“Феномен “”социальной лени”””

Содержание
  1. Эффект Рингельмана — что это? Заметка про зависимость результативности группы от числа её участников
  2. Что такое эффект Рингельмана? Про Макса Рингельмана и его эксперимент
  3. 25.Характеристика эффекта социальной лени
  4. 26.Способы снижения социальной лени
  5. 27.Характеристика эффектов группомыслия и синергии
  6. Глава 15. Разделенная ответственность / Социальная психология. Интенсивный курс
  7. Готовые работы на аналогичную тему
  8. Социальная леность или что делать, чтобы люди в коллективе не «сачковали»
  9. Факторы социальной лени
  10. Социальная лень: когда работа в команде дает обратный результат
  11. История открытия эффекта Рингельмана
  12. Факторы эффекта социальной лени
  13. Эффект социальной лени
  14. Эксперимент Рингельмана
  15. Большой коллектив — ленивый?
  16. Причины эффекта социальной лени
  17. Избежать эффект лени
  18. Понятие социальная леность в психологии
  19. Факторы социальной лени
  20. Социальная леность в повседневной жизни

Эффект Рингельмана — что это? Заметка про зависимость результативности группы от числа её участников

"Феномен ""социальной лени"""

Если повысить численность группы до определённого уровня, то результативность её функционирования уменьшится.

Что такое эффект Рингельмана? Про Макса Рингельмана и его эксперимент

Эффект М. Рингельмана (социальная лень) — это явление, при котором по мере возрастания количества участников в группе наблюдается снижение среднего показателя индивидуального вклада в совместную работу. Продуктивность группы ниже суммарной индивидуальной эффективности.

Принадлежит открытие Максимилиану Рингельману — учёному из Франции, сельскохозяйственному инженеру. У экспериментатора не было задачи обнаружить какие-либо социальные эффекты.

Он занимался исследованием продуктивности работы тягловых животных (быков, лошадей), а также изучал взаимодействие людей в общей групповой работе. Социально значимое открытие родилось как побочный продукт деятельности.

Можно считать, что эксперимент Макса Рингельмана, который был проведён ещё в 1913 году, один из первых классифицированных социально-психологических опытов.

Сами испытания представляли из себя следующее: людей разделили на группы и дали задание поднимать массивные предметы в определённом порядке:

  1. Предлагали испытуемому тот вес, который он может осилить. Данную массу определяли как 100%;
  2. Распределяли группы по два, четыре, восемь человек. Им надлежало поднимать тяжести суммарного значения.

В теории предполагалось, что события будут развиваться следующим образом:

  • один человек способен поднять 10 кг;
  • двое осилят уже 20 килограммов веса;
  • четверо — 40 кг и так далее.

Но теория хороша в теории, на практике — как карта ляжет. На деле результаты эксперимента выявили значения:

  • два испытуемых смогли поднять 93% массы от суммы личных показателей;
  • четверо уже 85% предполагаемого веса;
  • Источник: https://1timer.ru/aya-psihologiya/effekt-ringelmana/

    25.Характеристика эффекта социальной лени

    "Феномен ""социальной лени"""
    Открыл данный эффект Макс Рингельман. Он обнаружил, члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Этот феномен получил название социальной лени – это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

    Формула Ригельмана: С=100-7(К-1)С- средний индивидуальный вклад участниковК- количество членов группы

    Б. Латайне описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена закономерность – вероятность получения помощи выше, когда человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.Причиной социальной лени, по мнению Д. Майерса, является реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей.Формами социальной лени являются:

    1. наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
    2. групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
    3. численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
    4. кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
    5. гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

    26.Способы снижения социальной лени

    • наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда: чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;• удовлетворенность трудом: чем выше у сотрудников уровень удовлетворенность трудом сотрудников, тем ниже их социальная лень;• численность группы: чем больше численность группы, тем выше социальная лень;• гендерные различия: статистически установлено, что женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины;• групповая сплоченность и благоприятный социально-психологический климат. Люди в сплоченных группах с благоприятным социально-психологическим климатом меньше бездельничают, так как принимают больше ответственности за результаты совместного труда.

    27.Характеристика эффектов группомыслия и синергии

    Эффект «синергии»- это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брэйнсторминга» – «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.Эффект группомыслия- это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, далее если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, не традиционным взглядом. Симптомы группомыслия по Джанису: оптимизм, вера в этичность, рационализация, стериотипизация, конформизм, иллюзия единодушия.
    Источник: https://studfile.net/preview/2230779/page:10/

    Глава 15. Разделенная ответственность / Социальная психология. Интенсивный курс

    "Феномен ""социальной лени"""
    Определение 1 Социальная леность — это склонность человека сокращать свои усилия при совместной работе, полагаясь на другого.Около века тому назад французским инженером М. Рингельманом было доказано, что усилие индивида в команде по перетягиванию каната будет меньше, нежели в личном первенстве. При измерении усилий при натягивании каната было установлено, что по максимуму свои усилия участник прикладывал только тогда, когда был уверен, что тянет канат в одиночку. Индивидуальное усилие превышало усилие в коллективе на 18%. Данный феномен получил название «социальная леность».Выводы о социальной лености были сделаны и на основании других экспериментов – так Латане, Уильямс, Харкинс обратили внимание, что 6 громко кричащих или аплодирующих человек, шума производят больше не в 6 раз, а всего в 3 раза, чем это делает 1 индивид.Интересно то, что факт существования социальной лености признают все, но, при этом, никто не желает признавать себя ленивым.При работе в группе, у её членов появляется искушение поживиться за счет товарищей или, говоря по-другому, просто стать «халявщиком».

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Понятие социальная леность в психологии 480 руб.
    • Реферат Понятие социальная леность в психологии 240 руб.
    • Контрольная работа Понятие социальная леность в психологии 200 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Социальная леность появляется не только тогда, когда испытуемым приходится перетягивать канат, аплодировать или громко кричать, она появляется и тогда, когда надо перекачивать воду, перекладывать кирпичи и т. п.

    В тех случаях, когда вознаграждение за работу оценивается без учета индивидуального вклада, «халявщики» находятся в выигрыше, не прилагая особых усилий.

    Коллективный труд, должен предполагать личную ответственность за его результаты. Благоприятную почву для проявления социальной лености создает отсутствие индивидуальной ответственности.

    Эффект социальной лености имеет свою причину, обнаруженную проведенными исследованиями.

    Являясь членом группы по перетягиванию каната, человек чувствует, что его индивидуальность растворяется, такие задания по сути своей являются соединительными и требуют усилий каждого члена группы. Вклад каждого участника группы определить невозможно и, если кто-то не будет прикладывать усилий, то группа этого не увидит.

    С ростом численности группы в некоторой степени возрастает анонимность – чем больше численность людей, вносящих свой вклад в общий результат, тем сложнее определяется процессуальная потеря конкретного члена группы. Можно предположить, что максимальное снижение усилий произойдет с переходом от индивидуальной работы к работе в паре, т.е. от необезличенной к обезличенной работе.

    Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

    Задать вопрос

    Влияние фактора обезличенности можно проверить — для этого экспериментатор изменяет задание так, чтобы испытуемые были уверены в том, что усилия каждого члена группы можно идентифицировать. Проведенный эксперимент подтвердил это предположение, и вклад каждого участника группы можно было зарегистрировать – эффект социальной лености не наблюдался.

    Таким образом, эксперименты показали, что при анализе групповой работы главная роль отводится характеристикам задания.

    Замечание 1

    Социальная леность не относится к универсальным явлениям и, надо сказать, что проявляется только при выполнении группой таких заданий, когда определить вклад каждого её члена невозможно.

    Социальная леность или что делать, чтобы люди в коллективе не «сачковали»

    В социальной психологии уже 100 лет, как известен эффект социальной лености (social loafing). Суть его состоит в том, что продуктивность деятельности человека ниже в тех случаях, когда он работает в группе людей, чем когда он работает один.

    Для эффекта социальной лености существуют и другие названия: эффект тунеядца, или паразита — sucker effect; а также эффект халявщика — free rider effect. Последние два термина, на мой взгляд, более точно отражают специфику обнаруженной закономерности.

    Например, если несколько землекопов будут вместе копать котлован, то каждый из землекопов в единицу времени «выдаст на гора» меньший объем грунта, нежели в том случае, когда бы землекопы работали в одиночку. Это, естественно, касается не только простых видов труда.

    Указанный эффект подтвержден в огромном количестве экспериментов на примере самых разных видов деятельности. Общий результат состоит в том, что работа в группе приводит к относительному снижению продуктивности деятельности по сравнению с индивидуальной работой.

    Под группой в данном случае имеется в виду совокупность индивидов, деятельность которых направлена на достижение общих целей. Для получения эффекта социальной лености вовсе необязательно, чтобы члены группы работали в одном месте, как землекопы. Группой можно назвать, например, сотрудников отдела закупок, склада и отдела продаж.

    У них есть общая цель — в максимальном объеме и в минимальные сроки удовлетворить потребности покупателей. Можно назвать группой сотрудников бухгалтерии, поскольку у них есть общая цель – подготовка корректной бухгалтерской отчетности.

    Вообще говоря, и компанию в целом можно назвать группой, поскольку у сотрудников есть общая цель – прибыль компании.

    В чем же причины такого «сачкования» индивидов при объединении их в группу? И как с этим бороться? Социальные психологи объясняют данный эффект тем, что, работая в группе, отдельный человек как бы прячется в толпе, его индивидуальные результаты отчетливо не видны, и именно поэтому он может позволить себе «сачкануть», «проскочить на халяву».

    Действительно, результаты исследований показывают, что в тех случаях, когда, наряду с групповыми, фиксируются и индивидуальные результаты деятельности, иначе говоря, когда «видно» не только, сколько сделала группа в целом, но и сколько сделал каждый индивид, тогда социальная леность исчезает. Для того, чтобы работа в группе не снижала продуктивность землекопов, достаточно проследить, сколько земли выкопал каждый землекоп и поставить оплату его труда в зависимость не только от групповых, но и от индивидуальных результатов.

    Однако реальность такова, что не всегда удается четко измерить индивидуальные результаты. Возьмем в качестве примера групповую работу на совещаниях. Предположим, идет обсуждение путей решения той или иной производственной проблемы.

    В совещании участвуют руководители и ведущие специалисты различных подразделений компании. Как оценить индивидуальный вклад каждого участника в решение проблемы? По количеству выдвинутых идей, по их качеству, по суммарному времени выступлений ..? Проблематично. Один может много болтать, но «не по делу».

    А другой — на протяжении всего обсуждения молча размышлять, а потом выдать суперидею.

    Совсем недавно в исследовании Worchel, Rothgerber, & Day, 2011 были получены данные, которые позволяют пролить новый свет на феномен социальной лености и предложить некоторые дополнительные рекомендации по устранению этого нежелательного эффекта.

    Результаты экспериментов показывают, что величина эффекта социальной лености связана с уровнем зрелости группы.

    На ранних стадиях, когда группа только-только сформирована, эффект социальной лености не наблюдается, наоборот, есть даже тенденция участников работать лучше в группе, чем индивидуально.

    С другой стороны, когда группа существует давно, когда она становится зрелой, эффект социальной лености проявляется в полной мере.

    Объяснение этих фактов следующее. На ранних стадиях большинство членов группы как бы сливаются с ней, рассматривают себя и группу как единое целое.

    Со временем, однако, это чувство единства слабеет, индивид начинает мысленно отделять себя от коллектива, разделять свои рабочие интересы и интересы группы; в итоге группа становится совокупностью функционально (но не эмоционально) связанных индивидов.

    Таким образом, для того, чтобы деятельность членов группы была максимально продуктивной, можно порекомендовать следующее:

    Во-первых, в зрелых, сложившихся группах необходимо четко измерять индивидуальные результаты деятельности каждого из сотрудников, ставить систему вознаграждения в зависимость от индивидуальных результатов и не ограничиваться только показателями эффективности групповой работы.

    Во-вторых, необходимо чаще создавать новые группы. Это необязательно требует разрушения, расформирования существующих коллективов.

    Просто в дополнении к имеющимся имеет смысл создавать новые, возможно, временные объединения сотрудников: например, разного рода проектные группы, создающиеся под решение определенной задачи на временной основе из сотрудников разных подразделений.

    Кстати, в «молодых» группах необязательно фиксировать внимание участников на их индивидуальных результатах, это может нарушить чувство единства членов группы, перевести фокус внимания с чувства «мы» на чувство «я», ослабить чувство идентификации с группой и стремление работать на общий результат. В молодых группах в качестве основы системы вознаграждения, скорее всего, будет достаточно использовать только показатели групповой деятельности.

    Вадим Субботин, www.antropos.ru

    Обратите внимание на наши программы:

    • Нематериальная мотивация персонала
    • Бизнес-команда. Формирование и управление
    • От руководителя к лидеру
    • Как правильно платить сотрудникам?
    • Почему мотивация персонала может не работать
    • Работаем на голом энтузиазме! Чем заменить монетарную мотивацию
    • Что людям надо: персональные мотиваторы в трудовой деятельности
    • Что людям надо: персональные мотиваторы в трудовой деятельности (Часть 2)
    • Похвала дороже денег. Эффективность работы персонала можно повысить без дополнительных затрат

    Факторы социальной лени

    Можно назвать следующие факторы:

    • высокий уровень индивидуальной ответственности снижает социальную лень;
    • сплоченность группы и дружеские отношения;
    • большая численность группы способствует росту социальной лени;
    • члены индивидуалистических культур больше склонны к проявлениям социальной лени по сравнению с членами кросс-культуры;
    • гендерные различия – социальная лень в меньшей степени проявляется у женщин.

    Никакие социальные технологии не могут пока преодолеть эффект социальной лени. Специалисты, разбирая загадки этого эффекта, пытаются выяснить наличие таких условий, при которых группа сможет превзойти сумму достижений отдельных членов.

    Ответ, правда, до сих пор так и не найден, но, зато, хорошо стали понятны скрытые мотивы, ведущие к снижению результатов – как правило, индивидуально работающий человек сам себе говорит – кто, если не я? Ответ же группы довольно прост – а товарищи для чего?

    Источник: https://test-rokicha.ru/psihologiya/socialnaya-fasilitaciya-eksperiment.html

    Социальная лень: когда работа в команде дает обратный результат

    "Феномен ""социальной лени"""

    На самом деле это круто — делать сообща общее дело. Однако насчет эффективности командной работы есть скептики.

    В 1927 году была проведена серия очень любопытных экспериментов, результат которых сейчас не часто вспоминают. А зря. Результаты этих опытов остались в психологии под названием «эффект Рингельмана» (Ringelmann effect).

    Эксперименты заключались в следующем. Брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого — фиксировали максимальный вес, который он «потянул». После чего людей объединяли в группы, сначала — по двое, потом — четыре человека, восемь.

    Ожидания были понятны: если один человек может поднять — условно — 100 кг, то двое должны вместе поднять либо 200, либо еще больше. Ведь мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, уже существовало, до сих пор существует и активно поддерживается.

    А что происходит на самом деле…

    Но — увы! Двое людей поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь — уже лишь 49%. Проверили результаты на других заданиях. Например — на перетягивании каната. И опять — тот же результат. Увеличивали численность групп — процент только падал.

    Причина ясна. Когда я рассчитываю сам на себя, я прилагаю максимум усилий.

    А в группе можно и сэкономить силы: никто ж не заметит, как в истории о жителях деревни, которые решили на праздник налить себе бочку водки. С каждого двора — по ведру.

    При разливе обнаружилось, что бочка полна чистейшей воды: каждый принес ведро воды, рассчитывая, что в общей массе водки его хитрость не будет замечена.

    При чем тут пассивность? А при том, что, когда я действую, я волей-неволей свои усилия запоминаю и фиксирую для себя. В дальнейшем прикладываю именно столько или еще меньше. Формируя пассивное отношение к делу, в которое вовлечен вместе с другими сам.

    В случае социальной пассивности мы можем сказать, что мы отлично понимаем ее происхождение и то, что она приводит в итоге к падению результатов до нуля. Не сразу — инерция великая вещь. Но — все же.

    История открытия эффекта Рингельмана

    Эффект Рингельмана стал результатом серии отнесенных к классическим психологических экспериментов, проведенных в 1927 году. Участникам одного из экспериментов, обычным людям, предлагали поднять тяжести определенного веса. Затем определялся максимальный вес тяжести, который был по силам каждому участнику. Далее людей начинали объединять в группы по два, четыре, восемь и т. д. человек. 

    Ожидания были таковы, что вес (например, в 100 кг), который смогли поднять двое участников, удвоится при объединении их в группу (станет равным 200 кг) или даже превысит сумму показателей каждого из участников. 

    В реальности же оказалось, что двое могли поднять только 93% от суммы индивидуальных результатов, а для 8 участников эта цифра и вовсе уменьшилась до 49%. Результаты эксперимента с подъемом тяжести были позднее подтверждены опытом с перетягиванием каната немецкого ученого Отто Келера (Otto Keler), а также Биба Латане (B. Lateyn) (феномен невмешивающегося свидетеля, 1979 год).

    Таким образом, Максимилианом Рингельманом (Maximilien Ringelmann) была предложена формула, служащая для определения среднего индивидуального вклада участников группы различного размера:

    С = 100 — 7 * (К-1), где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членов группы.

    Нетрудно рассчитать, что КПД группы из трех человек составит 86%, а из восьми — только 51%.

    Мотивы такого поведения вполне объяснимы. Человек, оставшийся с задачей наедине, рассчитывает только на себя. В то время как при работе в команде он не несет единоличной ответственности и, подчиняясь закону экономии энергии, полагается на других. И чем больше в группе других, тем сильнее он на них полагается.

    Факторы эффекта социальной лени

    Социальная лень, или потеря мотивации, проявляется в том, что люди прилагают меньше усилий, работая в группе, полагаясь на своих коллег при выполнении различных заданий. Хотя участники группы обычно считают, что выкладываются полностью. Также может быть так, что участник группы проявляет социальную лень непреднамеренно.

    Факторами социальной лени выступают следующие:

    • присутствие индивидуальной ответственности за результаты труда. С повышением ответственности социальная лень, наоборот, снижается;
    • дружеские отношения, сплоченность группы. Производительность участников группы выше, если между ними установлены дружеские отношения;
    • размер группы, количество ее участников. Социальная лень растет вместе с увеличением численности группы;
    • межкультурные различия. Группы, в составе которых присутствуют представители различных культур, более продуктивны, чем состоящие лишь из представителей одной культуры;
    • гендерный фактор. Женщинам свойственно проявлять социальную лень в меньшей мере, чем мужчинам.

    Нужно сразу сказать: никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Можно обчитаться заклинаниями от «гуру командной работы», но чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять человеку.

    Разбираясь с загадками этого эффекта, ученые вынуждены были поставить вопрос: «Существуют ли такие условия, при которых группа как целое способна превзойти сумму достижений отдельных ее членов?» Увы, удовлетворительный ответ не найден до сих пор.

    Зато примерно понятны скрытые мотивы, приводящие к снижению результатов.

    Предоставленный сам себе, человек вынужден отвечать на вопрос: «Если не я, то кто?» В группе ответ видится простой: «А товарищи на что?» Перестав ощущать исключительную ответственность за конечный итог, почти любой человек подчиняется закону экономии энергии: «Что недоделал я, восполнят другие».

    Ну вот вам еще интересный примерчик командной работы.

    Источник: https://www.ridus.ru/news/287713

    Эффект социальной лени

    "Феномен ""социальной лени"""

    В настоящее время в социальной психологии достаточно хорошо изучен и описан эффект социальной лени.

    В отличие от эффекта ингибиции, который преимущественно связывается со снижением результатов индивидуальной деятельности в присутствии других людей, эффект социальной лени проявляется каждый раз, когда важен общий результат совместной деятельности, складывающийся из индивидуальных вкладов всех членов группы.

    Он отчетливо проявляется в уменьшении индивидуального вклада сотрудников группы в тех случаях, когда они знают, что их коллеги совместно с ними выполняют в точности ту же работу и значение имеет общий (суммарный) результат, а не их персональные достижения.

    Этот эффект отчетливо проявляется в спорте, а именно в видах состязаний, где победа достигается не коллективным, а суммарным усилием всей команды: например при перетягивании каната, соревнованиях лодок-байдарок с двумя, четырьмя и более гребцами и т. п.

    Эксперимент Рингельмана

    Открывателем эффекта социальной лени является Макс Рингельман. В начале XX в. он провел известный эксперимент, направленный на сравнение производительности индивидуальной и групповой работы.

    В исследовании сопоставлялись результаты индивидуальной и групповой деятельности людей в экспериментах по подниманию груза через блок. Предполагалось, что групповое усилие будет как минимум равно сумме усилий, которые индивиды демонстрируют при индивидуальной работе.

    Иными словами, два человека должны были вдвоем поднять груз не меньший, чем сумма груза поднятого ими по отдельности.

    Эксперимент М. Рингельмана, 1927 год

    Однако результаты эксперимента не подтвердили ожиданий экспериментаторов — участниками было продемонстрировано значительное падение индивидуальной эффективности при переходе от индивидуальной работы к групповой.

    Так, например, если два человека в отдельности поднимали грузы по 64 кг (условно), то совместно они показывали максимальный результат не 128 кг, а лишь 119 кг (то есть составляющий 93% индивидуальной эффективности), а втроем, при тех же начальных условиях — 163 кг (то есть 85% от индивидуальной эффективности).

    В группах из семи человек падение индивидуальной эффективности достигало 42%.

    Тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия для получения общего результата, нежели в случае индивидуальной ответственности, и получила название «эффект социальной лени». Сам М. Рингельман объяснял потерю индивидуальной эффективности при работе в группе координационными потерями взаимодействия.

    И хотя первоначально высказывались сомнения в надежности результатов эксперимента М. Рингельмана в связи с малой численностью его экспериментальной группы, в дальнейших экспериментах и другими исследователями было также достоверно подтверждено, что по мере увеличения численности группы, индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшался.

    Большой коллектив — ленивый?

    Так, уже во второй половине XX в. А. Ингхам вместе с коллегами повторил эксперимент М. Рингельмана, существенно модернизировав его.

    Во-первых, прилагаемые усилия индивидов и групп регистрировались компьютером.

    Во-вторых, чтобы полностью устранить фактор влияния на результаты эксперимента так называемых координационных потерь, в него были введены доверенные лица (конфедераты), то есть «псевдоиспытуемые», которые были обучены лишь создавать впечатление участия в упражнении.

    Они демонстрировали приложение усилий таким образом, чтобы «наивные» испытуемые, которые и были главным интересом исследователей, представляли себя реальными участниками группового выполнения упражнения. «Наивные» испытуемые располагались под номером «1», а конфедераты (в числе от 1 до 5) за их спиной.

    При этом последние имитировали напряжение всех своих сил, создавая у первых полную иллюзию совместной работы.

    По завершении эксперимента выяснилось, что ни один из 36 «наивных» испытуемых не заметил уловки исследователей. Таким образом, ученым удалось создать у испытуемых полную иллюзию участия в разных по численности группах, в то время как в действительности каждый из них работал индивидуально.

    Таким образом, индивидуальная продуктивность испытуемых в двух условиях (при работе индивидуально и в мнимых группах) полностью исключала координационные потери.

    При этом, хоть и в меньшей степени, результаты все же показали эффект потери индивидуальной эффективности при работе в группе, подтвердив универсальность феномена М. Рингельмана.

    В настоящее время для иллюстрации феномена социальной лени часто приводится формула определения среднего индивидуального вклада участников в малых группах численностью до 7 человек:

    С = 100 – 7 * (К – 1)
    С — средний индивидуальный вклад участников, К — кол-во членов группы.

    И хотя действительная эффективность группы никогда точно не соответствует этой формуле, результаты многих разнообразных исследований действительно фиксируют факт того, что по мере увеличения количества людей в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Среди возможных объяснений этому явлению исследователи эффект потерянности в толпе, при котором люди ощущают меньшую личную ответственность.

    Обучение руководителей

    Так, Б. Латайне описал «феномен невмешивающегося свидетеля». Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что вероятность оказания помощи участнику трагического происшествия обратно пропорциональна числу свидетелей этого происшествия. Иными словами, жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей.

    А. С. Харкинс описал результаты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро других людей (глаза и уши участников эксперимента были завязаны), чем в предполагаемом одиночестве.

    Причины эффекта социальной лени

    По мнению И. Штайнера, эффект социальной лени иллюстрирует базовый принцип, согласно которому:

    Действительная продуктивность группы равна ее потенциальной продуктивности минус мотивационные и координационные потери.

    По мнению Д. Майерса, причиной повышения или снижения мотивации работников в коллективной деятельности является реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей.

    Когда увеличивается боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация (усиление мотивации к деятельности), когда же затерянность в толпе и анонимность уменьшают боязнь оценки, результатом будет социальная лень.

    Успешная команда в виртуальном пространстве

    Эффект социальной лени в группе особенно четко проявляется в условиях, когда работа требует совместного участия в общей деятельности всех членов группы, а также при необходимости активного взаимодействия между ними.

    Сегодня, когда деятельность становится все более сложной и повышается вовлеченность при производстве товаров и услуг все большего количества людей, понимание причин этого психологического феномена приобретает большое значение в организации управленческой деятельности.

    Избежать эффект лени

    Руководителю следует учитывать ряд факторов, существенно снижающих возможность проявления эффекта «социальной лени» у сотрудников:

    Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда: чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

    Удовлетворенность трудом: чем выше у сотрудников уровень удовлетворенности, тем ниже их социальная лень;

    Численность группы: чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

    Гендерные различия: статистически установлено, что женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины;

    Групповая сплоченность и благоприятный социально-психологический климат: люди в сплоченных группах с благоприятным социально-психологическим климатом меньше бездельничают, так как принимают больше ответственности за результаты совместного труда.

    Картина И. Репина, Бурлаки на Волге, 1873 год

    Знание руководителем описанных выше эффектов и закономерностей групповой эффективности и рациональное их использование в управленческой практике может существенно оптимизировать совместную деятельность сотрудников и повысить ее результативность.

    Источник: Элитариум

    Олег Eвтиxoв

    Иллюстрации: Кристина Ниесова

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b5705f5602a1d00a8b40494/effekt-socialnoi-leni-5d64daeefbe6e700ad09c35f

    Понятие социальная леность в психологии

    "Феномен ""социальной лени"""

    Определение 1

    Социальная леность – это склонность человека сокращать свои усилия при совместной работе, полагаясь на другого.

    Около века тому назад французским инженером М. Рингельманом было доказано, что усилие индивида в команде по перетягиванию каната будет меньше, нежели в личном первенстве.

    При измерении усилий при натягивании каната было установлено, что по максимуму свои усилия участник прикладывал только тогда, когда был уверен, что тянет канат в одиночку. Индивидуальное усилие превышало усилие в коллективе на 18%.

    Данный феномен получил название «социальная леность».

    Выводы о социальной лености были сделаны и на основании других экспериментов – так Латане, Уильямс, Харкинс обратили внимание, что 6 громко кричащих или аплодирующих человек, шума производят больше не в 6 раз, а всего в 3 раза, чем это делает 1 индивид.

    Интересно то, что факт существования социальной лености признают все, но, при этом, никто не желает признавать себя ленивым.

    При работе в группе, у её членов появляется искушение поживиться за счет товарищей или, говоря по-другому, просто стать «халявщиком».

    • Курсовая работа 480 руб.
    • Реферат 220 руб.
    • Контрольная работа 190 руб.

    Социальная леность появляется не только тогда, когда испытуемым приходится перетягивать канат, аплодировать или громко кричать, она появляется и тогда, когда надо перекачивать воду, перекладывать кирпичи и т. п.

    В тех случаях, когда вознаграждение за работу оценивается без учета индивидуального вклада, «халявщики» находятся в выигрыше, не прилагая особых усилий.

    Коллективный труд, должен предполагать личную ответственность за его результаты. Благоприятную почву для проявления социальной лености создает отсутствие индивидуальной ответственности.

    Эффект социальной лености имеет свою причину, обнаруженную проведенными исследованиями.

    Являясь членом группы по перетягиванию каната, человек чувствует, что его индивидуальность растворяется, такие задания по сути своей являются соединительными и требуют усилий каждого члена группы. Вклад каждого участника группы определить невозможно и, если кто-то не будет прикладывать усилий, то группа этого не увидит.

    С ростом численности группы в некоторой степени возрастает анонимность – чем больше численность людей, вносящих свой вклад в общий результат, тем сложнее определяется процессуальная потеря конкретного члена группы. Можно предположить, что максимальное снижение усилий произойдет с переходом от индивидуальной работы к работе в паре, т.е. от необезличенной к обезличенной работе.

    Влияние фактора обезличенности можно проверить – для этого экспериментатор изменяет задание так, чтобы испытуемые были уверены в том, что усилия каждого члена группы можно идентифицировать. Проведенный эксперимент подтвердил это предположение, и вклад каждого участника группы можно было зарегистрировать – эффект социальной лености не наблюдался.

    Таким образом, эксперименты показали, что при анализе групповой работы главная роль отводится характеристикам задания.

    Замечание 1

    Социальная леность не относится к универсальным явлениям и, надо сказать, что проявляется только при выполнении группой таких заданий, когда определить вклад каждого её члена невозможно.

    Факторы социальной лени

    Можно назвать следующие факторы:

    • высокий уровень индивидуальной ответственности снижает социальную лень;
    • сплоченность группы и дружеские отношения;
    • большая численность группы способствует росту социальной лени;
    • члены индивидуалистических культур больше склонны к проявлениям социальной лени по сравнению с членами кросс-культуры;
    • гендерные различия – социальная лень в меньшей степени проявляется у женщин.

    Никакие социальные технологии не могут пока преодолеть эффект социальной лени. Специалисты, разбирая загадки этого эффекта, пытаются выяснить наличие таких условий, при которых группа сможет превзойти сумму достижений отдельных членов.

    Ответ, правда, до сих пор так и не найден, но, зато, хорошо стали понятны скрытые мотивы, ведущие к снижению результатов – как правило, индивидуально работающий человек сам себе говорит – кто, если не я? Ответ же группы довольно прост – а товарищи для чего?

    Замечание 2

    Отсутствие индивидуальной ответственности заставляет человека подчиниться закону экономии энергии – то, что я не сделал, сделают другие.

    Эффект социальной лености возникает при отсутствии четких зон ответственности и размытости поставленных требований. Тем не менее, специалистами были выявлены условия, при которых издержки групповой деятельности с недостаточной координацией и леностью, можно свети к минимуму.

    Среди этих условий:

    • сплотить группу так, чтобы каждый её член работал с полной отдачей возможно при неординарно сложных проблемах;
    • заинтересованность в конечном результате всех членов группы;
    • дружеские деловые отношения в группе;
    • отсутствие обезличивания в группе, т.е. учет вклада каждого члена группы в общий труд;
    • групповая договоренность – работать в полную силу;
    • стремление всех членов группы соответствовать общегрупповому эталону продуктивной деятельности;
    • наличие трудной и интересной для всех задачи.

    Социальная леность в повседневной жизни

    В лабораторных условиях феномен социальной лености наблюдается абсолютно у всех, а как с её распространением в повседневной жизни и будут ли результаты соответствовать лабораторным?

    Рассмотрим исторические примеры. Крестьяне в бывших колхозах России работали на полях и личную ответственность за конкретный участок земли не несли. Собственные нужды обеспечивались небольшими частными наделами, на которые приходился всего 1% пригодных земель. Результат обработки давал 27% от всей продукции сельского хозяйства страны.

    Частные земельные наделы в Венгрии, например, занимали 13% и давали 1/3 продукции. После 1978 г, когда в Китае разрешили продавать излишки сельхозпродукции сверх госзаказа, китайские крестьяне увеличивали производство на 8% в год, что было в 2,5 раза быстрее по сравнению с предшествовавшими годами.

    Рабочие Северной Америки, не состоящие в профсоюзе и не желающие работать на общественных началах, не прочь воспользоваться льготами профсоюза.

    Зрители общественного телевидения не желают принимать участие в сборе средств для телестудии. Получается, что возникает мотивация бездельничать, когда вклад человека не оценивается и в индивидуальном порядке не вознаграждается.

    Безусловно, коллективные усилия не всегда ослабляются. Бывает так, что цель очень значима и от каждого требуется максимальное количество усилий, тогда дух команды не только вызывает, но и поддерживает сильное рвение. Примером такой ответственности являются гребные гонки на соревнованиях, где каждый гребец академической восьмерки выкладывается на полную мощность.

    При сложности поставленной задачи, человек воспринимает собственный вклад как незаменимый.

    Эксперименты, проведенные в азиатских странах, показали, что и для них тоже существует социальная леность, но, проявляется меньше, чем в странах индивидуалистских (западные страны).

    Этот факт объясняется тем, что в странах коллективистских культур высока лояльность по отношению к рабочей группе и к семье.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/ponyatie_socialnaya_lenost_v_psihologii/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: