“Гарантии и компенсации “”северянам”””

Содержание
  1. Государству нужно уточнить соцпакет для северян
  2. СЕВЕР ОБЕСПЕЧИТ БУДУЩЕЕ РОССИИ
  3. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
  4. ЛЕГЧЕ СОЦПАКЕТ — ТРУДНЕЕ ЖИЗНЬ
  5. КОМПЕНСАЦИИ — ЭТО НЕ ЛЬГОТЫ
  6. ЗАКОН ПОРА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ
  7. ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ РАЗВИТИЮ — ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
  8. Суровые условия труда за право получения северных льгот
  9. Основные нормативно-законодательные акты
  10. Целевая группа льготников
  11. Список регионов Крайнего Севера
  12. Льготное обеспечение
  13. Начисление заработной платы с учетом коэффициента
  14. Начисление заработной платы с учетом надбавок
  15. Дополнительный отпуск
  16. Выплаты при переезде
  17. Расходы на транспорт и медицинское обслуживание
  18. Неполная трудовая неделя
  19. Гарантийные выплаты
  20. Предоставление жилищных субсидий
  21. Пенсионное обеспечение
  22. Девять видов госгарантий и компенсаций работникам-северянам
  23. 1. Повышенная оплата труда
  24. 2. Дополнительный выходной день
  25. 3. Сокращённая рабочая неделя
  26. 4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
  27. 5. Компенсация расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска
  28. 6. Гарантии при увольнении в связи с сокращением штата
  29. 7. Гарантии медицинского обеспечения
  30. 8. Компенсация расходов, связанных с переездом на работу в северный регион
  31. 9. Иные гарантии и компенсации
  32. Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера
  33. Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы
  34. – совершенствование межбюджетных отношений
  35. Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государству нужно уточнить соцпакет для северян

"Гарантии и компенсации ""северянам"""

Норильск. Несладкая жизнь на Крайнем Севере / Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

Госдума намерена рассмотреть в июле внесенные Правительством РФ поправки, уточняющие терминологию закона о госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, и предлагающие заменить термин «трудовая пенсия» на «страховая». Несмотря на технический характер законопроекта, есть повод для разговора о господдержке северян

СЕВЕР ОБЕСПЕЧИТ БУДУЩЕЕ РОССИИ

Сейчас власть уделяет большое внимание развитию Арктики. Создана профильная госкомиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

На недавней «Прямой линии» Президент РФ Владимир Путин заявил, что рассматривает Арктику как важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России.

На днях министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что открытое «Роснефтью» месторождение в Арктике может быть крупнейшим на шельфе.

Акцент понятен. Само слово «Арктика» отзывается в нашей душе романтическими представлениями о прекрасном, суровом мире, где кругом снега, хоть сотни верст исколеси, где зимой целыми днями метет пурга… Так оно и есть. И вот в этих условиях нужно осваивать ресурсы богатой кладовой России.

Член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор убежденно отстаивает равнозначность для государства Арктики, Заполярья и районов Крайнего Севера. Более того, говорит он, некоторые арктические районы более благополучны по климатическим условиям, нежели целый ряд районов Якутии и других территорий, не прописанных по этой графе.

«В советское время были выработаны и реализованы уникальные социальные технологии по привлечению и закреплению людей на Северах, — напоминает первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов, — районный коэффициент и северная надбавка к зарплате, бронирование квартир, целевые вклады, оплата проезда, выравнивание цен и тарифов, северный завоз и многое другое».

Депутат не сомневается, что поставленные в Арктической стратегии задачи в преломлении к вопросам госбезопасности и инвестиционного развития будут решены.

Но при этом, убежден он, нельзя забывать о человеческом измерении, самочувствии и развитии человека.

«Да и по теме законодательного обеспечения развития Арктики и всех северных территорий, — признает он, — мы в большом долгу перед избирателями».

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

В основе нормативного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лежит Закон РФ №4520-1, принятый еще в 1993 году. Его нынешнее изменение уже 14-е по счету.

Большинство норм закона-ветерана отменено, целый ряд перекочевал в Трудовой кодекс, законы «О страховых пенсиях», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»…

Читайте по теме Вообще список госгарантий обширен. Назовем лишь основные: применение районного коэффициента для расчета зарплаты, а также на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций. За стаж работы на Севере идет процентная надбавка к зарплате.

Дается дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня в районах Крайнего Севера, 16 дней — в приравненных к ним местностях. Раз в два года выплачивается компенсация расходов на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно. То же самое для пенсионеров и получателей пенсии по инвалидности.

Неработающим пенсионерам из федерального бюджета гарантирована компенсация стоимости выезда на новое место жительства.

Гарантий хороших и разных много. Но в итоге — исход населения с Северов. Почему сегодня туда не стремятся за длинным рублем? Потому что его там нет. А в советские времена ездили не за запахом тайги и красотами безбрежного белоснежного пространства, а чтобы заработать.

Тяжелые условия жизни и труда в холоде, в условиях длинной зимы и короткого лета вознаграждались материально. Оттрубив, человек возвращался в более теплые края вполне обеспеченным по тогдашним стандартам для дальнейшей жизни.

Интегральным показателем правильности проводимой политики служило закрепление на Севере населения.

Исход начался в 90-е и не прекратился до сих пор. Взять Мурманскую область. Ее большая часть расположена за Северным полярным кругом. Сравните: в 1980-1990 годах число ее жителей увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч, на 37 процентов меньше. Причем каждый восьмой житель покинул Кольский полуостров в последнее десятилетие.

ЛЕГЧЕ СОЦПАКЕТ — ТРУДНЕЕ ЖИЗНЬ

После 1991 года государственная поддержка развития районов Севера должна была претерпеть изменения. В 2000 году Правительство РФ заявило о решении разработать новую концепцию и наметило срок реализации к 2015 году.

Процесс начался принятием в 2004 году ФЗ №122.

По нему гарантии и компенсации для северян в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — региональными. Если организацию финансирует местный бюджет — соответственно муниципальными правовыми актами, а в негосударственных структурах — работодателем.

Логично исходя из принципа четкого разграничения полномочий органов власти и органов местного самоуправления. Но беда в том, что работодатель на практике стремится минимизировать круг таких обязательств. И в результате права работников не соблюдаются.

В играх бизнес-разума изобрели прием — прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх. Да еще Верховный суд внес путаницу своим определением, что МРОТ может включать надбавки.

С его позицией не согласился глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Практика утопления надбавок в зарплате, по его данным, имеет место в Иркутской области, Забайкальском крае.

Он обратился к президенту страны и получил обещание, что Правительство разберется с этим вопросом.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов (а там 59 процентов территории относится к Арктической зоне) объясняет, что установленные федеральным законодательством гарантии и льготы зачастую становятся дополнительным бременем и для бизнеса, и для регионального бюджета.

КОМПЕНСАЦИИ — ЭТО НЕ ЛЬГОТЫ

Когда в 90-х годах принимался Закон 4520-1, возникла дискуссия о его названии. Казалось бы, какая разница — написать «о предоставлении льгот» или «о госгарантиях и компенсациях»? На самом деле — большая! Условная партия «северян» тогда победила. Речь действительно идет не о льготах, а о компенсации за нелегкие условия труда и жизни в условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Медицинский факт: здесь здоровье людей более подвержено рискам, чем в благоприятных районах. Кислородное голодание, отсутствие света в течение длительного периода, рацион с дефицитом витаминов и другие специфичные для региона факторы очень вредны для человеческого организма. Дети часто болеют.

Именно поэтому в советский период для оздоровления широко использовались так называемые «лесные школы», куда дети уезжали с педагогами и другим персоналом на полгода. Огромное внимание уделялось летнему отдыху. Работали пионерские лагеря, базы отдыха, санатории.

– Новые хозяева, «Северсталь», скажем, да и другие производственные компании благополучно уничтожили эти лагеря, лесные школы, здравницы, — говорит Игорь Шпек- тор. — У шахтеров нет тех условий, которые они раньше имели. Отдых на должном уровне не организуется. За него многие частные предприятия отказываются платить. Как и за проезд туда и обратно работника и членов его семьи.

По закону о компенсациях и гарантиях это положено, но он часто не работает. Поэтому его необходимо пересмотреть с точки зрения финансовой наполняемости. Если это произойдет, можно будет говорить о возвращении людям положенных гарантий и компенсаций.

Особенно остро сегодня стоит вопрос выплаты районных и северных коэффициентов для выезжающих из районов Крайнего Севера. Это важнейшая тема. Человек отработал, вышел на пенсию, уезжает.

И ему перестают выплачивать районный коэффициент. По этому поводу к нам обращается очень много людей. Это — первое. Второе — поддержка, связанная в целом с переселением из районов Крайнего Севера.

Дело в том, что ее финансирование постоянно сокращается.

В 1980-1990 годах число жителей Мурманской области увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч»

ЗАКОН ПОРА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ

При декларации особого внимания к проблемам развития северных территорий со стороны государства имеет место непоследовательность в реализации такой политики. Население Северов стареет и уезжает.

В то же время там есть много сырьевых районов и производств. Идет добыча угля, нефти, газа, разработка месторождений. Значит, нужно обновлять население, а жилья нет.

Оно сегодня строится крайне неудовлетворительно.

Игорь Шпектор, отдавший Северу 35 лет жизни, считает: эту проблему можно было бы решать путем отселения. Да, выдача жилищных сертификатов ведется. Но с каждым годом жилья в средней полосе России строится все меньше.

Да еще растет цена на квадратный метр… Понятно, чем это оборачивается для северян. Поэтому, с его точки зрения, необходимо думать об увеличении финансирования на переселение.

Это позволит, первое, расселять и, второе, обновлять население Севера, создавая новые рабочие места.

Может ли Арктическая стратегия иметь своим следствием закрепление населения на Северах? Ну, если на следующий год планируется секвестрировать часть бюджета, то, конечно, нет, полагает он.

Особый статус северных районов остается. Но его нужно подкрепить принятием закона о районировании Северов, давно подготовленного в Институте экономических проблем Кольского научного центра РАН.

По заложенной в нем методике предлагается поделить высокоширотные территории на три зоны — абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и дискомфортные зоны.

Кстати, еще в 2004 году Владимир Путин заявил о необходимости разработать четкие критерии отнесения тех или иных территорий к районам Севера. Но пока закона нет.

Не менее важна, считает Игорь Шпектор, и переработка действующего закона о госгарантиях и компенсациях.

Многие из нынешних гарантий северянам и дальневосточникам — это традиционные, но урезанные меры государственной поддержки, применяемые с советских времен.

Вводимые новые механизмы — предоставление гражданам РФ в Дальневосточном федеральном округе в безвозмездное пользование гектара земли, создание в первую очередь в этом же регионе ТОРов и опорных зон в Арктике — в полную силу себя еще не проявили.

Та же тема «дальневосточного гектара» должна иметь продолжение. Земля предоставляется, а ни один вопрос инженерной инфраструктуры не решен. Отсутствие дорог, систем водо- и теплоснабжения в условиях XXI века — большой минус для бонуса в виде надела земли.

В играх бизнес-разума изобрели прием – прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх»

ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ РАЗВИТИЮ — ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

С тем, что одного предоставления земельных участков для привлечения населения на Дальний Восток мало, согласен и глава Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов.

«Действующие государственные гарантии и компенсации северянам и дальневосточникам не в полной мере соответствуют целям опережающего развития дальневосточных территорий, Крайнего Севера и Арктики, — убежден он.

— Наш комитет неоднократно отмечал, что необходима взвешенная финансово-кредитная политика государства. Финансовые ресурсы для решения этих задач, в первую очередь — федеральные средства, должны туда поступать в опережающем порядке.

Значит, надо не только предоставить земельные участки, но и помочь людям их обустроить, провести дороги, электричество, газ, построить школы, больницы, стадионы, детские сады… Об эффективности любой программы можно говорить, когда достигаются провозглашенные цели.

Пока нам не удается изменить ситуацию с привлечением населения на Север и на Дальний Восток. Разве что приостановили его отток в ряде дальневосточных районов, где в прошлом году он упал в два раза к 2014 году».

Наряду с этими мерами, уверен депутат, государство обязано в полном объеме выполнять свои обязательства и перед жителями Крайнего Севера. Это касается пенсионеров-северян, у которых пенсия ниже, чем в центральных районах страны, а также тех северян, которые ждут жилищные субсидии по 30 лет.

Читайте по теме «Нельзя осваивать богатства Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока без обустройства комфортных условий проживания для людей, — резюмировал Николай Харитонов.

— Что нужно делать? Создавать высокооплачиваемые рабочие места, предоставлять удобное жилье привлекаемым специалистам, организовывать оздоровительный отдых детей, заботиться о повышении рождаемости, обеспечить высокоскоростную связь и доступ к сети Интернет.

Авиатарифы должны быть снижены не только на воздушные перевозки с Дальнего Востока и Севера в центральные районы страны, но и на внутрирегиональные и местные авиаперевозки. Те, кто переезжает на Дальний Восток, вправе рассчитывать на предоставление специальных преференций и льгот, в том числе на развитие малого и среднего бизнеса.»

Совершенно очевидно, что прежней заселенности Севера нам не достичь.

Но, с другой стороны, очевидно, что и для обозначения своего более или менее заметного присутствия на нем, а тем более освоения его ресурсов требуются люди. А им нужен хороший социальный пакет.

И в рамках современных стандартов, между прочим. Государству, если оно намерено прирастать богатством северных территорий, придется этим озаботиться.

Надежду вселяет то, что в последнее время проблематика социальной сферы заняла большое место в государственной повестке. Пришло осознание ее важности не только для отдельного человека, но и для развития страны. В рыночных условиях на голом энтузиазме далеко не уедешь.

Ремонтно-восстановительные работы на высоковольтных ЛЭП после урагана 21–23 марта 2016 года / Фото PhotoXPress

Источник: https://www.pnp.ru/economics/gosudarstvu-nuzhno-utochnit-socpaket-dlya-severyan.html

Суровые условия труда за право получения северных льгот

"Гарантии и компенсации ""северянам"""

Каждый человек может рассчитывать на стандартный пакет социальных привилегий при наличии на это законных оснований. Граждане, трудящиеся в суровых климатических условиях Крайнего Севера (КС), могут претендовать на так называемые северные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Основные нормативно-законодательные акты

Основной документ, которым обязаны руководствоваться должностные лица, – это Трудовой Кодекс РФ. ТК РФ в рамках главы №50 регулирует нормы применяемых способов социальной поддержки и защиты северян соотносится с другими законодательными актами и дополняет ряд законов, применяемых в отношении данной категории граждан.

Постановление Совмина №1029 еще в 1967 году утвердило список регионов КС и некоторых иных районов, которые в силу суровых климатических условий также были приравнены к КС. При назначении льготного обеспечения органы СЗН до сих пор руководствуются данным перечнем.

Приказ №2 Министерства труда РСФСР от 1990 года координирует действия должностных лиц, которые обязаны соблюдать порядок при назначении льгот проживающим и работающим гражданам в районах КС или приравненных к таковым.

Еще одним документом, который регулирует назначение северных льгот, является Закон №4520–1, утвержденный Президентом РФ в 1993 году. Данный документ гарантирует государственные выплаты и соцподдержку лицам, которые проживают и работают в суровых метеоусловиях дальних районов страны.

Целевая группа льготников

К категории лиц, которая может реализовать свое право на расширенный пакет социального обеспечения в связи с работой в дальних регионах России, относятся:

  • длительно или временно работающие по найму люди;
  • пенсионеры, чьим единственным доходом является пенсия;
  • пенсионеры-военнослужащие, вышедшие в отставку по достижению пенсионного возраста или в связи с сокращением по месту службы;
  • студенты вузов;
  • учащиеся начальной ступени или профессионально ориентированных учреждений образования;
  • члены семьи, находящиеся на полном содержании работающего в северных регионах родственника;
  • граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера.

Льготы назначаются и начисляются из государственного бюджета в соответствии с нормами федерального законодательства для тех граждан, которые работают на государственных предприятиях. Сотрудникам региональных субъектов страны гарантии и компенсации начисляются в установленном данным регионом размере и из его бюджета.

Муниципальные нормативно-правовые акты устанавливают размер льгот и работающих в местных организациях лиц, которым они гарантированы. Соответственно, выплаты данным гражданам идут из местного бюджета.

В коммерческих организациях социальный пакет предусматривается работодателем, если иные дополнительные выплаты в отношении конкретного гражданина не предусмотрены законом.

Список регионов Крайнего Севера

В соответствии с Постановлением №1029 к ним относятся:

Территориально-административная формаКрайний СеверПриравненные к КС
РеспубликаКоми с городами, с/с и районами
Карелия с городами и районами
Тыва и районы
Саха (Якутия)Бурятия и районы
Горный Алтай и районы
ОбластьАрхангельская с АО, городами и районами
Тюменская с АО и районами
Иркутская с городами и районами
Сахалинская
МагаданскаяЧитинская с районами
КамчатскаяАмурская с городами и районами
МурманскаяТомская с городами и районами
КрайКрасноярский с АО, городами и районами
Хабаровский с городами, поселками, с/с и районами
Приморский с районами
Коми-Пермяцкий с районами
ОстроваСеверо-Ледовитый океан и моря
Берингово море
Охотское море

Льготное обеспечение

Всем жителям и работникам КС из бюджета выделяется стандартный набор льгот, которые регулируются законами, иными нормативными актами и могут быть расширены:

  • труд оплачивается с учетом районных коэффициентов и специальных надбавок для трудящихся в регионах с суровым климатом;
  • женская часть сотрудников работает неполную трудовую неделю;
  • предусмотрен дополнительный отпуск, который полностью оплачивается;
  • затраты на дорогу до места отдыха также компенсируются;
  • северяне могут рассчитывать на льготное медицинское обслуживание;
  • начисляются социальные выплаты работникам, у которых на попечении находятся малолетние дети;
  • обеспечены социальные гарантии и выплаты в случае сокращения или ликвидации/банкротства предприятия;
  • выдаются субсидии на аренду, покупку или строительство жилья;
  • предусмотрено льготное пенсионное обеспечение.

Начисление заработной платы с учетом коэффициента

В 44-х хозяйствующих субъектах РФ предусмотрены коэффициенты, на которые умножается заработная плата работников КС. В Карелии он равен 1,15 и является минимальным по сравнению с другими регионами.

На большинстве непроизводственных предприятий применяется коэффициент, равный 2.

Минимально установленный коэффициент в конкретном регионе не может быть уменьшен на усмотрение руководителя коммерческой организации.

Заработная плата, умноженная на конкретный районный коэффициент, начисляется с момента поступления работника на предприятие КС.

При этом одинаковые начисления предусмотрены как для постоянных работников, так и прибывших работать по совместительству, на сезон или определенное время. В расчет берется весь размер заработной платы с начисленными премиями, доплатами за различные заслуги.

Простои в работе при отсутствии вины работника не учитываются при расчетах, полагающаяся оплата в полном размере должна быть умножена на соответствующий коэффициент.

Районный коэффициент не используется:

  • при наличии процентных надбавок, применяемых к северянам;
  • в случае начисления одноразовой материальной помощи или иных единовременных выплат;
  • в отношении среднего заработка;
  • к заработной плате работников в командировке, если только выполнение обязанностей работника невозможно без отправления его в командировку;
  • если простои в работе были допущены трудящимися.

Начисление заработной платы с учетом надбавок

Ряд льгот для работников Крайнего Севера предусмотрен в виде так называемых северных надбавок, начисляемых к фактической зарплате за месяц. При этом районный коэффициент в расчет не берется. Размер надбавок высчитывается в процентах и зависит от региона, где преобладает суровый климат.

Выделяют три группы северных надбавок:

  1. 10% добавляется к зарплате через полгода с начала трудовой деятельности гражданина и увеличивается каждые следующие полгода на 10%, пока сумма не достигнет 100% заработной платы.
  2. 10% добавляется к зарплате через полгода с начала трудовой деятельности гражданина и увеличивается каждые следующие полгода на 10%, пока сумма не достигнет 60% от заработной платы, а затем увеличивается каждый последующий год на 10% до достижения суммы, равной 80% от заработной платы.
  3. 10% добавляется к зарплате через год с начала трудовой деятельности гражданина и увеличивается каждый следующий год на 10%, пока сумма не достигнет 50% от заработной платы.

Законодательством предусмотрено иное начисление данных выплат северянам младше 30-ти лет, проживших 5 и более лет в северных регионах. Они должны получать надбавку в полном ее объеме с первого трудового дня. Увеличенный размер процентной надбавки предназначен также гражданам младше 30-ти лет, которые проработали в северных регионах больше 1 года, но меньше пяти лет.

Дополнительный отпуск

Труженики северных регионов вправе претендовать на отпуск в количестве более 28 дней, который гарантирован им по ТК РФ. Помимо этого, они могут рассчитывать и на дополнительный отдых в количестве:

  • 24-х календарных дней для северных районов;
  • 16-ти календарных дней для приравненных к северным районам;
  • 8 календарных дней для остальных северных районов, не входящих в общий перечень, но в которых предусмотрены районные коэффициенты и процентные надбавки;
  • 14-ти дней, если необходимо сопровождать малолетнего ребенка к месту вступительных экзаменов, проходящих в другом городе.

Спустя 6 месяцев с момента начала трудовой деятельности дополнительный оплачиваемый отпуск вправе использовать как обычный работник, так и работающий по совместительству. Более того, неиспользованные дни отпуска разрешено переносить на будущий период, но их количество не должно превышать шесть месяцев за 2 года.

Дополнительный неоплачиваемый выходной день разрешено брать при наличии детей младше 16-ти лет.

Выплаты при переезде

Гражданин, который переезжает работать по трудовому договору в регионы КС, должен получить социальные гарантии в виде выплат из бюджета РФ:

  • в размере 2-х окладов в соответствии с его должностью – единовременно;
  • в размере 0,5 оклада в соответствии с его должностью на каждого члена семьи – единовременно;
  • на сумму транспортных расходов и провоза багажа до 5 тонн на всех членов семьи;
  • за семидневный дополнительный отпуск с целью обустройства.

За членами семьи остается право на компенсацию проезда и провоза багажа к месту работы своего родственника не более года с того момента, как трудовой договор заключен. При расторжении договора не по вине сотрудника расходы на переезд будут возмещены в том же объеме.

Расходы на транспорт и медицинское обслуживание

Ряд льгот северянам предоставляется на некоторые услуги транспорта и медицинского обслуживания.

Сотруднику предприятия КС, проработавшему 1 год, выделяются средства из бюджета со второго года работы, компенсирующие его затраты на дорогу до места отдыха и обратно, а также затраты по провозу багажа не более 30 кг.

Транспорт сотрудником может быть выбран любой за исключением такси.

Данная компенсация предоставляется работнику один раз в 2 года в период оплачиваемого отпуска и распространяется на всех членов семьи независимо от того, проводят они его в одно время или разные периоды.

Размер компенсации зависит от наличия/отсутствия чеков или иных платежных документов. Таким образом, компенсируется сумма:

  • фактически понесенных затрат, если они подтверждены документально;
  • минимально возможной стоимости проезда туда и обратно до места проведения отдыха, если документальное подтверждение понесенных затрат работником не представлено.

При наличии заключения врача, требующего прохождение лечения в другом городе, работнику оплачивается дорога до местонахождения нужного учреждения здравоохранения.

Неполная трудовая неделя

Данная льгота касается работников женского пола, которые в соответствии с ТК РФ могут работать в неделю только 36 часов. Размер заработной платы при этом не меняется и соответствует величине заработка мужчины, работающего на предприятии КС 40 часов.

Гарантийные выплаты

Если предприятие КС ликвидируется или его работник подпадает под сокращение, то в рамках статьи №318 ТК РФ ему полагаются выплаты, равные размеру средней заработной платы.

Работник в срок, не превышающий 30 дней после увольнения, обязан встать на учет в Центр занятости населения.

Это дает ему дополнительные финансовые гарантии в виде выплат в течение трех месяцев, пока он не найдет новую работу, и еще три месяца с момента трудоустройства.

Предоставление жилищных субсидий

Федеральным законом №125 предусмотрена помощь в получении жилья лицам, которые:

  • переезжают на ПМЖ за пределы КС;
  • приступили к своей работе в регионах КС с 01 января 1992 года и исполняют свои обязанности 15 и более лет;
  • не являются собственниками квартиры либо жилого дома на территории КС или приравненных к нему районов;
  • стоят на учете по улучшению жилищных условий в КС или за пределами;
  • не использовали ранее право на получение жилищных субсидий на территории КС или за его пределами.

Пенсионное обеспечение

Самое важное право, которое предоставляется работникам КС и регионов, приравненных к КС, – это возможность раньше наступления общепризнанного пенсионного возраста уйти на заслуженный отдых.

Федеральный Закон №400 в рамках статьи 32 дает право выйти на пенсию:

  • мужчине в возрасте 55-ти лет и женщине в возрасте 50-ти лет, которые относятся к категории КМНС;
  • мужчине в возрасте 55-ти лет при трудовом стаже 15 и более лет на КС, 20 и более лет в приравненных к КС регионах; при этом общий страховой стаж не должен быть меньше 25-ти лет;
  • женщине в возрасте 50-ти лет при трудовом стаже 15 и более лет на КС, 20 и более лет в приравненных к КС регионах; при этом общий страховой стаж не должен быть меньше 20-ти лет;
  • мужчине в возрасте 50-ти лет при страховом стаже 25 и более лет, если его работа на КС связана с оленеводством, рыболовством или охотой;
  • женщине в возрасте 45-ти лет при страховом стаже 20 и более лет, если ее работа на КС связана с оленеводством, рыболовством или охотой;
  • женщине в возрасте 45-ти лет при страховом стаже 20 и более лет, если она родила 2-х и более детей и проработала на КС как минимум 12 лет;
  • работнику КС, трудившемуся в условиях сурового климата не менее 7,5 лет; в таком случае возраст выхода на пенсию будет понижаться на четыре месяца за каждый отработанный год.

Неработающие пенсионеры могут получать дополнительно компенсацию один раз в 2 года при расходах на транспорт в обе стороны, если поездка связана с отдыхом.

Суровые условия труда правомерно наделены расширенным пакетом социальных гарантий и выплат, однако не каждому под силу работать в регионах Крайнего Севера.

Источник: https://OLgotah.ru/vyplaty/prochie/poluchenie-severnyh.html

Девять видов госгарантий и компенсаций работникам-северянам

"Гарантии и компенсации ""северянам"""

Работодатель несёт материальную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за несоблюдение государственных гарантий, установленных законом для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Какие виды госгарантий предусмотрены для работающих северян, разбирался Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ».

Единственная льгота, которую у северян никогда не заберут, – это возможность любоваться природой сказочной красоты. pixabay.com

Государственные гарантии и компенсации работникам северных регионов установлены как на федеральном уровне – обеспечиваются повсеместно на северах, так и на региональном – действие ограничено территорий субъекта Федерации.

Основные виды госгарантий федерального уровня установлены Трудовым Кодексом РФ. Расскажем о них подробнее.

1. Повышенная оплата труда

Работодатель обязан выплачивать заработную плату с учётом районных коэффициентов и процентных надбавок.

Районный коэффициент колеблется от 1,2 до 2 в зависимости от природно-климатических условий района.

Процентная надбавка к зарплате составляет до 100% в некоторых районах Крайнего Севера и до 50% в территориях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Чтобы получить право на процентную надбавку к зарплате, надо отработать на севере не менее шести месяцев. Затем каждый год надбавка будет постепенно повышаться.Трудовой стаж, дающий право на процентную надбавку, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов увольнения (за исключением случаев, когда работник был уволен за виновные действия). С декабря 2017 года работодатели обязаны районный коэффициент и процентные надбавки начислять сверх минимального размера оплаты труда (раньше включали в МРОТ, тем самым, занижая размер оплаты труда работников). Подробности читайте на Дзен-канале «ПРАВО ИМЕЮ» в статье «Конституционный суд пояснил, когда северянам должны сделать перерасчёт зарплаты».

2. Дополнительный выходной день

Один раз в месяц работодатель должен предоставить дополнительный выходной день работнику, который является родителем (опекуном) ребёнка в возрасте до 16 лет. Выходной предоставляется без сохранения зарплаты на основании заявления работника.

3. Сокращённая рабочая неделя

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливается сокращённая 36-часовая рабочая неделя. При этом заработную плату работодатель обязан платить как за полную 40-часовую рабочую неделю. Условие о сокращённой рабочей неделе должно быть прописано в коллективном или трудовом договоре.

4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Кроме основного оплачиваемого отпуска северянам положен дополнительный оплачиваемый отпуск, его продолжительность – 24 календарных дня в районах Крайнего Севера и 16 дней в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Основной и дополнительный отпуска можно соединять полностью или частично, но не более чем за два года. Вы два года не были в отпуске, можете сразу взять два основных отпуска и два дополнительных при условии, что продолжительность суммированных отпусков не превышает шесть месяцев.

Работодатель обязан предоставить работнику ежегодный оплачиваемый отпуск (или его часть – не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребёнка до 18 лет, поступающего в учебное заведение среднего или высшего профессионального образования, расположенное в другой местности.

При увольнении работнику выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска.

5. Компенсация расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска

Один раз в два года работодатель обязан за счёт собственных средств компенсировать работнику стоимость проезда и провоза багажа (до 30 кг) к месту использования отпуска и обратно. Если работник едет в отпуск на личном транспорте, то проезд оплачивается по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путём.

6. Гарантии при увольнении в связи с сокращением штата

Если северянин попал под сокращение, работодатель должен выплатить ему выходное пособие в размере среднего заработка. Пособие в размере среднего заработка выплачивается на протяжении трёх месяцев со дня увольнения (с зачётом выходного пособия).

Средний заработок может быть сохранён за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев при соблюдении трёх условий одновременно:

а) работник обратился в службу занятости в течение одного месяца после увольнения;б) работник не был трудоустроен службой занятости;в) служба занятости приняла решение о выплате среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы.

7. Гарантии медицинского обеспечения

Гарантии медицинского обеспечения работников должны быть прописаны в коллективном договоре (при наличии такого договора). Сотрудники федеральных органов имеют право на компенсацию оплаты стоимости проезда к месту лечения и обратно на основании медицинского заключения в случае невозможности такого лечения по месту жительства/работы.

8. Компенсация расходов, связанных с переездом на работу в северный регион

Многие компании Крайнего Севера ищут работников на «северные» вакансии по всей стране. Если вы из тех, кто приехал сюда работать из другого региона, то помимо всего прочего за счёт работодателя вам полагается:

единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок (окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с вами члена семьи в размере половины месячной тарифной ставки (оклада);оплата стоимости проезда вам и членам семьи в пределах России по фактическим расходам, включая оплату провоза багажа до пяти тонн на семью по тарифам, предусмотренным для перевозки железнодорожным транспортом;оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора.

9. Иные гарантии и компенсации

Все вышеперечисленные гарантии и компенсации являются базовыми, они могут дополняться другими – локальными гарантиями в зависимости от ситуации.

Нет ничего особенного в том, чтобы работодатель не только оплатил ваш переезд вместе с семьёй из европейской части России на Север, но и взял на себя траты по оплате вашего жилья, а также компенсировал расходы на питание.

Для этого не обязательно быть сверхредким специалистом, которого Камчатка всю жизнь ждала. Достаточно быть участником государственной программы повышения трудовой мобильности. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» рассказывал об этой программе в материале «Ехай, давай». Какие регионы зовут на работу, оплачивают переезд и дают жильё?».

Подробнее о трудовых правах северян можно узнать, ознакомившись с разъяснениями Роструда здесь.

Подписывайтесь на Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ»!

Популярное на канале:

До чего пенсионеры довели Россию?

Кому положены лекарства бесплатно и со скидкой. Исчерпывающий перечень

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravo/deviat-vidov-gosgarantii-i-kompensacii-rabotnikamseverianam-5bb47c013788e900a90480c1

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера

"Гарантии и компенсации ""северянам"""

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.

Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом – районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.

Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.

На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.

Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.

Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы

В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.

Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.

Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.

В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.

96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.

Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.

97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…

оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».

Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.

В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.

Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.

Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.

– совершенствование межбюджетных отношений

Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

 
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.

2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.

Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…

архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.

Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.

 
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.

2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.

При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

1.

Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, – законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.

Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.

2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.

До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Источник: https://helion-ltd.ru/legislative-regulation-guarantees/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: