Гарантии возврата возмещенного НДС: практика проведения операций

Содержание
  1. Почему не возвращают НДС и как доказать право на вычет
  2. Причины отказа
  3. Судебная практика
  4. Льготы по налогу влияют на вычет
  5. Необоснованная налоговая выгода
  6. Фирмы-«однодневки»
  7. Итого: проверять контрагента перед сделкой — важно
  8. Банковская гарантия на возмещение НДС
  9. Кто может использовать заявительный порядок?
  10. Зачем нужна банковская гарантия?
  11. Требования к банковской гарантии
  12. Срок действия гарантии
  13. Порядок применения «ускоренного» возмещения
  14. Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения
  15. Подача в налоговый орган декларации по НДС
  16. Камеральная проверка
  17. Вынесение решения
  18. Возврат НДС на расчетный счет
  19. 2. Проблемы возмещения НДС (ошибки и пути решения)
  20. Документы для возмещения НДС оформлены с нарушениями
  21. Хозяйственные операции не являются реально совершенными
  22. Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах
  23. О требованиях к банковской гарантии, применяемой для заявительного порядка возмещения ндс
  24. В чем преимущества документа?
  25. Кто вправе рассчитывать на возмещение НДС по заявлению
  26. Какие компании могут воспользоваться заявительным порядком
  27. Как подготовиться к проверке
  28. Проверка декларации перед отправкой
  29. Ситуация 1. Нарушений не было

Почему не возвращают НДС и как доказать право на вычет

Гарантии возврата возмещенного НДС: практика проведения операций

Отказ в возмещении НДС — довольно частое явление со стороны налоговой службы. Обычно он является результатом камеральной проверки налоговой декларации, но иногда уже возмещенный налог восстанавливают после выездной проверки налогоплательщика или его контрагентов. О сложившейся судебной практике и наиболее частых причинах отказа — в материале PPT.ru.

Отмена возмещения бывает полной или частичной, а сами основания для отказа в возмещении НДС — разными, но не могут выходить за рамки статей Налогового кодекса.

Налогоплательщик, которому отказали в возврате налога, вправе действовать в зависимости от обстоятельств и реального положения дел: оспорить решение УФНС или же согласиться с ним и заплатить недоимку. По такого рода делам давно сложилась судебная практика, но и она не является однозначной.

Разберемся со всем этим подробнее и рассмотрим, когда, а главное, при каких обстоятельствах арбитражные суды отказывали налогоплательщикам вслед за ФНС.

Причины отказа

Не принять налог к уменьшению орган ФНС может, только если в результате камеральной или выездной проверки налогоплательщика его специалистами выявлено занижение исчисленного НДС или же неправомерное применение налоговых вычетов.

Об этом сказано в статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 171 НК РФ и статье 173 НК РФ. В случае с заявленным вычетом по НДС в рамках камеральной проверки доказать занижение суммы налога удастся, только если запросить документы контрагентов налогоплательщика.

В этих же случаях появляется шанс признать заявленный вычет неправомерным.

Самыми частыми причинами этого являются следующие.

  1. Налогоплательщик не соблюдает условия для вычетов, регламентированные Налоговом кодексом РФ. Например, выставил в качестве основания для уменьшения НДС счет-фактуру, оформленный с ошибками, исправлениями или пропустил срок, установленный для вычета полученного от поставщика НДС.
  2. Налогоплательщик заявил вычет по счету-фактуре, выставленному неблагонадежным контрагентом.

И если в первом случае оплошность налогоплательщика доказать не так сложно и она, как правило, является бесспорной, то во второй ситуации отмена уменьшения НДС влечет за собой целый «букет» неприятных последствий.

Налоговики, как правило, утверждают, что все товары (работы или услуги), приобретенные у такого контрагента, в действительности были приобретены не у него, а у другого лица по более низкой цене или даже были изготовлены силами самой организации-налогоплательщика.

То есть вся сделка признается фиктивной, со всеми вытекающими последствиями. Организацию могут обвинить как в злом умысле, так и в отсутствии должной осмотрительности при заключении договора с компанией-однодневкой.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента является способом защиты от отказов в вычетах НДС.

Особняком стоит ситуация, когда налоговая служба не хочет принимать вычет по НДС при отсутствии регистрации или информации о регистрации иностранного контрагента налогоплательщика. По этому поводу до сих пор не сложилась официальная позиция, поскольку в Налоговом кодексе нет разъяснений по этому вопросу.

Примечательно, что в свое время Пленум упраздненного Высшего арбитражного суда однажды признал незаконным отказ по такому основанию. Но позже Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.04.

2009 N КА-А40/1324-09 по делу N А40-61824/06-98-345 пришел к выводу, что организация не вправе заявлять НДС к возмещению, так как юридический статус ее иностранного контрагента оказался не подтвержден.

В спорной ситуации налоговикам удалось выяснить, что адрес иностранного покупателя российских товаров на территории США используется другими лицами, а сама фирма-контрагент не вела и не ведет деятельности. Документы на внешнеэкономическую сделку были оформлены без нарушений.

Бывают случаи, что налоговики прямо заявляют отказ в приеме декларации по НДС с суммой налога к возврату.

Они вызывают представителей организации и рекомендуют отказаться от отражения в отчете некоторых операций, чтобы исключить перечисление бюджетных средств.

Такие действия инспекторов каждый налогоплательщик имеет возможность оценить самостоятельно и принять взвешенное решение. Ведь, как уже было сказано, суды далеко не всегда признают поражение проверяющих.

Судебная практика

Одним из основополагающих документов, которым судьи должны руководствоваться, если происходит оспаривание отказов в утверждении и согласовании НДС, до сих пор является Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

В пункте 49 сказано, что по нормам статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по НДС, в которой было заявлено право плательщика на возмещение данного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88 НК РФ, 100 НК РФ и 101 НК РФ.

Это означает, что никакого особого внимания к таким отчетам налоговики проявлять не должны. Но на практике они его проявляют практически всегда.

В этом же документе сказано, что если орган ФНС вынес отказ в возмещении НДС, проводки по которому показались ему подозрительными, то по нормам пункта 3 статьи 176 НК РФ такой вывод, даже если отказ в вычете является частичным, нужно изложить в отдельном решении.

Одновременно с ним налоговая служба должна принять решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Оспорить эти два решения разрешено только в связке, поскольку ВАС РФ утверждает, что суды при рассмотрении таких жалоб должны исходить из того, что эти решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании.

Эти решения ФНС вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как одно требование налогоплательщика.

Итак, рассмотрим, какие аргументы находят налоговики, чтобы убедить суд принять свою сторону и признать обоснованным отказ в возмещении НДС: судебная практика противоречива.

Льготы по налогу влияют на вычет

Более свежую позицию по этому поводу высказал Верховный суд РФ в обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.

Судьи рассмотрели ситуацию, когда организации решением ФНС было отказано в возврате НДС в связи с тем, что, осуществляя в проверяемом периоде воздушные перевозки пассажиров и багажа, компания приобретала услуги наземного обслуживания воздушных судов, которые по нормам статьи 149 НК РФ освобождены от обложения НДС, в связи с чем не имела права включать полученные от поставщиков таких услуг суммы налога в состав вычетов, независимо от их выделения в выставленных контрагентами счетах-фактурах.

Необоснованная налоговая выгода

Еще одним обстоятельством, при котором арбитражный суд примет сторону проверяющих, станут неоспоримые доказательства того, что поводом для заявления вычета послужило желание налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Такой вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 N Ф08-755/2016.

В спорной ситуации налоговые инспекторы отказались уменьшить сумму НДС, поскольку у контрагента-налогоплательщика не оказалось необходимых условий для достижения результатов заявленной экономической деятельности.

Хотя между двумя организациями был заключен договор поставки по приобретению инструментов и оборудования, который прилагался к материалам дела вместе со счетами-фактурами, товарными накладными, путевыми листами и другими документами, оказалось, что все это фикция.

У организации-поставщика отсутствовали управленческий и технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения и транспортные средства. Исходя из этого судьи сделали вывод о нереальности хозяйственных операций налогоплательщика со своими контрагентами.

Фирмы-«однодневки»

Так называемая фирма-«однодневка» в роли контрагента является еще одним козырем ФНС при отказах в возврате НДС. Хотя доказать такие обстоятельства налоговикам удается далеко не всегда, нередко они становятся причиной отрицательного для плательщика судебного решения.

Признаки таких контрагентов налоговики не скрывают. Более того, ФНС издала приказ от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@, в котором перечислила все основания для проведения проверок, связанных с сомнительным местом регистрации организаций.

В частности, проверяющие обращают внимание на сведения, включаемые или уже внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности отменяют уменьшение налога.

Судьи ФНС в таких решениях поддерживают при наличии достаточных доказательств, как, например, сделал это Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 января 2017 г. по делу N А40-51878/2016.

Арбитры указали, что организация, которая хотела оспорить отказ в вычете НДС, заключила договоры подряда с фирмами-«однодневками», а первичная документация содержала недостоверные сведения, поскольку была подписана неустановленными лицами.

Руководители организации, которые были указаны в ЕГРЮЛ, пояснили, что не имеют отношения к данной фирме.

В связи с этим суд сделал вывод, что истец не проявил должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, а его действия оказались направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Вывод из этих и других судебных решений только один: перед заключением договора необходимо обязательно проводить проверку контрагента. Чаще всего сумма самого невозвращенного НДС чуть ли не меньше штрафов, которые придется заплатить после вынесения судом решения в пользу налоговой службы.

Итого: проверять контрагента перед сделкой — важно

Проверку можно делать базовую или расширенную.

Базово: стоит получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства, и так далее.

Расширенную проверку рекомендуется проводить с помощью специальных экспертных систем. Одна из них — Контур. Фокус. Доступ к нему на 7 дней можно получить бесплатно.

Источник: https://ppt.ru/news/138282

Банковская гарантия на возмещение НДС

Гарантии возврата возмещенного НДС: практика проведения операций

Статья 176.1 НК позволяет плательщикам НДС воспользоваться заявительным порядком его возмещения. Этот «упрощенный» порядок имеет много положительных моментов, главный из которых — возможность быстро пополнить свои оборотные активы и не потерять деловую активность на рынке. Этим и объясняется его популярность.

Вместе с тем, к плательщикам НДС желающим возместить НДС данным способом, предъявляется рад жестких требований. Это положение усугубляется тем, что в законодательных нормах заявительный порядок, как и большинство нововведений, освещен не достаточно. Как обычно пробелы приходится восполнять по ходу действий, что отражается на бизнесе негативно.

Кто может использовать заявительный порядок?

Различают две категории компаний, которые могут пользоваться правом ускоренного возмещения НДС.

К первой относятся крупные организации, у которых совокупная сумма налогов, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 миллиардов рублей, а также на момент подачи налоговой декларации компания существует не менее трех лет. Данная группа стоит особняком, ведь такие «гиганты» не только пользуются поддержкой государства, но и зачастую бывают созданы при непосредственном его участии.

Ко второй категории можно отнести всех остальных плательщиков налога, которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию. Поскольку этим правом может воспользоваться каждый, именно эта категория представляет наибольший интерес.

Зачем нужна банковская гарантия?

Для ответа на этот вопрос необходимо разобрать принцип работы заявительного порядка.

Он заключается в том, что компания может возместить из бюджета сумму НДС еще до окончания камеральной проверки, срок которой составляет три месяца.

То есть на этот срок деньги, которые казна должна фирме, не «зависают» между бюджетом и расчетным счетом компании, а возвращаются туда в течение двух-трех недель.

Банковские гарантии, выданные филиалами банков, принимаются ФНС как если бы их выдал сам банк, если они соответствуют требованиям (письмо ЦБ РФ от 1 июня 2010 г. № 04-15-7/2630).

Для этого налогоплательщику необходимо обратится в инспекцию с заявлением на «ускоренное» возмещение НДС. Если формальности будут соблюдены: заявление составлено правильно, банковская гарантия наличествует и законна и прочее, ФНС возместит налог на расчетный счет или сделает зачет суммы по его переплате.

Кажущаяся простота вовсе не означает, что обоснованность вычетов тоже проверится формально: камеральный контроль будет проходить в общем порядке, и не факт, что все заявленные к вычету суммы НДС подтвердятся.Именно налоговая служба должна гарантированно обеспечить возврат излишне возмещенных денег в бюджет.

Для этого и служит банковская гарантия.

https://www.youtube.com/watch?v=jDNjKBtm7B4

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка уплатить бенефициару (кредитору принципала) по просьбе другого лица (принципала) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования. То есть она обеспечивает в денежной форме надлежащее исполнение принципалом своих обязательств по сложившимся между ним и бенефициаром обязательствам.

Таким образом, в операциях с использованием банковской гарантии участвуют:

  • бенефициар – лицо, в пользу которого совершается платеж, в нашем случае это налоговая инспекция
  • принципал – основной, главный должник в обязательстве, то есть компания, претендующая на заявительный порядок возмещения налога
  • гарант – банк, обеспечивающий надлежащее исполнение принципалом своих обязательств.

При этом гарантами могут выступать банки, которые включены в специальный перечень кредитных учреждений, опубликованный на официальном сайте Минфина России. К ним предъявляются следующие требования:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций и осуществление деятельности в течение не менее пяти лет
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей
  • соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев
  • отсутствие требования Центрального банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.

Требования к банковской гарантии

Помимо требований, предъявляемых к потенциальным гарантам при ускоренном возмещении НДС, есть еще обязательные требования для самой банковской гарантии:

Во 2 подпункте пункта 2 статьи 176.1 НК указано, что воспользоваться ускоренным возмещением налога вправе «налогоплательщики», что подразумевает и ИП тоже.

  • должна быть безотзывной и непередаваемой
  • не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены статьей 176.1 НК
  • ее срок действия должен истекать не ранее, чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению
  • сумма, на которую она выдана, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению
  • должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания ее срока действия.

Срок действия гарантии

Из всех перечисленных требований остановимся на одном — сроке банковской гарантии, поскольку именно этот пункт вызывает ряд вопросов, связанных с нечеткостью формулировки.

Не понятно, чем руководствовались законодатели, устанавливая минимальный срок действия гарантии, равный восьми месяцам. Ведь срок камеральной проверки составляет всего три месяца, по истечении которых инспекции все равно предстоит принять решение, возмещать налог из бюджета или нет.

Возможно, это объясняется тем, что гарантия должна действовать и в период обжалования решения инспекции об отказе в возмещении.

Тогда почему именно в этот период временикомпания должна нести дополнительные расходы по банковской гарантии, особенно если ей удастся доказать правомерность вычетов по НДС?

Кроме этого, остается вопрос: как правильно указать срок в тексте самой банковской гарантии? Формулировка«банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению», – недопустима и не вызывает возникновения гарантийного обязательства.

По общему правилу банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи. Согласно статье 190 ГК, установленный сделкой срок, определяется календарной датой или истечением периода времени по годам, месяцам, неделям, дням или часам. Он может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Конечно, компании обязаны представить декларацию по НДС, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самой фирмы. То есть вполне допустима ситуация, при которой срок окончания действия гарантии невозможно будет установить.

А это является несоответствием требованиям.

Отказ контролеров возместить НДС в заявительном порядке не означает, что нельзя обратиться за возвратом в общем порядке.

Еще одной проблемой, связанной со сроком гарантии, можно назвать его продление. Если компания подает уточненную декларацию по НДС и вместе с ней дополнительное соглашение с банком о продлении срока ранее представленной гарантии, инспектор наверняка откажет в заявительном порядке возмещения НДС.

Обычно это решение мотивируется тем, что в условия предоставления банковской гарантии нельзя вносить изменения. Однако данная позиция не бесспорна ив суде подобный спор был решен в пользу фирмы.

Арбитры обосновали свое решение следующим образом: поскольку банковская гарантия является односторонней сделкой, банк-гарант вправе увеличить свои обязательства по такой сделке, в том числе путем заключения дополнительного соглашения, которое было оформлено банком по договоренности с организацией-принципалом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2011 г. № А19-4801/2011).

Порядок применения «ускоренного» возмещения

Для того чтобы воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, нужно в течение пяти дней после подачи декларации направить в инспекцию соответствующее. Какого-либо утвержденного бланка для этого нет, так что оно составляется в свободной форме.

В нем необходимо указать реквизиты банковского счета, на который должна поступить сумма возмещения и прописать обязанность фирмы, в случае неподтверждения правомерности вычетов вернуть полученные деньги обратно в бюджет, и уплатить проценты в случае необходимости.

В течение пяти дней после подачи заявления инспекторы принимают решение о возмещении налога или об отказе. Чтобы сообщить о принятом решении, у налоговиков есть еще пять дней.

Если на момент возмещения у компании есть недоимка по налогам, штрафам или пеням, то перед возвратом денег контролеры примут решение о зачете переплаты по НДС в счет имеющихся долгов. Это решение принимается одновременно с положительным решением о возмещении налога в «ускоренном» режиме. В этом случае возврату подлежит только остаток средств после погашения задолженности перед бюджетом.

Поручение на возврат налога инспекторы направят в казначейство на следующий рабочий день после принятия решения о возврате. На перечисление денежных средств у казначейства есть пять дней. Если эти сроки нарушены, с 12-го дня после подачи заявления на сумму невозвращенного вовремя налога начисляются проценты в пользу компании по действующей ставке рефинансирования.

Максимальная сумма одной и всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных банком при применении заявительного порядка возмещения НДС, законом не определены.

Если камеральная проверка декларации выявит, что возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о возврате отменяется.

Компания в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязана вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные ею в заявительном порядке.

Кроме этого, фирме предстоит уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период.

Формула для расчета процентов приведена в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 03-07-08/95 и выглядит следующим образом. Сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами.

При этом, если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Стоит отметить, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль.

12 Октября 2012, 18:00

Источник: http://www.raschet.ru/articles/5101/8203/

Проблемы возмещения НДС из бюджета, пути их решения

Гарантии возврата возмещенного НДС: практика проведения операций

Что такое (возврат) возмещение НДС, как возмещается НДС? Возврат НДС – это возвращение на расчетный счет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

Вернуть ее можно, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС. В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот.

Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат,  ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании.

К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.

На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются – что такое возврат НДС, основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

https://www.youtube.com/watch?v=jmb_fVZQtvc

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже.

Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

Подача в налоговый орган декларации по НДС

Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ.

Камеральная проверка

Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ.

В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета. Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету. Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами,  непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст.88 НК РФ). 

Вынесение решения

Или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

  • о полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;
  • о частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возврат НДС на расчетный счет

Или зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения  решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение:

  • вернуть на расчётный счет;
  • зачесть.

Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление. Заявление подается по рекомендуемой ФНС форме.

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (п.8 ст.176 НК РФ).

  Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму.  Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

2. Проблемы возмещения НДС (ошибки и пути решения)

Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:

Документы для возмещения НДС оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России “камнем преткновения”, как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е.

физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Хозяйственные операции не являются реально совершенными

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета.

Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции.

Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/vosmeshenie-nds-iz-budgeta

О требованиях к банковской гарантии, применяемой для заявительного порядка возмещения ндс

Гарантии возврата возмещенного НДС: практика проведения операций

Заявительный механизм возврата налога отличается от обычного. Этим понятиям посвящены статьи НК РФ (176.1 и 176).

В заявительном порядке происходит возмещение налога до окончания камеральной проверки декларации. Эта проверка осуществляется в трехмесячный срок со дня предоставления декларации организацией.

Условием, в котором может происходить заявительный порядок, выступает предоставление организацией декларации совместно с банковской гарантией, причем безотзывной. В этой ситуации банк является гарантом того, что произойдет уплата в казну за компанию суммы налога, полученной организацией в качестве излишка.

Еще одним условием заявительного порядка является то, что если при проверке у организации найдут недочеты в декларации, банковская гарантия возврат НДС будет отменена полностью или в части.

Данный вид банковской гарантии имеет одно неоспоримое преимущество — с помощью гарантии на возврат НДС предприниматели имеют возможность возместить НДС в определенных, законом и Налоговым кодексом РФ, случаях.

В чем преимущества документа?

Выгоды использования банковской гарантии на возврат НДС получают все три стороны сделки:

  • Налоговые органы могут лишь примерно оценить сумму возврата средств плательщику – излишек последний обязательно перечислит обратно;
  • Банк получает возможность заработать на комиссии за услугу.

Кто вправе рассчитывать на возмещение НДС по заявлению

Право на заявительный порядок возмещения НДС фирма имеет, если она:

функционирует свыше 3-х лет и за последние 3 года перечислила налогов в совокупности на 2 млрд. руб. и более (НДС, НДПИ, налог на прибыль, акцизы). При этом из общей величины налогов вычитают возмещенный НДС;

представила действующую банковскую гарантию;

является резидентом территории ОЭР или свободного порта Владивосток (с гарантией от управляющей компании);

представила поручительство от фирмы, созданной более 3-х лет назад и уплатившей за последние 3 года налогов в объеме от 2 млрд. руб.

Поручитель не должен находиться в процедуре банкротства, ликвидации/ реорганизации или иметь задолженность перед бюджетом. Сумма по поручительству не может быть более половины стоимости чистых активов фирмы-поручителя.

Поговорим о роли банковской гарантии НДС к возмещению в заявительном порядке.

Какие компании могут воспользоваться заявительным порядком

Возместить НДС можно в общем либо в заявительном порядке, то есть ускоренно — до окончания проверки.

Заявительным порядком возмещения НДС в 2020 году могут воспользоваться (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

  • все налогоплательщики, если они предоставили банковскую гарантию или поручительство российской организации;
  • организации, которые за три предыдущих года уплатили налоги на сумму не менее 2 млрд руб.;
  • резиденты территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, которые предоставили поручительство управляющей компании.

— фирмы, экспортирующие товар по нулевой ставке НДС. При этом товарно-материальные ценности (ТМЦ) они покупают с полной ставкой;

— компании, которые покупают ТМЦ по ставке 20 % и продают произведенные товары по ставке 10 %, например, производители сельскохозяйственной продукции;

— фирмы, которые приобрели больше товаров, чем смогли продать по завершению отчетного периода.

Как подготовиться к проверке

Заявительный порядок возмещения НДС не оказывает влияния на порядок проведения камеральной проверки. Проверка вашей декларации пройдет в штатном режиме, поэтому к ней нужно тщательно подготовиться.

— потребовать документы, которые связаны с исчислением НДС, а также подтверждающие налоговые вычеты;

— проводить допросы свидетелей, включая высшие должностные лица (руководитель, главный бухгалтер);

— проводить осмотр местонахождения объекта, по которому будет возмещаться НДС;

— истребовать документы у ваших контрагентов

Таким образом, перед проверкой вам необходимо собрать все необходимые документы, удостовериться, что они корректно оформлены, а также убедиться в правильности применения вычетов. Если найдутся нарушения применения хотя бы части вычетов, то нужно будет вернуть сумму возмещенного налога с двойными процентами, исходя из ставки рефинансирования.

Перечислить деньги обратно в бюджет обязательно в течение пяти дней. После этого налоговики отправят уведомления в банк о прекращении действия предоставленной гарантии.

Если же компания не вернет сумму возмещенного ей налога в срок, тогда ФНС будет требовать выплаты от банка, которым была выдана гарантия.

Проверка декларации перед отправкой

Чтобы получить возмещение из бюджета, нужно сначала подготовить налоговую декларацию. А также собрать пакет документов:

Они могут быть запрошены в формате требований от ФНС.

Инспекция при проверке возмещения может запросить любые документы, имеющие отношение к деятельности компании.

ФНС тщательно проверяет декларации, даже мельчайшие недочеты могут послужить основанием в отказе возврата НДС. Поэтому перед отправкой надо убедиться в достоверности предоставляемой информации. Документы можно подготовить как на бумаге, так и в электронном виде, отсканировав их и отправив через оператора электронного документооборота.

Камеральная проверка длится два месяца, но при наличии признаков нарушения законодательства может быть продлена до трех месяцев. Таким нарушением являются расхождения с контрагентами по книгам покупок и продаж. Поэтому важно сверять данные счетов-фактур с контрагентами до отправки декларации в налоговую.

Если по результатам проверки ошибок выявлено не будет, инспекция сообщит о завершении в течение 7 рабочих дней после окончания проверки.

Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Если компания хочет получить возмещение НДС из бюджета, в общем случае нужно ждать минимум два месяца, пока налоговая инспекция будет проверять декларацию и выносить положительное или отрицательное решение на возмещение. Все это время налогоплательщик фактически кредитует государство за свой счет.

Некоторые компании могут не ждать так долго, а получить деньги на расчетный счет за 11 дней в заявительном порядке. Такая возможность предусмотрена статьей 176.1 Налогового кодекса РФ.

Это отличная возможность пополнить оборотные средства, не привлекая кредиты. Расскажем подробнее, как возместить налог на добавленную стоимость в ускоренном порядке.

Ситуация 1. Нарушений не было

Если с декларацией все в порядке, в течение 7 дней после окончания камеральной проверки организация получит от ИФНС информацию в письменной форме, что нарушений нет. Одновременно с этим или не позднее следующего дня банк получит от ИФНС заявление об освобождении от гарантии.

Саму гарантию организация может получить обратно из налоговой инспекции по письменному заявлению.

Следующая

Источник: https://SudVoronezh.ru/zima-bankovskaya-garantiya-nds-kak-poluchit/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: