Актуальные проблемы модернизации управления трудовой миграцией в Российской Федерации

Трудовая миграция в современной России: актуальные проблемы

Актуальные проблемы модернизации управления трудовой миграцией в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. теоретическое исследование проблем трудовой миграции в рф 6

1.1 Общая характеристика процесса трудовой миграции в РФ 6

1.2 Трудности в интеграции и адаптации трудовых мигрантов 13

1.3 Рост ксенофобии как одна из наиболее актуальных проблем современной трудовой миграции 16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТОВ 20

2.1 Анализ конфликтов между диаспорами трудовых мигрантов 20

2.2 Анализ конфликта между мигрантами и местным населением 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно в Россию стремится большое количество трудовых мигрантов из разных стран. По данным ООН, Россия занимает второе место в мире (после США) по количеству иммигрантов – свыше 12 миллионов человек, что составляет 6,4% от общего количества населения.

1 Наибольший процент из прибывающих мигрантов составляют граждане стран СНГ и Балтии, а также представители Китая, Турции и Вьетнама. За последние 20 лет характер трудовой миграции в России изменился. Если раньше процесс перемещения граждан находился под строгим контролем, то теперь увеличивается процент нерегулируемой миграции.

Изменился и сам характер перемещений: после распада СССР в структуре миграционных потоков преобладает межгосударственная (трансграничная) миграция.

На современном этапе развития нашей страны миграция является неизбежным явлением, которое имеет как положительные, так и негативные последствия. Так, трудовые ресурсы, прибывающие в РФ, являются в высокой степени востребованными.

Учитывая более низкую, по сравнению с западными странами, производительность труда, а также демографический спад, квалифицированные кадры из-за границы являются двигателем современной российской экономики, залогом экономического роста. Вместе с тем, миграция создает для российского общества комплекс серьезных проблем. Как отмечает С.В.

Голунов: «Значительная часть мигрантов (особенно временных) не имеет легального статуса, еще бoльшая – занимает маргинальное положение по отношению к принимающему обществу и, следовательно, является очагом социального неблагополучия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями – ростом преступности, конкуренцией за рабочие места, возникновением «неконтролируемых этнических анклавов» и т.п. Прослеживается устойчивая тенденция роста напряженности в отношениях между местным населением и приезжими, что находит отражение в результатах многих социологических опросов».2

Стоит отметить и такие проблемы, как спад образовательного и культурного уровня мигрантов, трудности их интеграции и аккультурации. Мигранты все хуже знают русский язык.

Согласно выборочным опросам, примерно 15-20% трудовых мигрантов, работающих в России, практически не знают русский и общаются только на своем родном языке, что существенно затрудняет процесс их интеграции.

Среди мигрантов, прибывающих в Россию, растет доля мусульман, из которых 1/3 регулярно посещает мечеть. Принадлежность к исламу, безусловно, оказывает влияние на многие стороны жизни мигрантов в России.

Учитывая все вышесказанное, а также тот факт, что в настоящих условиях все чаще имеет место проявление ксенофобии со стороны населения принимающей страны, а также различные межэтнические конфликты, исследование актуальных проблем трудовой миграции в современной России является одним из приоритетных и актуальных направлений в рамках изучения конфликтологии.

Проблемы трудовой миграции рассматриваются в трудах отечественных исследователей А.Г. Вишневского, Г.С. Витковской, С.В Голунова, А.В. Дмитриева, Ж.А. Зайончковской, Н.М. Лебедевой, В.И. Мукомель, Г.А. Пядухова, О.Л. Рыбаковского, А.Н. Татарко, Е.В. Тюрюкановой, Ю.Ф. Флоринской, Т.Н. Юдиной и других.

Объектом исследования является трудовая миграция в современной России.

Предметом исследования – наиболее актуальные проблемы, связанные с трудовой миграцией.

Целью данной работы является анализ наиболее актуальных проблем трудовой миграции в современной России.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

    1. Определить понятие трудовой миграции и ее основные виды.
    2. Выявить основные количественные характеристики процесса трудовой миграции в России.
    3. Охарактеризовать общие тенденции миграционного процесса в современной России.
    4. Обозначить и дать характеристику основным проблемам, связанным с трудовой миграцией.
    5. Проанализировать проблемы трудовой миграции на примере реальных конфликтов.

Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три и два параграфа соответственно, заключения и библиографического списка.

1.1 Общая характеристика процесса трудовой миграции в РФ

Процесс трудовой миграции является предметом исследования многих ученых в сфере демографии, экономики, социологии и конфликтологии. В научной литературе существует большое количество определений понятия «миграция». Исследователь в области социальной миграции Т.Н. Юдина под миграцией (от лат.

migratio – перемещение, переселение) рассматривает любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.3 Более лаконичное определение дает российский социолог и конфликтолог А.В.

Дмитриев: «Миграция – перемещение в другой регион или страну с целью постоянного проживания».4

Говоря о миграции, различают такие понятия, как «эмиграция» и «иммиграция». Эмиграция означает выезд граждан за пределы государства, иммиграция – въезд иностранцев в страну с целью  постоянного проживания.

Трудовая миграция – вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Различают внешнюю, или трансграничную миграцию – пересечение мигрантами государственных границ, и внутреннюю миграцию – перемещение населения внутри страны между административными единицами.

Необходимо отметить, что далее нами будет рассматриваться лишь процесс внешней трудовой иммиграции в Россию. Как отмечают многие исследователи, именно процесс иммиграции, то есть въезда иностранных жителей в страну, является наиболее конфликтогенным.

С конца 1990-х годов происходит рост количества легально работающих в России трудовых мигрантов. Согласно официальным данным, в 2006 году оно превысило 1 миллион человек, а уже в 2009 году по договору легально работали 2425 тысяч человек.

Стоит отметить, что рост трудовой миграции говорит не столько о реальном увеличении количества работающих мигрантов, сколько о смещении границы между регулируемой и нерегулируемой составляющей миграции в пользу первой.

5 В СМИ существуют различные оценки количества нелегальной трудовой миграции – они колеблются от 5 до 15 миллионов человек. Наиболее вероятные оценки составляют 3-4 миллиона человек на начало 2000-х годов и рост до 5-7 миллионов человек в 2005-2007 годах6.

Увеличению объема нелегальной миграции способствуют миграционное законодательство, а также теневой сектор экономики, который привлекает большое количество неквалифицированных иностранных рабочих. Однако после миграционной реформы 2007 года процент регулируемой составляющей миграции вырос в 3-4 раза.

Так, согласно экспертной оценке соотношения регулируемой и нерегулируемой частей трудовой миграции, доля последней составляла 5-10% на 2000 году и увеличилась до 35-40% после 2007 года.

Большинство экономистов считают, что трудовая миграция оказывает положительное влияние на экономику России. Согласно разным оценкам, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 8-10%. Между тем, примерно 2/3 мигрантов работают в условиях теневой экономики.

По данным опросов, чуть менее половины из всех мигрантов работали по разрешению, и лишь 1/3 из них получали зарплату по ведомости. Также согласно опросам, зарплата мигрантов, работающих нелегально, на 5 % ниже зарплаты легально зарегистрированных работников.

При этом условия труда практически не различаются.

https://www.youtube.com/watch?v=-OvhJTKo3kI

В настоящий момент неформальные отношения мигрантов и работодателей выгодны обеим сторонам. Как отмечает в своей статье Е.В.

Тюрюканова: «Жесткая «привязка» работника-мигранта к работодателю, отмененная в 2007 году для выходцев из стран СНГ, но введенная вновь с 2009-го как антикризисная мера, практически выводит мигрантский труд из сферы конкурентной борьбы.

Работодатель в этом случае не может свободно выбирать работников на рынке, поскольку он ограничен заявленной квотой, и с каждым новым работником он вынужден проходить процедуру легализации. Иностранный работник также не может поменять работодателя без получения нового разрешения на работу».7

Иностранные рабочие привлекаются в Россию почти из 120 стран мира. Основные миграционные потоки в Россию направляются из стран СНГ и «дальнего зарубежья», причем в последние годы доля мигрантов из СНГ увеличилась с 53% в 2006 году до 67% в 2007 году.

Основными странами-поставщиками рабочей силы являются Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Китай, Вьетнам и Турция. С учетом нерегулируемой части миграции Украина дает около 1 миллиона трудовых мигрантов, Молдавия – до 500 тысяч.

Также увеличивается процент мигрантов из Центральной Азии.

Так, количество мигрантов из Узбекистана в 2006 году составляло лишь 10% от общего миграционного потока, а в 2009 году оно составило 30%; количество мигрантов из Таджикистана также увеличилось с 10% в 2006 году до 16% в 2009 году.

Среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией. Основные отрасли российской экономики, в которых заняты трудовые мигранты – строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и обслуживание.

Стоит отметить, что на рынке сложилась довольно четкая специализация трудовых мигрантов из отдельных стран на определенных отраслях занятости. Как показывают исследования, мигранты из Таджикистана преимущественно заняты в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов.

Мигранты из Узбекистана работают в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, жилищно-коммунальной сфере. Рабочие-мигранты из Кыргызстана заняты в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания, транспорте, торговле.

Украинские трудовые мигранты – это в большинстве своем строительные и ремонтные рабочие, рабочие на промышленных предприятиях и транспорте. Молдавские трудовые мигранты, главным образом, являются строителями и водителями.

Китайцы и вьетнамцы преобладают в сфере торговли, сельском хозяйстве, легкой промышленности.8 Это свидетельствует о том, что на российском рынке сложились определенные этнотерриториальные сегменты.

Говоря о характеристиках самих мигрантов, следует отметить, что трудовая миграция продолжает оставаться преимущественно мужским занятием.

Согласно официальным данным, доля мужчин в общем потоке мигрантов  составляет 84%. Средний возраст мигрантов – 32-33 года, более 75% из них моложе 40 лет.

Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35-40%) имеют трех и более иждивенцев.

Отмечается также снижение образовательного уровня мигрантов. Если в начале 2000-х годов почти половина трудовых мигрантов имела высшее образование, то в 2006 году – только 13%.9 Мигранты с низким уровнем образования и профессиональной подготовки являются одной из проблемных групп в плане адаптации и интеграции на рынке и труда и в обществе в целом.

Происходят изменения характера миграции по различным направлениям:

  • В миграционном потоке преобладают выходцы из сел и пригородов – 70 % от общего числа мигрантов;
  • Большинство мигрантов относятся к низшему экономическому слою – бедные(38%) и очень бедные(46%);
  • Увеличивается культурная дистанция между мигрантами и местным населением. В 2007 году доля мусульман в структуре миграционного потока из Центральной Азии составила 41%.

Одной из характерных черт современной трудовой миграции является широкое распространение неформальных социальных сетей.

В отличие от традиционных диаспор, такие сети чаще всего носят неформальный характер, слабо институциализированы, однако они не только заполняют вакуум на месте отсутствующих официальных сервисов, но и часто работают эффективнее, чем официальные структуры.

В настоящее время более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, то есть с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей.10 Также широко распространен институт частных посредников, которые обслуживают около 15% мигрантов. Чаще всего они действуют нелегально.

Через государственные каналы трудовой миграции проходит не более 10% миграционного потока. Неформальные мигрантские сети снижают возможности управления миграцией. Даже в случае появления новых ограничений в официальной политике, миграция через сети будет продолжаться.

В российском обществе сложилось представление о миграции как о временном явлении. Однако многие из тех, кто сейчас работает в разных сферах экономики, приехали в Россию уже давно и не собираются отсюда уезжать.

Тем не менее, большинство мигрантов оценивает свое пребывание в России как временное. Согласно опросам, большинство респондентов (40%) придерживается тактики долгосрочных циркулярных поездок на заработки.

Тактики краткосрочных поездок и выездов на конкретную работу придерживается менее 1/3 опрошенных. Выбор стратегии долгосрочных циркулярных поездок обусловлен возможностью извлечения максимальной выгоды для мигрантов.

  Заработная плата в России в несколько раз выше, чем в странах происхождения, а цены на товары и услуги в этих странах ниже, поэтому мигранты предпочитают зарабатывать деньги в России и тратить их у себя на родине.

Подводя итог, хочется отметить, что трудовая миграция – необходимое явление для российской экономики, а также один из путей решения демографического кризиса.

  Однако, существует много негативных сторон данного процесса, а именно: разрастание теневой экономики, обострение криминогенной обстановки и межэтнические конфликты. Как заметил в своей статье Е.

Трифонов «Миграция хороша, когда в страну приезжают культурно близкие, трудолюбивые и квалифицированные люди».11 Таким образом, перед государством стоит важная задача смена вектора трудовой миграции на более «качественную».

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_08/trudovaya-migraciya-v-sovremennoj-rossii/352185.2531117.page1.html

Трудовая миграция в РФ, Право и юриспруденция – Курсовая работа

Актуальные проблемы модернизации управления трудовой миграцией в Российской Федерации

1. Основные тенденции правового регулирования миграции в современной России

1.1 Социально-экономические предпосылки правового регулирования трудовой миграции в современной России

1.2. Особенности правового регулирования миграции в Российской Федерации

2. Теоретические основы правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации

2.1 Международно-правовые стандарты в области правового регулирования миграции

2.2 Правовое регулирование миграционных процессов

3. Основные направления развития процессов регулирования трудовой миграции с целью повышения эффективности труда в Российской Федерации

3.1. Правовые основы использования потенциала мигрантов с целью повышения эффективности труда в Российской Федерации

3.2. Перспективы совершенствования законодательства в области регулирования трудовой миграции

Заключение

Список используемой литературы

Выдержка из текста

Актуальность темы исследования.

В современных экономических и социально-политических условиях, когда поставлены задачи модернизации экономики, ускорения промышленного производства во всех сферах и отраслях народного хозяйства, обеспечения импорто-замещения по всем направлениям жизнедеятельности, а также на фоне необходимости воспроизводства трудоспособного населения, грамотное регулирование процессов трудовой миграции как объективная тенденция, заключающаяся в эффективном использовании трудового потенциала работников-мигрантов, приобретает важное значение для экономики труда. Неотъемлемым условием развития инновационной экономики является эффективная занятость населения.

Изменения российского миграционного законодательства, действующие с

1. января 2007 года, предоставили дополнительные возможности для приема трудовых мигрантов, на основе как временного, так и постоянного проживания в Российской Федерации.

Поэтому временную и постоянную иммиграцию следует оценивать, как долгосрочную стратегию воспроизводства трудовых ресурсов, несмотря на возникающие противоречия в социально-трудовой сфере и нарушение баланса макросоциальной стабильности.

В настоящее время миграция рабочей силы, охватывая все большее число стран и регионов, приобрела глобальный характер, способствуя распространению новых знаний, технологий и прогрессивных производств одной стороны и, создавая мощный клубок социально-политических и экономических противоречий и проблем, – с другой.

Усиливающееся международное и внутринациональное разделение труда, военные и политические конфликты в ряде стран и регионов, способствуют увеличению объемов и разнообразия миграционных потоков, перемещающихся из одного региона в другой, что влечет за собой как выгоды, так и издержки для стран и территорий, участвующих в миграционном процессе.

В отличие от развитых стран, уже накопивших опыт по управлению миграционными потоками, Россия впервые столкнулась с масштабным перемещением населения в условиях системных социально-экономических преобразований.

Приобретая в последнее время сильно выраженный социальный и политический характер, трудовая миграция вносит поправки в жизнь местных социумов, меняет ситуацию на рынках труда, оказывает влияние на деятельность государства, корректирует социально-экономические характеристики мигрантов, вынужденных перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и обеспеченного будущего.

Однако недостаточно исследованными остаются вопросы о роли трудовой миграции в формировании и развитии рынков труда регионов Российской Федерации, что определило необходимость проведения исследования с целью выявления проблем в сфере регулирования трудовой миграции в современных условиях и обоснования направлений совершенствования системы регулирования внутренней и внешней трудовой миграции.

Целью проведения исследования предстает аргументирование и формирование теоретических основ правового регламентирования трудовой миграции.

Задачи:

  • проанализировать масштабы и тенденции трудовой миграции в современной России;
  • рассмотреть современное состояние государственного регулирования трудовой миграции в Российской Федерации;
  • определить социально-экономические предпосылки правового регулирования трудовой миграции в современной России;
  • изучить правовое регулирование миграционных процессов;

Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе законотворчества и применения норм законодательства о трудовой миграции.

Объект исследования – социально-трудовые отношения, складывающиеся в процессе трудовой миграции.

Теоретическую основу исследования составили работы Э.М. Аметистова, Л.П. Ануфриевой, Д.К. Бекяшева, З.С. Богатыренко, М.М. Богуславского, Б.Д. Бреева, Г.С. Витковской, В.А. Волох, О.Д. Воробьева, В.В.

Глазырина, О.К. Дадаева, А.П. Егоршина, Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславская, Н.Н. Зинченко, С.А. Иванова, В.А. Ионцева, А.Н. Каменского, А.Я. Кибанова, И.Я. Киселева, Л.А. Костина, Г.С.

Скачковой, и других авторов.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие международные документы.

Методологическую базу исследования составляют диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза. Использованы также традиционные для юридических наук методы, а именно: метод системного, структурного, сравнительного анализа, исторический метод, а также формально-юридический и эмпирический методы.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН

1. декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

2. Конвенция №

97. Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)» (Заключена вг. Женеве 01.07.1949).

// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 177-193.

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/trudovaya-migratsiya-v-rf/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: