ, Георгий Самодуров, президент Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», Валерий Королёв, начальник управления инвестиций и инноваций торгово-промышленной палаты Ростовской области и другие.

Источник: https://niejournal.ru/taxes/

Налоговые преференции для стартапов и инноваций

Экономический потенциал налогового стимулирования деятельности предприятий *

Темпы экономического роста с каждым годом все сильнее зависят от научных достижений и уровня технического развития государства, а развитие производства все теснее связывается с внедрением инноваций. Налоговая система поддерживает новые открытия, создавая условия для спроса на продукцию, для модернизации и привлечения инвестиций в технологии.

Для успешного функционирования экономики и производства налоговая система не должна чинить препятствий развитию инновационной деятельности, нацеленной на использование новых технологий в производственных процессах.

Сегодня в РФ уже имеются достаточно весомые технологические и фундаментальные наработки, а также собственная уникальная научная база. Несмотря на это инновационная отрасль государства развивается достаточно медленно.

Научные наработки внедряются в производство с запозданием или вовсе не находят применения на практике. Такая ситуация не лучшим образом сказывается на экономике.

Для того чтобы справиться с этой проблемой, используются различные финансовые инструменты, в частности налоговое стимулирование инновационной деятельности.

Возможные направления налогового стимулирования

При рассмотрении с экономической точки зрения налоговое стимулирование – это комплекс мероприятий по предоставлению льготного налогообложения и привилегий субъектам экономических отношений, способных обеспечить требуемые условия для реализации ими инновационной деятельности.

Механизм налогового стимулирования таков: структуры государственной власти и регионального самоуправления отказываются от доли финансов, которые должны приходить от научных и инновационных компаний в казну в форме налогов. Все средства остаются в ведомстве предприятий для исполнения НИОКР, внедрения технологий, расширения или улучшения производственных процессов. В итоге фискальная функция сбора налогов преобразуется в стимулирующую.

В ближайшие годы все развитые и развивающиеся страны будут нацелены на создание нового технологического фундамента экономических структур, основанного на применении новейших достижений в сферах нано- и биотехнологий, информационного подкрепления деятельности и др.

На территории РФ присутствие подобного потенциала и высоких трёхногий, внедрённых в производство образует условия для:

  • Наращивания технологического первенства;
  • Образования целого комплекса высокотехнологических отраслей и укрепления позиций на мировом рынке научных технологий и решений;
  • Расширения стратегического присутствия государства на рынках инновационных продуктов и услуг интеллектуального направления;
  • Развития и модернизации привычных направлений экономики, в том числе и благодаря улучшению обширно ориентированных специализированных производств.

Однако отставание в модернизации технологического фундамента в последние годы может не лучшим образом сказаться на конкурентоспособности экономики РФ, а также сильно повысить ее уязвимость на фоне разрастающейся геополитической борьбы. Выход из сложившейся ситуации – быстрое и регулярное внедрение новых эффективных идей в производство.

Где, когда и как вводилось налоговое стимулирование: обзор

В развитых странах система льготного налогообложения была внедрена достаточно давно. В США после Второй мировой войны в пределах законодательства были введены правила, нацеленные на формирование пригодных условий для развития НИОКР и инновационной деятельности компаний.

Таким образом, с 1954 года работал порядок вычета из налоговой массы суммы трат на исследования и эксперименты в нынешнем году и амортизации этих расходов в течение следующего пятилетия.

Кроме прочего, дополнительные налоговые послабления были введены для расходов на образовательные и исследовательские мероприятия, соответствующие общественным интересам.

С 1981 года главным методом стимулирования считался налоговый кредит на НИОКР (по сути, исключение из налоговой массы конкретной суммы трат на НИОКР).

В Канаде практика стимулирования технологической деятельности началась с 60-х годов прошлого века, а уже с 1967 года в стране была применена отдельная система грантов, позволяющая развить инновационные стратегии компаний.

Немалый опыт налогового стимулирования присутствует и у Японии. Там используется шесть разных подходов к этому вопросу, чтобы максимально разносторонне охватить проблему.

Во Франции подобная система была введена только в 1983 году. Сегодня все развитые страны уже имеют опыт использования налогового стимулирования научных отраслей.

Все они применяют разные типы льгот: от исследовательского налогового кредита, послаблений, выделяемых под реализацию значимых заказов, до цельных программ по формированию и введению результата НИКОР для переработки всего производства.

Основной принцип всей зарубежной системы состоит в том, что налоговые льготы выдаются не научным организациям, а компаниям и вкладчикам.

Они вместе с конкуренцией создают высокий спрос на технологии и инновации.

Регулярный пересмотр вопроса позволяет правительству целенаправленно способствовать развитию активности в приоритетных отраслях, влияя не только на их состав и численность, но и на само производство.

Каждая страна реализует собственный набор решений. Каких-либо точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для создания и развития собственных мер по повышению конкруентоспособности.

В российском законодательстве собрано немало мер и инструментов, направленных на поддержку активности налогоплательщиков в развитии научной деятельности и модернизации технологий.

Среди прочих следует выделить:

  • Сокращение (до года) срока принятия к вычету трат на НИОКР;
  • Отмена лимита по списанию исследовательских расходов, не давших ожидаемого результата (ранее они не уменьшали налоговую массу);
  • Увеличение норматива трат до 1,5 % от прибыли (т. е. в три раза);
  • Внедрение повышающего коэффициента, позволяющего учесть в тратах по налогу в 1,5 раза больше расходов;
  • Введение ускоренной амортизации ОС через быстрое списание на траты до 10 % (до 30 % для 3–7 амортизационных групп) первичной стоимость объектов;
  • Возможность эксплуатации нелинейного способа начисления амортизации (помогает отвести на расходы до половины первичной цен ОС);
  • Освобождение от оплаты НДС и таможенных пошлин за ввоз оборудования, аналогов которого нет в РФ;
  • Льготы по НДС, налогам на прибыль, имуществу, взносам организаций;
  • Варианты использования инвестиционного налогового кредита;
  • Расширение условий для причисления к расходам трат на подготовку персонала.

Налоговое стимулирование в мире

Среди развитых стран практика законодательной помощи в налогом стимулировании введена давно. Государства стараются всячески способствовать развитию рынка и помогать внедрению инновационных решений в производство. Вводятся различные льготы, которые призваны стимулировать на законодательном уровне инновационную деятельность.

Каждая страна реализует собственный набор решений. Точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для повышения конкурентоспособности.

Источник: https://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/nalogovoe-stimulirovanie-innovatsionnoj-deyatelnosti

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: