Иерархия в судебной практике

Содержание
  1. Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе. Суд как орган судебной власти
  2.  Полномочия судебных органов власти включают:
  3. Суд как орган судебной власти
  4. Специфика суда как органа судебной власти:
  5. Инстанции судов: виды инстанций, описание, понятие, особенности
  6. Что такое судебная инстанция?
  7. Виды и отличия судебных инстанций
  8. Первая инстанция
  9. Вторая инстанция
  10. Третья инстанция
  11. Четвёртая инстанция
  12. Особенности функционирования каждой инстанции
  13. Принцип единообразия судебной практики
  14. Нарушение единообразия судебной практики и его последствия 
  15. Проблема источников единого правоприменения 
  16. понятия правовой позиции вышестоящего суда 
  17. Пересмотр дел после изменения правовой позиции КС РФ или ВС РФ 
  18. Принцип единообразия судебной практики в арбитражном процессе
  19. Нарушение единообразия судебной практики и его последствия
  20. Проблема источников единого правоприменения
  21. понятия правовой позиции вышестоящего суда
  22. Иерархия нормативно правовых актов рф по юридической силе решение суда | Госправо
  23. Иерархия нормативно-правовых актов как источников гражданского права6
  24. Юридическая сила актов Президента
  25. 4.Иерархия нормативных правовых актов
  26. Конституция в иерархии нормативных актов
  27. Правовая система Российской Федерации
  28. Нормативно-правовые акты и их классификация
  29. Нарушение единообразия судебной практики для отмены
  30. Пленум ВС и единство судебной практики 

Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе. Суд как орган судебной власти

Иерархия в судебной практике

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

  • по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
  • по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);
  • нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
  • контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

 Полномочия судебных органов власти включают:

  1. основные (исключительные):
    • осуществление правосудия;
    • конституционный контроль;
  2. вспомогательные:
    • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;
    • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
    • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
    • участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате дея­тельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представи­телей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу су­дебной власти.

Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации».

Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимо­связей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)

Суд как орган судебной власти

Неотъемлемое свойство судебной власти зак­лючается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государствен­ные органы во многом отличаются от других государственных орга­нов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике судебных полномо­чий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной вла­стью.

Специфика суда как органа судебной власти:

1) суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры;

В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры. В идеале, её реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разре­шать по существу отнесенные к их ведению дела.

Достижению дан­ной цели должна содействовать, в частности, система особых защит­ных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возмож­ность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался не способным достойно нести звание судьи.

2) независимость судов при осуществлении основных функций (пра­восудия либо конституционного контроля);

Существенным моментом, характеризующим органы судебной вла­сти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций.

При­нятие ими решений по конкретным делам должно быть ограждено от посторон­него влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны исполнительной власти или вышесто­ящих судебных инстанций).

Однако при всем различии  органы государственной власти должны взаи­модействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достиже­нии общих целей.

Суды, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и ис­полнительных органов.

Они вправе, скажем, признать закон неконсти­туционным, а решение исполнительного органа — незаконным.

С дру­гой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практи­чески почти полностью зависеть от исполнительных органов, прежде всего Министерства юстиции РФ и подчиненных ему органов и уч­реждений.

3) особый порядок (про­цедура) деятельности.

Специфика суда как органа судебной власти (или судебного органа власти) состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (про­цедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рас­смотрении им подведомственных дел и вопросов.

Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.

Он ос­нован на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вы­несении решений, равноправии сторон, участвующих в разбиратель­стве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.

Установленные для законодательных и исполнительных органов про­цедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных орга­нах правила принятия решений и т. д.) не обладают той тщательнос­тью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотре­ния и разрешения дел в судах.

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

  • конституционное судопроизводство;
  • гражданское судопроизводство;
  • арбитражное судопроизводство;
  • уголовное судопроизводство;
  • административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Кон­ституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-polnomochiy-sudebnoy-vlasti-na-sovremennom-etape-sud-kak-organ-sudebnoy-vlasti

Инстанции судов: виды инстанций, описание, понятие, особенности

Иерархия в судебной практике

Последнее обновление: 03.03.2020

При обращении в суд каждая из сторон надеется, что положительное решение их спора будет принято на первом же заседании. В реальности таких дел не так много, как хотелось бы всем участникам процесса. Значительная часть споров пересматривается сначала в апелляционном порядке, а иногда даже передается в суд кассационной инстанции.

Что такое судебная инстанция?

По своей сути судебная инстанция – это не орган или подразделение судебной системы РФ, а функция, которую они уполномочены исполнять. В России действует четыре инстанции, закон №1-ФКЗ от 1996 года:

  • первая;
  • апелляционная;
  • кассационная;
  • надзорная.

Исходя из правил судопроизводства в РФ, дела должны рассматриваться в строгой последовательности:

  1. В первой инстанции по существу (в обязательном порядке).
  2. В апелляционном, а затем кассационном порядке (если соблюдены сроки обращения с апелляцией). Если апелляцию не подавали, то остается возможность обращения с кассацией.
  3. В порядке надзора. Оценку законности проводит Президиум ВС РФ.

Функции и градация судебных инстанций

Виды и отличия судебных инстанций

Человеку, впервые обращающемуся в суд, нужно четко разделять понятия юрисдикции, подсудности и инстанции:

  • юрисдикция – полномочия отдельного суда рассматривать дела разной направленности (гражданские споры, уголовные деяния, разбор разногласий между субъектами хозяйствования);
  • подсудность – иск должен быть направлен по территориальности (в некоторых делах это только место нахождения ответчика, а в отдельных – допускается обращаться по адресу регистрации истца);
  • инстанция – иск, жалоба или представление могут быть направлены в суды разной юрисдикции, если они имеют право выполнять ту функцию, которая необходима заявителю (рассматривать апелляцию, кассационную или надзорную жалобу).

Один и тот же судебный орган может выполнять роль одновременно нескольких инстанций (к примеру, Верховный Суд России совмещает сразу четыре функции). Для того чтобы разобраться в полномочиях разных ступеней в инстанционной судебной иерархии, нужно понимать общую суть каждой и различия между ними.

В зависимости от вида рассматриваемого дела, один и тот же орган может выступать как судом первой инстанции, так и апелляционной или кассационной инстанцией

Первая инстанция

Первая инстанция – начало любого судебного разбирательства. Заявление о предъявлении иска или о вынесении судебного приказа рассматривается судьей на предмет:

  • обстоятельств дела;
  • наличия либо отсутствия признаков преступления или правонарушения;
  • установления виновности конкретного ответчика.

Судьи рассматривают и изучают доказательства, оценивают возможность их процессуального применения, вызывают свидетелей, экспертов, прочих участников дела.

Важно! В различных случаях судом первой инстанции может выступать даже Верховный Суд России, ст. 2 закона №3-ФКЗ.

Вторая инстанция

Вторым этапом рассмотрения спора является апелляция – повторное разбирательство по делу, по которому уже вынесено решение. Начать апелляционное обжалование необходимо до момента вступления в силу постановления суда первой инстанции (обычно это происходит в течение месяца).

При апелляционном обжаловании суд второй инстанции заново рассматривает все детали и доказательства

Порядок подачи апелляционного представления определяется в соответствии с процессуальными нормативами РФ:

В 2019 году судебные органы общей юрисдикции были реформированы в части порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. В частности, законом №1-ФКЗ от 2011 (глава 2.2) года введены в действие Апелляционные суды общей юрисдикции. В их компетенцию входят представления и жалобы по спорам, проигранным в верховных судах субъектов федерации.

Как и прежде, в полномочии суда апелляционной инстанции в уголовном, гражданском и уголовном процессах осталось право:

  • отменить первое решение;
  • оставить его без изменений;
  • отменить постановление или приговор частично;
  • оставить обращение без рассмотрения (к примеру, если срок для подачи жалобы уже пропущен, и решение вступило в законную силу).

Важно! В процессе апелляционного обжалования происходит повторное рассмотрение дела, с изучением вещественных доказательств и подробностей дела. С октября 2019 года вновь образованные Апелляционные суды могут рассматривать также дела по вновь открывшимся свидетельствам и обстоятельствам.

Третья инстанция

В отношении постановлений и приговоров, вступивших в законную силу, может быть инициировано кассационное разбирательство. Податель жалобы может пропустить процесс апелляционного разбирательства.

Кассация затрагивает исключительно вопросы законности и справедливости решения, вынесенного в судах первой и второй инстанций. Изучение доказательств по делу и опрос участников процесса не производится. Изучаются только выводы суда и правильность применения правовых норм.

В кассационной жалобе можно указать:

  • на ошибку в применении норма права, которая имела существенное влияние на исход дела (с приведением убедительных доводов);
  • на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших ранее в процессе.

Кассационный суд не может оценивать или основываться на обстоятельствах и доказательствах, которые не были представлены судье первой инстанции (или во время апелляции).

С 2019 года в России действует 9 Кассационных судебных подразделений, глава 2.1 закона №1-ФКЗ от 2011 года.

Их обязанность – рассматривать жалобы по делам общей юрисдикции в порядке кассации, а также по вновь представленным или раскрывшимся обстоятельствам.

Данная реформа позволила избежать ситуаций, когда апелляционную и кассационную жалобы по одному делу рассматривает один и тот же судебный орган.

Четвёртая инстанция

Верховный суд является наивысшей инстанцией

Наивысшей и исключительной ступенью судебного производства принято считать надзорную инстанцию. В порядке надзора решения и приговоры, вступившие в силу, рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ. Надзорная функция может распространяться на дела практически любой юрисдикции:

  • на уголовные – в порядке, предусмотренном главой 48.1 УПК (по приговорам, вынесенным Апелляционной коллегией ВС, кассационным решениям Судебных коллегий по уголовным делам и делам военнослужащих, постановления Президиума ВС);
  • на гражданские – согласно главе 41.1 ГПК (надзору подлежат определения ВС РФ, если дело рассматривалось в нем изначально, определения Судебных коллегий ВС по гражданским спорам и делам военных, Апелляционной коллегии ВС);
  • на арбитражные – в порядке, описанном в главе 36.1 АПК (Президиум ВС рассматривает решения Судебных коллегий, принятые в порядке первого рассмотрения, апелляционного или кассационного обжалования);
  • на административные – в соответствии с главой 36 КАС (по определениям Судебной коллегии по административным правонарушениям, принятые в первичном рассмотрении, в порядке апелляции или кассации).

Порядок рассмотрения дел судами разных инстанций

Особенности функционирования каждой инстанции

В схеме судов общей юрисдикции одно и то же структурное подразделение может выступать в роли разных инстанций.

Подразделение судебной системыРассматривают споры в качестве и порядке
первой инстанцииапелляционного обжалованиякассационного рассмотрения
Мировой судьяО разводе (без детей), имущественные споры (цена иска менее 50 000 руб.), выдача приказов до 500 000 руб, об административных нарушениях и уголовных проступках (если максимальное наказание не более 3 лет заключения)Нет полномочий
Районный судГражданские неимущественные и имущественные споры, уголовные дела, вопросы наследства и разводы (если есть дети), административные и трудовые спорыПересматривают решения мировых судейНет полномочий
Суды областные, субъектов федерации, краев, автономных округов и областейВсе гражданские споры, дела о сохранности гостайны, часть вопросов об админнарушенияхВ отношении решений районных судов по территориальностиПолномочия переданы в Кассационные суды, ст. 23.2 закона №1-ФКЗ
Верховный судЭкономические споры между федеральными властями и органами субъектов России, а также высшими органами госуправления РФВ Апелляционной палате рассматриваются решения, принятые ВС РФ, если дела изначально рассматривались в одной из Судебных коллегий ВСВ отношении решений, принятых высшими судебными органами субъектов РФ, а также решений других судов, если другие способы обжалования уже исчерпаны

Решения арбитражных судов первой инстанции проходят свой путь обжалования. По данной категории дел работают свои Арбтражные апелляционные суды (ст. 33.1 закона №1-ФКЗ от 1995 года), а кассации рассматриваются в Арбитражных судах округов (всего их 10 по всей России, ст. 24 закона №1-ФКЗ от 1995 года).

Для обжалования решений арбитражных судов предусмотрен отдельный порядок

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/sudebnaya-instanciya/

Принцип единообразия судебной практики

Иерархия в судебной практике

Принцип единообразия судебной практики не отнесен законодателем к числу основных принципов построения судебной системы, в отличие от принципа независимости судей (ст. 120 Конституции РФ).

Самостоятельность судьи на момент принятия высшего закона страны представлялась гарантией индивидуального, как наиболее верного, правоприменения, главной целью было исключение административного давления на суд.

Но принцип единства судебной практики является одной из гарантий стабильности правоотношений: толкование правовых норм должно быть предсказуемым для их участников, законы должны действовать равно и одинаково для всех. Меры, которыми обеспечивается единообразие судебной практики, можно представить в виде таблицы. 

Мера
1. Организационные
Инстанционное построение судебной системыКаждая следующая инстанция проверяет постановления нижестоящих
Единство высшего судебного органаПосле упразднения ВАС был образован единый ВС РФ, призванный унифицировать применение гражданского права в двух ветвях цивилистического процесса
2. Нормативно-правовое обеспечение
Ст. 126 Конституции РФНаделяет ВС РФ полномочиями по осуществлению судебного надзора и даче разъяснений
Подп. 1 ч. 7 ст. 2 закона «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (далее — ФКЗ)Обязывает ВС РФ давать разъяснения, обеспечивающие единство судебной практики в части применения законодательства РФ
Ст. 270 АПК РФ, ст. 330 ГПК РФ, ст. 310 КАС РФ и др.Нормы процессуальных кодексов, устанавливающие пересмотр судебных актов:в случае нарушения единообразия судебной практики при толковании и применении норм права;при изменении единого подхода

 Обязанность по даче разъяснений судам законом возложена на Пленум ВС РФ (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФКЗ).

Нарушение единообразия судебной практики и его последствия 

Первой линией защиты единства правоприменения является апелляционная инстанция, которая обязана отменять судебные акты при неправильном толковании или применении норм (ст. 270 АПК РФ, ст. 330 ГПК РФ, ст. 310 КАС РФ, ст. 389.17, 389.18 УПК РФ).

Нарушения ранжируются по степени их значимости для результата проверки:

  • Не влекут отмену решения процессуальные нарушения, не приведшие к вынесению неправильного решения (т. е. не помешавшие выяснить все обстоятельства и применить нужные материальные нормы), — несущественные в терминологии УПК РФ. ГПК РФ выделяет из общей массы нарушений формальные, не повлекшие по существу неправильный результат по делу.
  • Являются основанием для отмены решения процессуальные и материальные нарушения: нормативное несоответствие и неверное толкование норм. 

На уровне кассации основания для пересмотра судебных актов сформулированы более узко.

В таком качестве в большинстве видов процессов признают существенные нарушения материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела (ст. 401.15 УПК РФ, ст. 328 КАС РФ, ст. 387 ГПК РФ). Только в ст.

 288 АПК РФ нет указания на существенность и имеется закрытый перечень процессуальных нарушений, которые влекут отмену решения в любом случае.

Наконец, при пересмотре в порядке надзора в цивилистических процессах основанием для отмены судебных актов прямо указано нарушение единообразия толкования и применения норм права (ст. 308.8 АПК РФ, ст. 341 КАС РФ, ст. 391.9 ГПК РФ), в уголовном процессе — существенное нарушение, повлиявшее на исход дела (ст. 412.9 УПК РФ).

Рекомендуем также к прочтению статью на сайте КонсультантПлюс о дисицплинарной ответственности судей за нарушение единообразия судебной практики. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Проблема источников единого правоприменения 

Проблемы единообразия судебной практики во многом являются следствием неопределенности источников — актов судебного толкования:

  1. Проблема форм официального толкования. Как было сказано выше, ФКЗ установил только один источник (форму) официального толкования — разъяснения Пленума ВС РФ. Но есть и постановления Президиума ВС РФ, обзоры судебной практики, определения кассационных коллегий ВС РФ — итоговые документы рассмотрения дела по существу, вынесенные судьями (т. н. отказные определения). Значение этих источников толкования законом не установлено. Некоторые из них перечислены в постановлении Президиума ВС РФ от 23.03.2005 № 25ПВ04 и др., однако правовой статус этого документа для руководства нижестоящими судами тоже не определен.
  2. Проблема применимости толкования. В отличие от системы общего права, при отсутствии официально признанного источника в виде судебного прецедента (см. подробнее в статье «Что такое судебный или юридический/правовой прецедент?») нет теоретических и практических рекомендаций по выделению в официально публикуемой практике обязательной части, что дезориентирует как судей, так и участников отношений.
  3. Обратная иерархия при учете судебной практики. Статистически вероятность отмены решения выше в апелляции, чем в надзоре, поскольку не все дела доходят даже до кассации. Следовательно, суд ориентируется в большей степени на практику апелляционного суда, нежели на ВС РФ. Формируется самостоятельная окружная и апелляционная практика. 

Высшие суды решают перечисленных вопросы путем применения правовых позиций.

понятия правовой позиции вышестоящего суда 

В прецедентной системе судами применяется ratio decidendi судебного акта (выводы, имеющие юридическое значение). В отечественной правоприменительной практике в последние десятилетия приобрел известность термин «правовая позиция» (в советские времена использовалось выражение «правоположение»).

Анализ показывает, что в мотивировочной части судебных актов ВС РФ аргументация строится со ссылкой на правовые позиции, содержащиеся в постановлениях и определениях КС РФ, постановлениях Пленума ВС и ВАС, постановлениях Президиума ВС и ВАС, определениях коллегий ВС РФ, вынесенных после рассмотрения дела по существу.

понятия «правовая позиция» не определено ни законодательством, ни судебной практикой. Доктринально оно толкуется как система суждений, выражающая понимание норм; суждение о мотивах предпочтения той или иной нормы и др.

Однако если изучить закон «О Конституционном суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (далее — закон о КС РФ), можно сделать некоторые выводы о том, в каком значении нужно понимать это выражение. Словосочетание «правовая позиция» в судебных актах восходит именно к этому закону. Сейчас оно используется в ст. 29, 47.1 закона о КС РФ.

В частности, указано, что в решении КС РФ находит выражение правовая позиция его судей. Ранее в ст. 79 закона о КС РФ также шла речь о применении правовой позиции КС РФ, сейчас говорится о применении норм в его истолковании.

Можно сделать вывод о том, что именно правовая позиция — то суждение, в котором находит выражение истолкование правовой нормы высшим судом.

Пересмотр дел после изменения правовой позиции КС РФ или ВС РФ 

Правовые позиции имеют разное значение. Такой вывод следует из норм процессуальных кодексов, предусматривающих возможность пересмотра только по таким новым обстоятельствам общего характера (т. е.

не относящимся непосредственно к данному делу, ст. 311 АПК РФ, ст. 392 ГПК РФ, ст.

 350 КАС РФ), как определение или изменение практики применения нормы, при наличии прямого указания на возможность пересмотра в постановлении:

  • Пленума ВС РФ;
  • Президиума ВС РФ. 

В остальных случаях определение правовой позиции ВС РФ может быть основанием для пересмотра только в пределах, установленных соответствующими процессуальными нормами (см.

выше) на уровне апелляции, кассации, надзора.

О невозможности признания новым обстоятельством правовой позиции, изложенной в определении коллегии ВС РФ по другому делу, сказано в резолютивной части постановления КС РФ от 17.10.2017 №с24-П.

Источник: https://rusjurist.ru/sudebnaya_praktika/princip_edinoobraziya_sudebnoj_praktiki/

Принцип единообразия судебной практики в арбитражном процессе

Иерархия в судебной практике

Принцип единообразия судебной практики не отнесен законодателем к числу основных принципов построения судебной системы, в отличие от принципа независимости судей (ст. 120 Конституции РФ).

Самостоятельность судьи на момент принятия высшего закона страны представлялась гарантией индивидуального, как наиболее верного, правоприменения, главной целью было исключение административного давления на суд.

Но принцип единства судебной практики является одной из гарантий стабильности правоотношений: толкование правовых норм должно быть предсказуемым для их участников, законы должны действовать равно и одинаково для всех. Меры, которыми обеспечивается единообразие судебной практики, можно представить в виде таблицы.

Инстанционное построение судебной системы

Каждая следующая инстанция проверяет постановления нижестоящих

Единство высшего судебного органа

После упразднения ВАС был образован единый ВС РФ, призванный унифицировать применение гражданского права в двух ветвях цивилистического процесса

2. Нормативно-правовое обеспечение

Ст. 126 Конституции РФ

Наделяет ВС РФ полномочиями по осуществлению судебного надзора и даче разъяснений

Подп. 1 ч. 7 ст. 2 закона «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (далее — ФКЗ)

Обязывает ВС РФ давать разъяснения, обеспечивающие единство судебной практики в части применения законодательства РФ

Ст. 270 АПК РФ, ст. 330 ГПК РФ, ст. 310 КАС РФ и др.

Нормы процессуальных кодексов, устанавливающие пересмотр судебных актов:

в случае нарушения единообразия судебной практики при толковании и применении норм права;

при изменении единого подхода

Обязанность по даче разъяснений судам законом возложена на Пленум ВС РФ (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФКЗ).

Нарушение единообразия судебной практики и его последствия

Первой линией защиты единства правоприменения является апелляционная инстанция, которая обязана отменять судебные акты при неправильном толковании или применении норм (ст. 270 АПК РФ, ст. 330 ГПК РФ, ст. 310 КАС РФ, ст. 389.17, 389.18 УПК РФ).

Нарушения ранжируются по степени их значимости для результата проверки:

  • Не влекут отмену решения процессуальные нарушения, не приведшие к вынесению неправильного решения (т. е. не помешавшие выяснить все обстоятельства и применить нужные материальные нормы), — несущественные в терминологии УПК РФ. ГПК РФ выделяет из общей массы нарушений формальные, не повлекшие по существу неправильный результат по делу.
  • Являются основанием для отмены решения процессуальные и материальные нарушения: нормативное несоответствие и неверное толкование норм.

На уровне кассации основания для пересмотра судебных актов сформулированы более узко.

В таком качестве в большинстве видов процессов признают существенные нарушения материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела (ст. 401.15 УПК РФ, ст. 328 КАС РФ, ст. 387 ГПК РФ). Только в ст.

288 АПК РФ нет указания на существенность и имеется закрытый перечень процессуальных нарушений, которые влекут отмену решения в любом случае.

Наконец, при пересмотре в порядке надзора в цивилистических процессах основанием для отмены судебных актов прямо указано нарушение единообразия толкования и применения норм права (ст. 308.8 АПК РФ, ст. 341 КАС РФ, ст. 391.9 ГПК РФ), в уголовном процессе — существенное нарушение, повлиявшее на исход дела (ст. 412.9 УПК РФ).

Проблема источников единого правоприменения

Проблемы единообразия судебной практики во многом являются следствием неопределенности источников — актов судебного толкования:

  1. Проблема форм официального толкования. Как было сказано выше, ФКЗ установил только один источник (форму) официального толкования — разъяснения Пленума ВС РФ. Но есть и постановления Президиума ВС РФ, обзоры судебной практики, определения кассационных коллегий ВС РФ — итоговые документы рассмотрения дела по существу, вынесенные судьями (т. н. отказные определения). Значение этих источников толкования законом не установлено. Некоторые из них перечислены в постановлении Президиума ВС РФ от 23.03.2005 № 25ПВ04 и др., однако правовой статус этого документа для руководства нижестоящими судами тоже не определен.
  2. Проблема применимости толкования. В отличие от системы общего права, при отсутствии официально признанного источника в виде судебного прецедента (см. подробнее в статье «Что такое судебный или юридический/правовой прецедент?») нет теоретических и практических рекомендаций по выделению в официально публикуемой практике обязательной части, что дезориентирует как судей, так и участников отношений.
  3. Обратная иерархия при учете судебной практики. Статистически вероятность отмены решения выше в апелляции, чем в надзоре, поскольку не все дела доходят даже до кассации. Следовательно, суд ориентируется в большей степени на практику апелляционного суда, нежели на ВС РФ. Формируется самостоятельная окружная и апелляционная практика.

Высшие суды решают перечисленных вопросы путем применения правовых позиций.

понятия правовой позиции вышестоящего суда

В прецедентной системе судами применяется ratio decidendi судебного акта (выводы, имеющие юридическое значение). В отечественной правоприменительной практике в последние десятилетия приобрел известность термин «правовая позиция» (в советские времена использовалось выражение «правоположение»).

Анализ показывает, что в мотивировочной части судебных актов ВС РФ аргументация строится со ссылкой на правовые позиции, содержащиеся в постановлениях и определениях КС РФ, постановлениях Пленума ВС и ВАС, постановлениях Президиума ВС и ВАС, определениях коллегий ВС РФ, вынесенных после рассмотрения дела по существу.

понятия «правовая позиция» не определено ни законодательством, ни судебной практикой. Доктринально оно толкуется как система суждений, выражающая понимание норм; суждение о мотивах предпочтения той или иной нормы и др.

Однако если изучить закон «О Конституционном суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (далее — закон о КС РФ), можно сделать некоторые выводы о том, в каком значении нужно понимать это выражение. Словосочетание «правовая позиция» в судебных актах восходит именно к этому закону. Сейчас оно используется в ст. 29, 47.1 закона о КС РФ.

В частности, указано, что в решении КС РФ находит выражение правовая позиция его судей. Ранее в ст. 79 закона о КС РФ также шла речь о применении правовой позиции КС РФ, сейчас говорится о применении норм в его истолковании.

Можно сделать вывод о том, что именно правовая позиция — то суждение, в котором находит выражение истолкование правовой нормы высшим судом.

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/princip-edinoobrazija-sudebnoj-praktiki-v.html

Иерархия нормативно правовых актов рф по юридической силе решение суда | Госправо

Иерархия в судебной практике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Иерархия нормативно правовых актов рф по юридической силе решение суда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений.

Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

Иерархия нормативно-правовых актов как источников гражданского права6

Нормативно-правовые акты, не утратившие силу, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, НЕ противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека).

Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. Вместе с тем судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами.

Юридическая сила актов Президента

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязательны для всех судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

При подготовке проектов нормативных правовых актов правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по данным проектам с привлечением заинтересованных органов, организаций и граждан.

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

4.Иерархия нормативных правовых актов

Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике.

Каждая статья (пункт), а также главы и разделы нормативного правового акта имеют порядковый номер. Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта.

В случае издания Президентом Российской Федерации указов, восполняющих пробелы в сфере регулирования федеральными законами, Президент Российской Федерации в месячный срок вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы соответствующие проекты федеральных законов.

Инфо Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу.

В статье 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 года установлено, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.

Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов.

В статье 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 года установлено, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.

Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов.

Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч. 6 ст.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России.

Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения, которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

Юридическая сила нормативных правовых актов, казалось бы, достаточно простой теоретический вопрос, но и здесь имеются свои нюансы.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ).

Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Итак, под иерархией нормативных правовых актов следует понимать правовое положение всех видов нормативных правовых актов по юридической силе, где Конституция Российской Федерации обладает наивысшей юридической силой.

К таковым можно отнести как правовые акты, по юридической силе более сильные, так и второстепенные. Яркими примерами специализированных нормативных актов являются многие кодексы (гражданский, уголовный административный, семейный) — данные законы регламентируют осуществление правоотношения в какой-либо конкретной сфере.

Классификация актов В законодательстве существует определенная классификация нормативных актов по различным критериям.

Конституция в иерархии нормативных актов

В этом случае система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место.

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием.

Однако такие ситуации встречались крайне редко и относились к аномальным явлениям правовой действительности, на которые нельзя ориентироваться при выявлении правовой природы руководящих разъяснений судебных пленумов. Подавляющее большинство указанных разъяснений по своей правовой природе представляют собой судебное толкование действующего законодательства.

Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Правовая система Российской Федерации

Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в павах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему Конституцией или другими законами.

Например, к ним относятся Указы от 2 марта 1994 г. и от 1 июня 1995 г., которыми утверждено Положение о государственных наградах в РФ.

Далее после Конституции РФ по юридической силе следуют федеральные конституционные законы. Их очень небольшое количество. Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Президент имеет право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы.

Нормативно-правовые акты и их классификация

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Исторически сложилось, что в каждой стране, которая обладает правовой системой, существует строгая иерархия, то есть система соподчиненности.

Тем самым сложившаяся иерархия нормативно-правовых актов имеет огромное значение для урегулирования процессов правотворчества и правоприменения с целью поддержания принципа законности и конституционности.

Источник: https://sparkolpack.ru/dokumenty/3289-ierarkhiya-normativno-pravovykh-aktov-rf-po-yuridicheskoy-sile-reshenie-suda.html

Нарушение единообразия судебной практики для отмены

Иерархия в судебной практике

Пленум ВС и единство судебной практики

Нарушение единообразия судебной практики и его последствия

Проблема источников единого правоприменения

понятия правовой позиции вышестоящего суда

Пересмотр дел после изменения правовой позиции КС РФ или ВС РФ

Обеспечение единообразия

Пленум ВС и единство судебной практики 

Принцип единообразия судебной практики не отнесен законодателем к числу основных принципов построения судебной системы, в отличие от принципа независимости судей (ст. 120 Конституции РФ).

Самостоятельность судьи на момент принятия высшего закона страны представлялась гарантией индивидуального, как наиболее верного, правоприменения, главной целью было исключение административного давления на суд.

Но принцип единства судебной практики является одной из гарантий стабильности правоотношений: толкование правовых норм должно быть предсказуемым для их участников, законы должны действовать равно и одинаково для всех. Меры, которыми обеспечивается единообразие судебной практики, можно представить в виде таблицы. 

Мера

1. Организационные

Инстанционное построение судебной системы
Каждая следующая инстанция проверяет постановления нижестоящих

Единство высшего судебного органа
После упразднения ВАС был образован единый ВС РФ, призванный унифицировать применение гражданского права в двух ветвях цивилистического процесса

2. Нормативно-правовое обеспечение

Ст. 126 Конституции РФ
Наделяет ВС РФ полномочиями по осуществлению судебного надзора и даче разъяснений

Подп. 1 ч. 7 ст. 2 закона «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (далее — ФКЗ)
Обязывает ВС РФ давать разъяснения, обеспечивающие единство судебной практики в части применения законодательства РФ

Ст. 270 АПК РФ, ст. 330 ГПК РФ, ст. 310 КАС РФ и др.
Нормы процессуальных кодексов, устанавливающие пересмотр судебных актов:в случае нарушения единообразия судебной практики при толковании и применении норм права;при изменении единого подхода

 Обязанность по даче разъяснений судам законом возложена на Пленум ВС РФ (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФКЗ).

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: