Изменена уголовная ответственность за налоговые преступления

Содержание
  1. Кого могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов в 2020 году?
  2. Общее содержание Постановления
  3. Суть разъяснений, сделанных Пленумом
  4. Кто может быть привлечён к ответственности?
  5. Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность
  6. Когда назначат штраф за неуплату налогов
  7. Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов
  8. Когда освободят от санкций
  9. Налоговые преступления: изменения в УК РФ
  10. С какой даты вести отсчет?
  11. “Иной способ”: конец дискуссиям
  12. Деятельное раскаяние в новых условиях
  13. Определение размера неуплаты налогов
  14. Неуплата взносов во внебюджетные фонды
  15. Об уголовной ответственности за налоговые преступления
  16. — В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?
  17. — Кто привлекается к ответственности?
  18. — Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?
  19. — Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?
  20. — Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?
  21. — Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?
  22. — Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?

Кого могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов в 2020 году?

Изменена уголовная ответственность за налоговые преступления

В ноябре 2019 года вступило в силу Постановление Пленума ВС РФ №48, касающееся судебной практики по делам о налоговых преступлениях и распространяющее свое действие и на 2020 год. Кого теперь ждёт ответственность по этим делам?

Общее содержание Постановления

Постановление Пленума обобщило судебную практику по делам, касающимся статей 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Все они связаны с умышленным уклонением от выплаты в бюджетную систему России сумм по налогам, сборам и платежей по обязательным страховым взносам. Суть таких нарушений в следующем:

  • виновный не предоставляет декларацию о доходах, хотя обязан, либо вносит в неё заведомо ложные сведения;
  • неперечисление в бюджет сумм, которые виновный должен удерживать, как налоговый агент;
  • сокрытие финансов или имущества, облагаемого налогом.

Суть разъяснений, сделанных Пленумом

Постановление №48 заострило внимание судей на ряде ключевых моментов:

  1. Поскольку общественная опасность налоговых преступлений связана с непоступлением средств в бюджеты, учитывать надо налоги и сборы, предусмотренные НК РФ, а также специальные, введённые федеральным и региональным законодательством. При этом одинаковую опасность представляет уклонение от уплаты как налогов, так и платежей в обязательные фонды.
  2. Сам факт непоступления средств в бюджет не образует состава преступления. Судам следует обращать внимание на то, доказан ли прямой умысел. Это означает, что подсудимый должен не только нарушить налоговое законодательство, но и сознательно желать, чтобы обязательные платежи не были сделаны. Сомнительные моменты должны трактоваться в пользу подсудимого.
  3. Также в пользу подсудимого трактуются и сомнения, касающиеся вопросов периода, за который исчисляются налоги, сборы и взносы.
  4. Статьи 198-199.2 УК РФ предусматривают, что человек, впервые совершивший налоговое преступление, может быть освобождён от ответственности, если полностью возместил причинённый ущерб, то есть заплатил все налоги, сборы и назначенные пени. Пленум специально обратил внимание судов, что здесь каждую статью нужно брать отдельно: так, даже если лицо уже было раньше осуждено по ст. 198, по ст. 199 оно всё равно будет считаться впервые совершившим налоговое преступление.
  5. Разъяснено, что самого наличия скрытых средств или имущества, с которых должны выплачиваться налоги, недостаточно. Обвинение должно чётко доказать, что сокрыты они были умышленно и именно с целью уклониться от уплаты.

Кто может быть привлечён к ответственности?

Субъектами преступлений, предусмотренных ст. ст. 198-199.2 УК, являются:

  1. Физические лица, которые в силу закона обязаны выплачивать налоги или сборы, а также делать отчисления в фонды страхования. Такими лицами, в первую очередь, являются ИП, а также приравненные к ним в налоговых вопросах лица (главы КФХ, адвокаты, нотариусы и т. д.). Однако Пленум ВС РФ специально отметил, что ответственность распространяется и на обычных граждан, если по закону они являются плательщиками налогов.
  2. Руководство организаций-налогоплательщиков. К ответственности привлекаются либо единоличный руководитель (генеральный директор), либо руководитель финансовой части организации (финансовый директор, коммерческий директор и т. д.). Поскольку преступление должно совершаться только умышлено, необходимо, чтобы не просто было уклонение от уплаты или сокрытие имущества, но при этом руководитель знал о нём и помогал ему произойти.
  3. Главные бухгалтеры предприятий. Они тоже должны участвовать в уклонении или сокрытии умышленно.
  4. Иные работники, на которых по закону или, согласно внутренним нормам организаций, возложена обязанность по ведению бухучёта и сдаче налоговой отчётности.

Как пособники, также могут привлекаться:

  1. Должностные лица органов власти, если они помогали скрывать организации доходы или имущество.
  2. Сотрудники банковских и иных организаций, умышленно не исполняющие обязанности по блокировке счетов (ст. 76 НК РФ) или аресту имущества (ст. 77 НК РФ).
  3. Подставные лица, если фактически предпринимательскую деятельность или руководство организацией ведёт другой человек.

Как и во всех случаях, кроме оговоренных особо, уголовная ответственность за эти виды преступлений наступает с 16 лет. Наказанию подлежат как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства, если они по закону обязаны платить российские налоги.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Налоги , Юридические термины

Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nalogovye-prestupleniya.html

Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность

Изменена уголовная ответственность за налоговые преступления

Санкции за неуплату налогов — это налоговое и уголовное наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков и налоговых агентов. Конкретные меры ответственности отличаются в зависимости от состава правонарушения, категории виновного, наличия смягчающих обстоятельств, прочих условий.

Разберемся, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, а в каких случаях за такое нарушение используют санкции, предусмотренные НК РФ.

Когда назначат штраф за неуплату налогов

Для удобства налогоплательщиков каждому сбору посвящена отдельная глава НК РФ. В ней уточняется срок уплаты обязательных платежей, а также санкции за его несоблюдение. Например, налогу на прибыль организаций посвящена глава 25. Согласно ст.

287 НК РФ, юридические лица, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны рассчитываться с бюджетом ежемесячно — до 28 числа месяца, следующего за отчетным.

Для налогоплательщиков, рассчитывающихся поквартально, установлен иной срок — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Другой пример — для плательщиков налога на имущество — граждан.

Владельцы квартир, домов и гаражей расплачиваются с бюджетом раз в год: полностью заплатить за прошлый год необходимо до 1 декабря следующего (ст. 409 НК РФ).

По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа.

То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.

Возьмем те же примеры — налог на прибыль организаций и на имущество для физических лиц. В обоих случаях будут применяться санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.

Штраф за уклонение от уплаты налогов составляет от 20 до 40 процентов суммы, которая своевременно не попала в госказну. Дополнительно нарушителю назначат пени за неуплату налогов.

Правда, их рассчитывают по итогам уплаты самой недоимки, поскольку пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. На основании ст. 75 НК РФ, она составляет:

  • для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
  • для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,

Как материалы попадают к следователям? Существует 2 варианта. Первый (абз. 3 п. 4 ст.

69) — сумма недоимки у налогоплательщика-физического лица превышает 900 000 рублей за последние три года, у налогоплательщика (налогового агента) — организации — 5 млн рублей.

На этом основании документы передают следователям, которые уже изучают причины регулярной неуплаты. Второй вариант (п. 3 ст. 32 НК РФ) — передача материалов в связи с невыполнением требования об уплате обязательного платежа на протяжении двух месяцев.

Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2020), посмотрите в таблицу.

Вид правонарушения, норма УК РФПредусмотренное наказание
Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ).
  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 3 лет.
Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ).
  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.

1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.

2 УК РФ):

  • штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Когда освободят от санкций

Существуют несколько обстоятельств, при которых ни налоговая, ни уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией не наступает. Так, нарушителя не накажут, если он не достиг 16-летнего возраста к моменту совершения преступления. Санкции также не последуют, если истекут сроки давности или не будет доказана вина ИП, гражданина или юридического лица.

Кроме того, освободят от ответственности, если нарушение допущено впервые, а также в случае уплаты недоимки, пени и штрафов до первого судебного заседания по уголовному делу (ст. 28.1 УПК РФ).

Напомним также, что закон запрещает привлекать к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/ugolovnaya-otvetstvennost

Налоговые преступления: изменения в УК РФ

Изменена уголовная ответственность за налоговые преступления
Подписанный в конце прошлого года Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ внес некоторые изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ. Эти поправки затронули в том числе и налоговые преступления.

Речь идет о пункте 11, отменившем такой вид наказания как конфискация имущества, и пунктах 123 и 124 статьи 1 закона, серьезно изменивших подход к налоговым преступлениям.

Так, неуплата взносов в государственные внебюджетные фонды теперь не является преступлением, в то время как неисполнение обязанностей налогового агента может повлечь уголовную ответственность. Нововведения анализируют М.С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России, и А.Р. Назаров, заместитель начальника управления Госнаркоконтроля России.

С какой даты вести отсчет?

Сразу определимся с датой, начиная с которой действуют новшества. Как следует из статьи 5 Закона № 162-ФЗ, он вступает в силу со дня его официального опубликования (за небольшими исключениями). В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.06.

1994 № 5-ФЗ офи-циальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в “Парламентской газете”, “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.

Указанные издания опубликовали текст Закона № 162-ФЗ в следующей последовательности:

  • “Парламентская газета” – 11 декабря 2003 года;
  • “Собрание законодательства Российской Федерации” – 15 декабря 2003 года;
  • “Российская газета” – 16 декабря 2003 года.

Таким образом, интересующие нас поправки действуют с 11 декабря 2003 года. Вместе с тем, необходимо помнить об особенностях действия уголовного закона во времени.

Так, исходя из части 2 статьи 54 Конституции РФ и в соответствии с частью первой статьи 10 УК РФ, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Несколько забегая вперед, отметим, что новые редакции статей 198 и 199 УК РФ, в основном, улучшают положение лиц, совершивших налоговые преступления. В связи с этим, более благоприятные для них новации применимы и к тем деяниям, которые имели место до 11 декабря 2003 года.

“Иной способ”: конец дискуссиям

Одним из наиболее часто критикуемых недостатков прежних редакций статьи 198 УК РФ, и особенно статьи 199 УК РФ, являлось отсутствие конкретики в определении способов совершения преступлений, предусмотренных данными статьями.

Многочисленные факты уголовного преследования за уклонение от уплаты налога, совершенное “иным способом”, приводились в качестве одного из основных аргументов в пользу упразднения федеральных органов налоговой полиции.

Оговоримся сразу: мы не считали и не считаем эти аргументы справедливыми, однако не будем обсуждать проблему, снятую ныне с повестки дня.

В любом случае необходимо признать, что прежняя редакция статьи 199 УК РФ (а точнее сказать, практика ее применения) в первую очередь была направлена против руководителей организаций, имевших крупные суммы налоговой задолженности и направлявших имеющиеся средства на цели, не связанные с уплатой налогов.

Благодаря новым редакциям статей 198 и 199 УК РФ, с 11 декабря 2003 года правоприменители получили четко очерченный (криминализованный) перечень способов уклонения от уплаты налогов:

  • путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
  • путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Неуплата налогов, совершенная иными способами, состава преступления не образует. Более того, дела в отношении лиц, осужденных за уклонение от уплаты налогов “иным способом”, а также аналогичные дела, находившиеся в производстве органов предварительного расследования по состоянию на 11 декабря 2003 года, подлежали пересмотру с учетом изменений, внесенных в УК РФ Законом № 162-ФЗ.

Деятельное раскаяние в новых условиях

Не осталось без внимания и отсутствие в новой редакции статьи 198 УК РФ положения о том, что лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные данной статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Благодаря этой норме подавляющее большинство уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов “иным способом”, прекращалось в связи с деятельным раскаянием обвиняемого.

Отсутствие упоминания в новых редакциях “налоговых” статей УК РФ о возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием на первых порах нередко воспринималось как негативное для виновных лиц обстоятельство.

Однако институт деятельного раскаяния по-прежнему сохранился в статье 75 УК РФ, в связи с чем особой тревоги данное обстоятельство вызывать не должно.

Чтобы читателям было легче ориентироваться в уголовно-правовых хитросплетениях, представим ситуацию в виде таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Перечень налоговых преступлений, предусмотренных УК РФ Максимальное наказание, предусмотренное УК РФ Распределение налоговых преступлений по категориям преступлений (статья 15 УК РФ) Возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
часть 1 статьи 198до 1 годанебольшой тяжестиДА
часть 2 статьи 198до 3 летсредней тяжестиДА
часть 1 статьи 199до 2 летнебольшой тяжестиДА
часть 2 статьи 199до 6 леттяжкоеНЕТ
часть 1 статьи 199.1до 2 летнебольшой тяжестиДА
часть 2 статьи 199.1до 6 леттяжкоеНЕТ
статья 199.2до 5 летсредней тяжестиДА

Как видим, в отношении большинства (пять из семи) видов налоговых преступлений законодательство по-прежнему сохраняет возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Только лицам, совершившим тяжкие преступления, а также ранее совершившим преступления, не приходится рассчитывать на подобное снисхождение.

Определение размера неуплаты налогов

Существенным отличием новых редакций статей 198 и 199 УК РФ, а также статьи 199.

1 УК РФ от прежних “налоговых” составов является отказ от использования в качестве критерия крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов минимального размера оплаты труда.

Тем самым положен конец спорам о том, какой датой должен определяться такой размер в случае его изменения. Однако не возьмемся утверждать, что новые критерии просты и доступны для понимания.

Законодатель не просто заменил минимальные размеры оплаты труда на твердые денежные суммы, а поставил понятие крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов в зависимость от общей суммы подлежащих уплате сумм налогов, сделав тем самым наступление уголовной ответственности более гибким.

Ведь не секрет, что одна и та же сумма налога для небольшой фирмы и для крупного предприятия имеет совершенно разное значение. Вместе с тем, законодатель установил и такие суммы неуплаченных налогов, при которых общая сумма подлежащих уплате налогов не имеет значения для квалификации тяжести деяния (см. таблицу 2).

Следует иметь в виду, что размеры неуплаченных налогов исчисляются в пределах трех финансовых лет подряд.

Таблица 2

Перечень налоговых преступлений, предусмотренных УК РФ Критерии крупного размера неуплаченного налога Критерии особо крупного размера неуплаченного налога С учетом общей суммы налогов Без учета общей суммы налогов С учетом общей суммы налогов Без учета общей суммы налогов
Статья 198более 100 тыс. руб. и более 10 % общей суммы налоговболее 300 тыс. руб.более 500 тыс. руб. и более 20 % общей суммы налоговболее 1 млн. руб.
Статьи 199 и 199.1более 500 тыс. руб. и более 10 % общей суммы налоговболее 1,5 млн. руб.более 2 млн. руб. и более 20 % общей суммы налоговболее 7 млн. руб.

Неуплата взносов во внебюджетные фонды

Источник: https://buh.ru/articles/documents/13560/

Об уголовной ответственности за налоговые преступления

Изменена уголовная ответственность за налоговые преступления

15.03.2017

действительный государственный советник РФ 3 класса

Самым суровым видом ответственности для физического лица является уголовная ответственность. Практика показывает, что в вопросах выявления схем уклонения от уплаты налогов, возмещения причиненного бюджетной системе ущерба налоговые органы активно взаимодействуют со следственными органами, органами дознания.

Некоторым вопросам привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и другие преступления, связанные с налогообложением, посвящено интервью с экспертом.

— В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?

Согласно статье 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации состоит в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, внесении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Примерами уклонения являются:

  • использование фиктивных документов о расчетах с фирмами-однодневками для применения налоговых вычетов по НДС;
  • представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с заведомо ложными сведениями о расходах по мнимым сделкам;
  • занижение объема реализованной продукции в декларации по акцизам.

— Кто привлекается к ответственности?

Некоторые вопросы применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64.

К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

К числу субъектов преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

— Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?

Не секрет, что руководство юридическим лицом может де-факто осуществляться бенефициаром (в частности, лицом, у которого преобладающее участие в уставном капитале, в том числе через цепочку зависимых лиц).

В этом случае вопросы об ответственности могут рассматриваться с учетом роли каждого лица в совершении преступления. При наличии соответствующих фактических обстоятельств директор может быть привлечен к уголовной ответственности как исполнитель преступления, а фактический руководитель как организатор, подстрекатель или пособник (статьи 33, 34 УК РФ).

Следует обратить внимание, что в ситуации c фактическим руководителем взаимодействие, основанное на власти – подчинении строится на неформальных отношениях при отсутствии приказа, распоряжения — документов, адресованных исполнителю.

— Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?

В силу пункта 2 статьи 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, согласно статье 61 УК РФ относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Такая зависимость может иметь место в ситуации понуждения со стороны бенефициара организации к совершению незаконных действий ее руководителем.

Но подтвердить документально такие факты достаточно сложно.

— Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?

В настоящее время никакой специфики в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям, как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, нет.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета (пункт 2 статьи 151 УПК РФ).

Не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем Следственного комитета должно быть принято процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела.

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (статья 162 УПК РФ).

Согласно статье 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (пункт 2 статьи 175 УПК РФ).

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (статья 215 УПК РФ).

По ранее действовавшей редакции статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, служили только материалы, которые были направлены налоговыми органами. Данные положения признаны утратившими силу Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ.

С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела может стать, в том числе заявление гражданина или сообщение любой организации.

На практике основной повод – это материалы проведенных мероприятий оперативно-розыскной деятельности.

Причем, налоговые органы могут направлять в органы внутренних дел необходимые сведения для сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков преступления.

— Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?

Такая ситуация возможна. Налоговый орган участвует в процедуре рассмотрения сообщения о преступлениях. Причем, он является вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете.

В ответ на полученные от следователя материалы о преступлении, налоговый орган констатирует текущую ситуацию в отношении налогоплательщика: налоговая проверка была, проверка идет, проверки не было.

Участие налогового органа носит содержательный характер только в случае проведения в предшествующем периоде проверки налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

1 УК РФ, суд должен выяснить, направил ли следователь в соответствии с требованиями части 7 статьи 144 УПК РФ в трехсуточный срок в налоговый орган копию полученного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или информация, предусмотренные частью 8 статьи 144 УПК РФ.

Но при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь не обязан дожидаться получения заключения или информации налогового органа, иными словами, может сразу возбудить уголовное дело.

Непроведение налоговой проверки, более того, принятие по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения, в котором отсутствует выявленная недоимка и подлежащий уплате штраф, не являются препятствиями для возбуждения уголовного дела.

Обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа также не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела (приказ Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).

Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

Если по результатам проверки суд устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

1 УК РФ, принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необоснованным.

В этом случае суд обязывает следователя устранить допущенное нарушение закона.

— Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?

Да, положения пункта 3 статьи 32 НК РФ сохранились без изменений. Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если налогоплательщик в течение двух месяцев не исполняет требование об уплате налога (сбора), и размер неуплаченных сумм указывает на наличие признаков преступления.

В данном случае имеется в виду неисполнение требований, которые направлены на основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сопроводительном письме налоговый орган должен отразить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (письмо ФНС от 06.06.2012 № АС-4-2/9338@).

Источник: https://taxcom.ru/about/news/ug_otv/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: